Глава 2. Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних
К мерам общесоциального предупреждения преступности несовершеннолетних относятся действия, направленные на повышение социальной защиты семей с детьми, увеличение материальной помощи детям-сиротам и детям-инвалидам, реформирования образовательных учреждений, надлежащее финансовое обеспечение труда учителей и воспитателей. Они нацелены на уменьшение противоречий и стабилизацию социально-экономических, политических, морально-психологических, правовых отношений в государстве и обществе.
Значительную предохранительную роль могут выполнять школы, центры юношеского творчества, спортивные кружки и секции, которые организуют досуг подростков. Следует обратить внимание на возможности общественных организаций (экологических, просветительских) в противодействии преступности несовершеннолетних. Большое значение приобретает воспитание уважительного отношения к памятникам культуры, национальных достижений.
К специально-криминологическим предупреждения нужно отнести действия (рассчитанные как на всех несовершеннолетних, так и на их отдельные группы), направленные на уменьшение негативного влияния криминогенных факторов, а также меры, направленные на конкретных лиц с девиантным или преступным поведением с целью недопущения возникновения антиобщественной мотивации
Примером специально-криминологического предупреждения является Комплексная программа профилактики правонарушений на 2015-2020 годы. В ней определено, что особое внимание будет уделяться предотвращению преступности среди детей и подростков. Предусмотрено также разработку ряда информационно-методических материалов по вопросам предотвращения детской безнадзорности, бродяжничеству и попрошайничеству.
Запланировано проведение рейдов с целью социальной и правовой защиты детей, предупреждения их беспризорности и безнадзорности. Эти профилактические меры позволят устроить беспризорных детей в учреждения социальной защиты и повлиять на детей, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства или психотропные вещества.
В настоящее время в России проходит этап реформирования системы обращения с несовершеннолетними правонарушителями и детьми с девиантным поведением. Предполагается практическое воплощение проверенных временем и эффективных некарательных методов воздействия на несовершеннолетнее лицо, совершившее преступление - пробации, восстановительной юстиции, медиации, которые являются составляющими системы ювенальной юстиции - того звена судебной системы, которая в демократическом мире занимается несовершеннолетними в их конфликте с обществом или законом. Ее целью является социальная реабилитация несовершеннолетних.
Специалисты обращают внимание на имеющуюся взаимосвязь определенных проблем в поведении детей в тех семьях, которым присущи недостаточные воспитательные навыки родителей. Поэтому во всем мире растет число внедренных образовательных профилактических программ. Главная их цель - улучшение практического воспитания детей, которое должно привести к улучшению их поведения. Наиболее эффективными сейчас есть специальные уроки, когда родителей обучают навыкам переговоров по решению конкретных проблем и конфликтных ситуаций в семье, умению внимательно следить за поведением своих детей, определяя время их отсутствия дома, сферы интересов, предпочтений и круг друзей.
Другая категория - программы предупреждения преступности несовершеннолетних, направленные на улучшение молодежного досуга. Криминологи считают бесцельное прожигание времени и неструктурированный досуг несовершеннолетних негативным фактором, который влияет на повышение уровня преступности. Напротив, «сознательный» досуг может удерживать их от делинквентных поступков. Однако это очень часто зависит от конкретных форм проведения свободного времени и, безусловно, не может быть панацеей от делинквентности как таковой. (Известно, что многие преступления совершаются ради развлечения или желания пережить «острые ощущения»).
Большое количество программ направлена на позитивное изменение поведения тех подростков, вероятность превращения которых в преступников является достаточно высокой. Это, прежде всего, те, кто уже «имел дело» с правоохранительными органами, подростки, чьи родители или они сами злоупотребляют наркотиками или алкоголем, дети, сбежавшие из дома вследствие жестокого обращения с ними, имеют плохие оценки из двух или более школьных дисциплин, злобные прогульщики уроков.
Школы являются влиятельным фактором предотвращения преступности несовершеннолетних. Важна работа с лицами, которые в раннем возрасте обнаружили агрессивное поведение, дезадаптацию или психопатологию. Вторая составляющая - это реформа процесса обучения в тех школах, которые не обеспечивают должной социализации молодежи.
