См. Русская старина. 1890.
ства канцелярии. С 1825 г. начинается новый период в истории ее развития. Указом от 12 декабря 1825 г. она перешла в «непосредственное заведование» императора, который рассматривал ее как орган личной власти и контроля, стоявший вне системы прочих бюрократических учреждений. С 1828 г. канцелярия становится средоточием важнейших отраслей управления государством.
После воцарения Николая I (1825 - 1855) от политики лавирования
не осталось и следа. Борьба с революцией внутри России и за ее пределами
заняла основное место во всей деятельности царского правительства. Для
борьбы с революцией и вообще со всем прогрессивным в общественной
жизни страны в более широких масштабах была возрождена политическая
полиция. Особым царским указом от 3 июля 1826 г. было создано Третье
отделение императорской канцелярии, основной задачей которого явля-
лось «охранение устоев русской государственной жизни» .
Третье отделение было поставлено под личный надзор императора и получило широкие права. Закон установил, что в компетенцию отделения входят: «1) все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции; 2) сведения о числе существующих в государстве разных сект и расколов; 3) известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и пр.; 4) сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих; 5) высылка и размещение людей подозрительных и вредных; 6) заведование, наблюдательное и хозяйственное всех мест заключения, в коих заключаются государственные преступники; 7) все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в пределы государства прибывающих и из оного выезжающих; 8) ве-
домости о всех без исключения происшествиях» . Через некоторое время к этим обязанностям Третьего отделения прибавилась театральная цензура.
Исполнительным органом III отделения были органы и воинские соединения корпуса жандармов. Официальный указ об учреждении новой жандармской организации - корпуса жандармов появился 28 апреля 1827 г. Целью его было создание в центре и на местах четкой системы жандармских органов, выполнявших обязанности наблюдательной, конной городской и военной полиции. Главный начальник III отделения являлся одновременно и шефом корпуса жандармов. С 1839 г. должность начальника штаба корпуса жандармов была совмещена с должностью управляющего III отделением. В системе внутреннего управления и охраны самодержавия видное место занимал донос; царское правительство щедро поощряло добровольных политических доносчиков. Для богатого и знатного доносчика
См.: Министерство внутренних дел. 1802 - 1902. Исторический очерк. Русский
Архив. 1889. Кн. 2. Вып. 7. С. 396 - 397.
См.: Министерство внутренних дел. 1802 - 1902. Исторический очерк. Русский архив. 1889. Кн. 2. Вып. 7. С. 396 - 397.
благодарность выражалась объявлением «монаршего благоволения», доносчику из числа крепостных крестьян даровалось освобождение от крепостной зависимости. Состоящим на военной или гражданской службе предоставлялись чины, ордена, бриллиантовые перстни. И в деле декабристов донос сыграл немаловажную роль. Предателя декабристов Шервуда, осыпанного всякими милостями, наградили прибавкой к его фамилии приставки «Верный» и дворянским гербом.
Деятельность III отделения во второй четверти XIX в. развивалась по двум основным направлениям. Первое из них представляло собой осуществление организационных и практических мероприятий в области политического сыска, второе - общего контроля и надзора за государственным аппаратом управления.
«Третье отделение осуществляло функции политической полиции не только на территории России, но и за ее пределами, имея за границей обширную сеть агентов и шпионов, которые вели наблюдение за деятельностью революционных организаций в различных странах Европы... Свои усилия в этом направлении Третье отделение объединяло с органами политической полиции европейских государств, входя в международную полицейскую организацию с центром в Брюсселе» .
Во второй половине XIX в. революционная ситуация в России осложняется, обусловлено это, прежде всего, буржуазными революциями в Европе, а также проигранной Крымской войной, которая показала неэффективность существующего строя, вскрыла и обострила социальные противоречия. В этих условиях революционные движения развиваются и становятся на новый уровень.
Так, споры по тактическим и программным вопросам явились причиной раскола в 1879 г. «Земли и воли» на две организации: «Черный передел» и «Народную волю», члены которой стали склоняться к тактике террора.
