Становление и развитие политического сыска в дореволюционной России
Для более полного уяснения понятия и сути ОРД необходимо совершить небольшой исторический экскурс. Надо сразу оговориться: несмотря на то, что деятельность, направленная на добывание информации, представляющей интерес для решения тех или иных задач, появилась вместе с институтом социального управления, понятие оперативно-разыскной деятельности сложилось относительно недавно, и поэтому рассматриваемые нами исторические факты правильней будет называть элементами ОРД, а не отождествлять их с ее современным определением.
По своей сущности разыскная деятельность - или раньше ее называли розыск (сыск) - является ответвлением от разведывательной деятельности, проводимой для выяснения планов противника, но имеющей свои специфические признаки.
При возникновении государства разведка получила статус официального направления и использовалась первоначально, в основном, против внешнего противника. Задача заключалась в получении информации либо от пленных, либо от специально засылаемых, либо оставленных в местах расположения противника лазутчиков (позже их стали называть шпионами). Римские императоры окружали себя целыми армиями тайных агентов, негласной информацией широко пользовались Ришелье и Наполеон.
Исходя из того, что у государства, помимо внешних врагов, всегда имелись также внутренние, отдельные формы разведки стали использоваться в борьбе и с ними.
В последующем эти формы видоизменялись, приспосабливались к существующим условиям и приобрели специфические черты, т. е. была выработана особая тактика, характерная лишь для борьбы с внутренними врагами. Некоторые элементы этой тактики стали использоваться для борьбы с уголовными преступниками, в первую очередь для розыска скрывшихся преступников.
Использование агентуры и других оперативных методов для получения информации о тайных планах и действиях противника своими корнями уходит в далекое прошлое. Агентура применялась и применяется как в политических целях, так и в борьбе с преступностью не только нашей, но и зарубежными странами.
В первых государственных образованиях восточных славян (VI - VIII вв.), а затем в Киевском государстве (IX - XII вв.) права и интересы феодалов охранялись главным образом при помощи войска - княжеской
дружины и дружин крупных феодалов, выполнявших в случае необходимости и полицейскиефункции.
При Иване1\П/(1533 - 1584), первом из великих князей, принявшем царский титул, преследование политических противников велось с особой жестокостью, что снискало ему прозвище Грозный. Обусловлено это было в первую очередь выделением центральной власти, так как Иван}\уЛ13 первого среди равных стал единовластным правителем. В этот период создается особый уникальный орган политического сыска - опричное войско, которое формируется по принципу личной преданности царю. Главным средством политического сыска этого периода были доносы. Под подозрение попадали целые семьи, роды и, наконец, целые города Наиболее ярким примером был разгром Новгорода зимой 1570 г. по доносу должностных лиц.
При преемниках Ивана Грозного: Федоре Иоанновиче (1584 I 587), Борисе Годунове (1587 - 1605), Лжедмитрии (1605 - 1606) и Василии Шуйском (1606 - 1610) ничего похожего на опричное устройство не существовало. Для рассмотрения важных дел создавались временные комиссии
во главе с боярами.
Царствование Алексея Михайловича (1645 - 1676) сопровождалось восстаниями в провинциях, войной с Богданом Хмельницким, Крестьянской войной под руководством Степана Разина. Для стабилизации внутриполитической обстановки требовалось усиление центральной власти, а оно не могло произойти без создания системы политического контроля за деятельностью провинциальных органов управления. Для этого в 1650 г. царь учредил Приказ тайных дел. Так началось выделение политического сыска в специализированное подразделение центрального государственного аппарата.
Во главе нового Приказа стоял тайный дьяк, имевший в подчинении от шести до пятнадцати подьячих. Политический сыск этого периода сводился к выслушиванию доносчиков, их поощрению и ловле предполагаемых преступников, т. е. тех, на кого поступил извет. Таким образом, Приказ тайных дел стал первым в России центральным государственным учреждением, монопольно занимавшимся политическим сыском. В конце царствования Алексея Михайловича при Приказе тайных дел была образована Особая следственная комиссия, разбиравшая дела после подавления крупных восстаний.
В середине XVI в. возник Разбойный приказ, который наряду с расследованием общеуголовных преступлений осуществлял функции политической полиции. Он ведал сыском и судом в отношении разбойников и «иных лихих людей». Разбойному приказу были подчинены местные органы губного и земского управления, которые осуществляли судебнополицейские функции.
В Москве и Московском уезде задачи политической и общеуголовной полиции выполнялись Земским приказом (именовавшимся также Земским двором). Земский двор, помимо преследования разбойников и «иных лихих людей», ведал сбором податей с посадского населения Москвы, а также наблюдал за порядком и благоустройством в столице. За порядком на улицах, площадях, корчмах и других общественных местах наблюдали ярыжки — низшие полицейские чины Земского приказа. Важные полицейские функции на местах в конце XVI — начале XVI в. выполнялись воеводами.
После захвата власти у Софьи Алексеевны (1682 - 1589) Петром I (1589 — 1725) методы сыска и дознания оставались прежними - донос и пытка. Фискалитет, внедренный в российскую жизнь Петром I, окутал своей паутиной всю империю. В 1689 г. был учрежден Приказ розыскных дел, а в конце 1696 г. царь Петр собственноручно написал и утвердил указ о передаче всех дел о политических преступлениях в Преображенский приказ. Никому в России вне стен Преображенского приказа не разрешалось заниматься рассмотрением дел по государственным преступлениям. Штат его состоял из двух дьяков и восьми подьячих. Именным указом от 25 сентября 1702 г. Петр I подчинил Преображенскому приказу все центральные учреждения России в части политического сыска. Попытки высших учреждений империи подчинить себе Преображенский приказ ни к чему не привели, Петр I неоднократно подтверждал его привилегированное положение. Даже когда на смену Приказам пришли Коллегии, и тогда Преображенский приказ не изменил своего первоначального названия.
В начале 1718 г. для расследования дела об измене царевича Алексея Петровича и его сторонников Петр I учредил Канцелярию тайных дел, он рассматривал ее как временную следственную комиссию, но обстоятельства складывались так, что Тайная канцелярия постепенно превратилась в учреждение постоянное, аналогичное Преображенскому приказу. В дальнейшем Петр I предполагал Тайную канцелярию упразднить, но лишь указом Екатерины I от 28 мая 1726 г. она была ликвидирована.
За семь лет существования Тайной канцелярии ею было расследовано 280 дел. За этот же период Преображенский приказ произвел расследование 2028 дел . При ликвидации Тайной канцелярии ее дела поступили в Преображенский приказ, и вновь он монополизировал политический сыск на всей территории империи. Вскоре после восшествия на престол Екатерины I ею был учрежден Верховный тайный совет, и Преображенский приказ, переименованный в Преображенскую канцелярию, также попал под его контроль, а часть политических дел начала поступать в Сенат.