Важным является соблюдение законодательных норм, регулирующих защиту детей, всеми субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних.
Правонарушения несовершеннолетних, в связи с общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, сексуальными и другими отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних; с динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних; демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и морально-психологическим сферам общественной жизни.
Практика борьбы с преступностью показывает, что общая закономерность постепенно снижает уровень преступности, в том числе и среди несовершеннолетних. Общими объектами воздействия специально-криминологического предупреждения правонарушений несовершеннолетних являются: криминогенные факторы, которые оказывают отрицательное влияние на нравственное формирование личности правонарушителей; различные конфликтные ситуации; внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие преступления и наступления преступного результата.
Применительно к теме нашего исследования, в качестве непосредственного объекта социального контроля в предупреждении преступлений выступает личность учащихся правонарушителей как носителей различных общественных связей , имеющих криминогенную окраску. К ним относятся, прежде всего: дети и подростки, которые самовольно оставили учебу в школах, колледжах ,училищах и других учебных заведениях, которые нигде не учатся, не работают и ведут беспорядочный образ жизни; детей с недостатком воспитания, либо с откровенно плохим воспитанием, неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения; несовершеннолетних, условно направленных или возвратившихся из спецшкол и спец училищ; подростков, вернувшихся из мест заключения, осужденных судами к наказанию, не связанному с лишением свободы, и лиц, условно переданных на перевоспитание общественности; осужденных учащихся, в отношении которых судами применена отсрочка исполнения приговора; безнадзорных подростков из числа учащихся, правонарушителей и состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
В процессе осуществления профилактических мер, субъекты этой деятельности, рассмотрены конкретные требования к объектам социального контроля, используя систему методов и средств воздействия на личность правонарушителя. Воспитание моральной и правовой ответственности за свои поступки, активной гражданской позиции, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, уважению лиц, охраняющих правопорядок в стране. Это имеет первостепенное значение для правильного определения организационных форм профилактической воспитательной работы.
Несовершеннолетние правонарушители обычно с недоверием воспринимают информацию воспитательного характера, исходящую от официальных лиц и коллективов. Постепенно оторвавшись от группы студентов, такие учащиеся ищут занятия вне школы, в кругу случайных уличных знакомых и сравнительно легко попадают под пагубное влияние антиобщественных элементов. Это одно из самых слабых мест социализации человека на современном этапе развития общества. Поскольку среди учеников, совершивших преступления и другие правонарушения, самые сложные и неуспевающие подростки, педагогическим коллективам и общественным организациям учебных заведений следует больше внимания уделять этим учащимся. Такие подростки должны подлежать систематической, целенаправленной индивидуально-профилактической работе, их необходимо привлекать к общественной жизни учебных коллективов, спортивной и другой класс работе, укреплять связь с родителями и общественными организациями по месту проживания учащихся и их деятельности.
По справедливому мнению многих педагогов и психологов, дети в семье являются не только объектом, но и субъектом воспитания. Они в порядке обратной связи оказывают воспитательное воздействие на родителей.
Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют избирательность поведения и могут привести к утрате подростком самоконтроля. К ним относятся, прежде всего, общее переутомление, длительное нравственное напряжение, эмоциональный стресс и тому подобное. Установлено, что при ослаблении самоконтроля одни ведут себя стереотипно, другие действуют импульсивно под влиянием неосознанных мотивов.
Одной из отличительных особенностей мотивации многих преступлений, совершенных учащимися, является непреднамеренный характер действий несовершеннолетних, когда правонарушитель импульсивно, под влиянием ситуации или неосознанно следует примеру других.
Невыполнение школьных требований, постоянное нарушение дисциплины, порядка в классе и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической черты характера личности или ее крайней неустойчивости, аномальных потребностей и аморального способа удовлетворения, естественных для всех детей потребностей, неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие оправдательных мотивов и т. д. Воспитательное воздействие не становится для подростка мотивацией нормального поведения, поэтому воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна.