Система органов управления в сфере использования и охраны земель различных категорий
Система органов государственной власти в области использования и охраны земель установлена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Все органы, осуществляющие управление земельным фондом делятся на:
а) органы общей компетенции;
б) органы специальной (межотраслевой) компетенции;
в) органы отраслевой компетенции.
а) Органы общей компетенции. К ним относятся:
1. Президент РФ;
2. Правительство РФ;
3. Федеральное собрание РФ (управление в форме нормотворчества).
б) Органы специальной (межотраслевой) компетенции. Межотраслевые органы специальной компетенции осуществляют свои полномочия по отношению к земельным участкам всех форм собственности и категорий по вопросам, указанным в положениях об этих органах. К ним относятся:
1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
1.1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
2. Министерство здравоохранения РФ.
2.1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
3. Министерство экономического развития РФ.
3.1. Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).
3.2. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
в) Органы отраслевой компетенции. К ним относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные отдельными функциями либо в области использования и охраны отдельных категорий земель, либо в рамках определённой отрасли хозяйства. К таким органам можно отнести:
1. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводы).
2. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
3. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
4. Министерство культуры.
5. Министерство сельского хозяйства.
5.1. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
6. Министерство транспорта России и подведомственные ему:
6.1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
6.2. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
6.3. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
6.4. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Функции органов управления в сфере использования и охраны земель и их компетенция
Функции управления - это закрепленные в законодательных и иных НПА основные, постоянные направления деятельности уполномоченных органов государственной власти и исполнительных органов МСУ в сфере использования и охраны земель. К наиболее значимым функциям относятся:
1.Планирование рационального использования и охраны земельных ресурсов;
2. Государственный земельный надзор;
3. Государственный мониторинг земель;
4. Землеустройство;
5. Государственный кадастровый учет земель;
6. Фискальная деятельность, связанная с использованием земель;
7. Предоставление земельных участков физическим и юридическим лицам в собственность и в пользование;
8. Перевод земель из одной категории в другую;
9. Резервирование и изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
10. Регистрация прав на земельные участки;
11. Участие в разрешении споров, правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.
Система органов государственной власти в области использования и охраны земель установлена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Все органы, осуществляющие управление земельным фондом делятся на:
а) органы общей компетенции;
б) органы специальной (межотраслевой) компетенции;
в) органы отраслевой компетенции.
а) Органы общей компетенции. К ним относятся:
1. Президент РФ;
2. Правительство РФ;
3. Федеральное собрание РФ.
б) Органы специальной (межотраслевой) компетенции. Межотраслевые органы специальной компетенции осуществляют свои полномочия по отношению к земельным участкам всех форм собственности и категорий по вопросам, указанным в положениях об этих органах. К ним относятся:
Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Деятельность органа носит природоохранный характер. Земельные полномочия Минприроды заключаются:
а) В проведении мероприятий по охране лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий;
б) В утверждении такс и методик расчета вреда окружающей среды, например, при загрязнении земель;
в) В создании и управлении ООПТ.
Министерство здравоохранения РФ.
2.1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Она выполняет функции санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства в пределах всех категорий земель независимо от форм собственности.
Министерство экономического развития РФ.
3.1. Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр). К её полномочиям относится:
а) Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним;
б) Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная кадастровая оценка земель
в) Введение государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства. Надзор за проведением землеустройства;
г) Государственный мониторинг земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;
д) Государственный земельный надзор.
3.2. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). К полномочиям Росимущества относятся:
а) Надзор за управлением, распоряжением, использованием и сохранностью федеральный земель;
б) Приобретение в установленном порядке земельных участков в федеральную собственность, передача федеральных земель в государственную собственность субъектов РФ и в муниципальную собственность (в ЗК РФ новая глава V.5);
в) Представляет Минэкономразвития предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки (глава V.3 ЗК РФ);
г) Заключает договоры аренды земельных участков, выступает организатором торгов по продаже федеральных земельных участков;
д) От имени РФ осуществляет предоставление земельных участков ГУПам, государственным учреждениям, органам государственной власти;
е) Принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами.
