Предмет (определён в ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ») – это
ü соблюдение прав и свобод человека и гражданина
ü соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений
о совершённых преступлениях
ü соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий
ü соблюдение установленного порядка проведения расследования
ü законность принимаемых органами расследования решений.
Т.е. в предмет прокурорского надзора входят:
1) оперативно-розыскные мероприятия
2) действия, предшествующие возбуждению уголовного дела (проверка заявлений и сообщений о совершении преступлений)
3) уголовно-процессуальные действия по расследованию преступлений (в том числе – акты, выносимые органами расследования)
4) действия других участников процесса.
3) В уголовном судопроизводстве прокурор является полноправным участником процесса
Уголовно-процессуальным законом (УПК) подробно регламентированы:
ü действия органов расследования, поднадзорных прокурору, а также
ü действия самого прокурора.
Прокурор в надзоре за расследованием преступлений наделён большим объёмом властно-распорядительных полномочий.
Властными полномочиями являются:
- полномочия по выявлению нарушений закона и
- полномочия по реагированию на выявленные нарушения закона.
Своим постановлением прокурор может отменить любое незаконное постановление следователя или дознавателя. По любым вопросам прокурором могут быть даны указания прокурора, обязательные для исполнения.
Почти любое дело (исходя из обстоятельств дела, его сложности) прокурор может принять к своему производству.
Прокурор осуществляет принципиальное руководство расследованием.
На любом этапе расследования прокурор может проверить полноту расследования, а также дать соответствующие указания об изменении направления проводимого расследования.
4) Определённые особенности имеют правовые средства реагирования, применяемые прокурором
Реагирование прокурора необходимо не только в случаях выявления прокурором нарушений закона, но (в ряде случаев) и для осуществления следственных действий, для принятия решений следователем или дознавателем. Многие действия и решения следователя и дознавателя нуждаются в одобрении их прокурором.
Особенность состоит в том, что надзор осуществляется на всех этапах расследования, начиная с момента поступления заявления или сообщения о преступлении до заключительного этапа расследования (отправления дела в суд или прекращения дела).
Исходя из этого, надзор за расследованием распадается на определённые участки:
1) надзор за законностью при приёме, регистрации разрешении заявлений и сообщений о преступлениях (это доследственная проверка)
2) надзор за законностью задержания лица по подозрению в совершении уголовного преступления
3) надзор за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого
4) надзор за законностью избрания мер пресечения
5) надзор за законностью приостановления уголовного дела
6) надзор за законностью прекращения уголовного дела
7) надзор за законностью при направлении дела в суд и утверждении обвинительного заключения.
К числу актов, регулирующих осуществление прокурорского надзора за расследованием, относятся:
1) УПК РФ
2) закон «Об оперативно-розыскной деятельности»
3) закон «О частной охраной деятельности»
4) закон «О психиатрической помощи»
5) закон «О милиции» и др.
Приказы и указания генерального прокурора:
1) Указ № 7 от 20 февраля 2002 года «Об организации исполнения ФЗ «О введении в действие УПК РФ» и переходе органов прокуратуры на новые условия уголовного судопроизводства»
2) Приказ № 31 от 18 июля 1997 года «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием»
3) Приказ № 3 от 10 ноября 1999 года «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершённых и приготовляемых преступлениях»
4) Приказ № 39 от 5 июня 2002 года «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства»
5) Приказ № 56 от 25 апреля 2000 года «Об организации надзора за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».