См.: Веретенников В. И. Из истории Тайной канцелярии 1731 - 1762 гг. - Харьков, 1911. С. 14.
Сыскные дела распределялись по степени важности - наиболее значительные поступали в Верховный тайный совет.
Заняв русский трон в результате смертельной борьбы придворных группировок, герцогиня Курляндская Анна Иоанновна (Ш0 - 1740) Манифестом от 4 марта 1730 г. уничтожила Верховный тайный совет, пригласивший ее на престол, и восстановила Правительствующий Сенат, передав ему дела по политическому сыску.
Через год после восшествия на престол Анна Иоанновна занялась реорганизацией политического сыска, создав Канцелярию тайных розыскных дел, получившую исключительную монополию в производстве политического сыска на всей территории России, подчинив ее себе, без права вмешательства любого высшего учреждения империи в ее деятельность. Таким образом, Канцелярия тайных розыскных дел получила те же права, какими пользовался Преображенский приказ. Став его полной преемницей, Канцелярия тайных розыскных дел заняла его помещения и получила архивы всех своих предшественников. Штат был укомплектован из лиц, ранее служивших в Преображенском приказе и имевших четкую специализацию - рассмотрение дел о политических преступлениях.
Разрастаясь и процветая, Канцелярия тайных розыскных дел благополучно пережила свою учредительницу Анну Иоанновну и, сменивших ее на русском троне Анну Леопольдовну с малолетним Иоанном Антоновичем (1740 - 1741) и Елизавету Петровну (1741 - 1761).
Петр III (1761 - 1762) через два месяца после восшествия на престол именным Манифестом от 21 февраля 1782 г. ликвидировал Канцелярию тайных розыскных дел и учредил при Сенате Тайную экспедицию, фактически просто переименовав ее.
Екатерина II (1762 - 1795) «замаскировала» Тайную экспедицию Сенатом. Генерал-прокурор Сената А.А. Вяземский имел право никому не докладывать о деятельности Тайной экспедиции, кроме императрицы, и даже, в случае необходимости, уничтожать документы по некоторым делам.
Секретными агентами политический сыск в XVIII в. еще не располагал, а их предшественники — лазутчики занимались главным образом подслушиванием. Так, князь М.Н. Волконский в 1773 г. доносил Екатерине II: «Употреблять надежных людей для подслушивания разговоров публики в публичных собраниях, как то: в рядах, банях, кабаках, что уже и исполняется, а между дворянством также всякие разговоры примечаются» .
В политический сыск Екатерина II внесла два очень важных новшества: организацию перлюстрации переписки подозреваемых лиц и засылку лазутчиков в места скопления людей для подслушивания разговоров.
Пережив без существенных изменений царствования Екатерины II и Павла I (1798 - 1801), Тайная экспедиция была демонстративно расфор
' См.: Осьмнадцатый век: Истории, сб. - М., 1869. Кн. 1. С. 128.
мирована Александром I (1801 - 1825) через три недели после его восшествия на престол. Все ее функции император передал органам местной администрации. Но вскоре он пришел к мысли о необходимости существования в государстве централизованной системы политического сыска. И 8 сентября 1802 г. было образовано Министерство внутренних дел, одна из четырех экспедиций которого (вторая) ведала политическим сыском и цензурой. Одновременно при столичном губернаторе была создана Тайная полицейская экспедиция, также осуществлявшая политический сыск. 5 сентября 1805 г. император образовал Комитет высшей полиции, д 13 января 1807 г. был учрежден Комитет охранения общественной безопасности. Основными осведомителями обоих Комитетов являлись обер-полицмейстеры, директора почт и министры. Одновременно с Комитетом в Петербурге и Москве существовала Особая секретная полиция, одновременно подчинявшаяся Министерству внутренних дел. В ее обязанности входил политический сыск.
Военный историк генерал-лейтенант А.И. Михайловский- Данилевский писал: «В Петербурге была тайная полиция: одна в Министерстве внутренних дел, другая у военного генерал-губернатора, а третья у графа Аракчеева, ... в армиях было шпионство тоже очень велико: говорят, что примечали за нами, генералами, что знали, чем мы занимаемся,
играем ли в карты, и тому подобный вздор» .
В 1810 г. Александр I учредил Министерство полиции, имевшее в своем составе три департамента: полиции исполнительной, полиции хозяйственной и полиции медицинской, а также две канцелярии: общую и особенную. Особенная канцелярия занималась производством политического сыска на всей территории Российской империи. В 1819 г. Министерство полиции было ликвидировано, и все его функции возвратились обратно в Министерство внутренних дел.
За период царствования Александра I методы работы политического сыска существенно изменились, при нем появились тайные полицейские агенты, их было немного, но они внесли свой вклад в дело раскрытия политических преступлений, доносчики потеснились и отошли в тень. Политическая полиция получила возможность действовать более уверенно.
Вторая четверть XIX в. была ознаменована дальнейшим углублением кризиса, выражением которого явилось восстание 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Петербурге (первое в истории России открытое выступление против самодержавия и крепостничества, с которого начинается периодизация революционной борьбы).
Самодержавный принцип личного управления получил наиболее яркое выражение в реорганизации собственной его Императорского величе-