И др.
в) Органы отраслевой компетенции. К ним относятся федеральные органы исполнительной власти, наделенные отдельными функциями либо в области использования и охраны отдельных категорий земель, либо в рамках определённой отрасли хозяйства. К таким органам можно отнести:
1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Этот орган наделен полномочиями земельного надзора в отношении земель ООПТ и земель лесного фонда.
2. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводы). В его полномочия входит владение, пользование и распоряжение водными объектами и землями водного фонда, отнесенными к государственной собственности.
3. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра). Выдает заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешение на застройку площадей залегания полезных ископаемых.
4. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Оно готовит документы о переводе земель лесного фонда в земли других категорий. Участвует в согласовании документов территориального планирования субъектов РФ, муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов, городов федерального значения, устанавливает и изменяет границы лесов защитного, эксплуатационного и резервного назначения, ведет государственный лесной реестр (учет лесных участков, лесничеств и т.д.).
5. Министерство культуры. Осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства в области использования и охраны объектов культурного наследия федерального значения, осуществляет контроль за их состоянием, осуществляет надзор за разработкой градостроительных регламентов и другой документации, выдает разрешение на проведение земляных строительных и других работ в зоне охраны объектов культурного наследия.
6. Министерство сельского хозяйства. Оно осуществляет полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
6.1. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Она осуществляет государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в пределах своей компетенции;
7. Министерство транспорта России и подведомственные ему:
7.1. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
7.2. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация);
7.3. Федеральное дорожное агентство (Росавтодор);
7.4. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот)
осуществляют согласование размещения линий связи и электропередачи, резервирование и выкуп земельных участков для государственных нужд для строительства автодорог общего пользования, а также расширения морских портов и т.п.
Мониторинг земель
Мониторинг земель предусмотрен ст. 67 ЗК РФ и представляет собой часть государственного экологического мониторинга, т.е. систему наблюдений, оценки и прогноза состояния земель, их количественных и качественных характеристик, их использования, состояния и плодородия почв в целях получения достоверной информации о состоянии земель.
Порядок ведения установлен Приказом Минэкономразвития России от 26.12.2014 N 852 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения». NB! В лекции указывалось Постановление Правительства, оно утратило силу с 1.04.15.
Государственный мониторинг земель в РФ осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Задачи мониторинга:
1. Выявление изменений в состоянии земель. Выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли или об устранении последствий такого воздействия;
2. Обеспечение органов власти информацией о состоянии земельных ресурсов;
3. Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды, в том числе состоянии земель.
Объекты мониторинга: все земли в границах РФ, независимо от целевого назначения и форм собственности. Каждый объект государственного мониторинга земель описывается набором показателей, определяющих его состояние и использование.
Виды мониторинга:
1. В зависимости о целей наблюдения:
а) Мониторинг использования земель. В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением;
б) Мониторинг состояния земель. В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.
2. В зависимости от территории наблюдения:
а) Локальный;
б) Региональный;
в) Федеральный.
3. По сроку:
а) Периодический. Проводится для получения данных об использовании и состоянии земель за период 3-х лет;
б) Оперативный. Проводится для получения данных об использовании и состоянии земель на текущий момент;
в) Базовый. Проводится для получения данных об использовании и состоянии земель на момент начала осуществления государственного мониторинга земель
Стадии мониторинга:
1. Сбор информации, ее обработка и хранение;
2. Непрерывное наблюдение, анализ и оценка качественного состояния земель;
3. Прогнозирование и формирование информационных баз данных.
Данные, полученные в ходе мониторинга являются общедоступными и используются при подготовке государственного национального доклада о состоянии и использовании земель в РФ, который ежегодно представляется в Правительство РФ.