В 1878 г. В. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова. 23 февраля 1878 г. состоялось покушение на товарища прокурора Киевского окружного суда Котляревского, в мае революционеры убили адъютанта Киевского жандармского управления Гейкинга, в феврале 1879 г. - харьковского генерал-губернатора Кропоткина. 4 августа 1878 г. С. Кравчинокий закалывает кинжалом на улице шефа жандармов Мезенцева, 13 марта 1879 г. Л. Мирский совершает покушение на шефа жандармов Дрейтельна. 2 апреля А.К. Соловьев стреляет в Александра II.
«Народная воля» стала самой крупной революционной организацией России того периода. Она имела четкую структуру кружков, связанных
Мулукаев Р. О. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России. -М., 1964. С. 11.
единством цели, твердой дисциплиной, строгой конспирацией. Энергией ее руководителей были вызваны к жизни студенческие группы, рабочая организация, военная организация.
К концу 70-х гг. XIX в. в России сложилась революционная ситуация. Самодержавие переживало острый и глубокий кризис, выразившийся в его неспособности управлять страной через «обычные» органы и на основе существовавшего законодательства.
9 августа 1878 г. было издано два закона, установивших передачу дел «О государственных преступлениях, о некоторых преступлениях против должностных лиц» в ведение военно-окружных судов. При этом подсудимые подлежали наказанию по законам военного времени. В сентябре 1878 г. был издан циркуляр, предоставлявший «право свободного прохода в любое время на все фабрики и заводы чинам Корпуса жандармов и полиции, а также производства там арестов и обысков».
Важной мерой было принятие «Временных правил» 1 сентября 1878 г., по которым чинам Корпуса жандармов, а при отсутствии их - полицмейстерам и уездным исправникам предоставлялось право ареста лиц, подозреваемых в «государственных преступлениях», а также и «лиц, привлекаемых к ответственности за участие в уличных беспорядках или сходках, имеющих политический характер». При этом не только арест, но и ссылка (по соглашению шефа жандармов с министром внутренних дел) могли применяться без санкции прокурора.
Указом от 15 ноября 1880 г. Третье отделение было закрыто, а его дела сосредоточены в Департаменте государственной полиции Министерства внутренних дел - так была завершена реорганизация жандармско- полицейского управления, и Департамент государственной полиции стал центральным органом объединенных полицейских сил. Для решения поставленных задач царское правительство вынуждено было уделять особое внимание укреплению и расширению аппарата политической полиции. Наряду с мерами по увеличению общей численности личного состава Отдельного корпуса жандармов правительство организует новые жандармские управления.
В 1880 г. в Петербурге и Москве начинают действовать специализированные оперативные подразделения - Отделения по охранению порядка и общественной безопасности, называвшиеся в просторечии охранными отделениями или охранками. Собственно, такое отделение при петербургском градоначальнике возникло еще в 1866 г., после покушения Каракозова, но оно влачило жалкое существование и какой-либо самостоятельной роли не играло.
3 декабря 1883 г. по докладу министра внутренних дел графа Д.А. Толстого было утверждено положение «Об устройстве секретной полиции в Империи». Это Положение создавало возможность организации сети охранных отделений.
Главной задачей охранные отделений являлся политический сыск, т. е. обнаружение и надзор за революционными организациями (партиями, группами), а также за отдельными революционерами с передачей всех полученных сведений в жандармские управления для обысков, арестов и дознаний. В канцеляриях полицейских учреждений охранники выдавали справки о политической благонадежности.
Свои задачи охранки осуществляли с помощью обширной агентуры как наружного наблюдения - так называемых филеров, так и секретных (внутренних) агентов.
Такая схема, расширяясь и усложняясь, просуществовала до революции 1917 г. Оперативная работа в этих подразделениях была поставлена на очень высоком уровне. Основным методом считалась внутренняя агентура. О размахе работы можно судить по делу Азефа, которое является одним из значительных достижений охранки, так как он, являясь руководителем боевой организации партии эсеров, был «внутренним» агентом, а также крупнейшим провалом, так как информация об этом стала достоянием общественности.