Полномочия по реагированию на нарушение закона
1) прокурор имеет право разъяснения пострадавшим порядка защиты их нарушенных прав и свобод
2) прокурор имеет право возбудить уголовное дело или производство по делу об административном правонарушении
3) прокурор освобождает лиц, подвергнутых административному задержанию по решению несудебных органов, путём издания постановления
4) незаконные правовые акты прокурор вправе опротестовать тому должностному лицу, которое их издало, или вышестоящему
5) прокурор может использовать полномочие по обращению в суд с заявлением о признании правовых актов недействительными
Возможность обращения используется по усмотрению прокурора (в случаях, если протест отклонён или известно, что обращаться с протестом бесполезно).
6) прокурор имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту охраняемых законом прав и интересов граждан, организаций, общества и государства
7) прокурор может внести представление об устранении нарушений закона, а также причин и условий, способствующих их совершению, компетентному лицу, способному их устранить
8) в случае выявления готовящегося правонарушения прокурор имеет право вынесения предостережения о недопустимости нарушения закона.
Должностные лица и органы, к которым обращены акты (требования) прокурора, обязаны безотлагательно рассмотреть их и принять меры к устранению нарушений, после чего – в установленный срок сообщить о результатах рассмотрения в прокуратуру. Для этих лиц существует свобода усмотрения только в том, какие именно меры принять, однако принятие мер является обязательным (в противном случае – виновное лицо привлекается к ответственности).
4. Правовые средства надзора за исполнением законов,
соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Правовые средства надзора – это те действия и акты, которые прокуроры вправе совершать и издавать при осуществлении надзора.
Правовые средства надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина делятся на 2 группы:
1) правовые средства выявления нарушений закона
2) правовые средства реагирования на нарушение закона.
Методика осуществления надзора – это совокупность методов и приёмов использования правовых средств.
Вышестоящая (генеральная) прокуратура специально разрабатывает методики проведения надзора по различным отраслям и участкам надзора и рассылает их прокурорам. В методиках указывается: какие договоры и факты должны рассматриваться (изучаться), какие меры должны приниматься и т.д.
Тактика осуществления надзора – это те приёмы и способы, которые применяются для получения наиболее эффективных результатов с наименьшими затратами времени и сил.
Правовые средства выявления нарушений закона
Это проверки исполнения закона, проверки законности правовых актов.
Проверка – это комплекс действий, в процессе осуществления которых реализуются предоставленные прокурору полномочия.
Вид и содержание проверок зависит от повода к их проведению и от объёма проверки.
Проверки различаются:
ü по масштабу исследуемых вопросов
ü по содержанию
ü по кругу проверяемых объектов
ü по длительности охватываемых проверками периодов времени
ü по степени сложности установления обстоятельств нарушений и их оценке.
1. Виды проверок по субъектам, участвующим в их проведении:
1) проверки, проводимые прокуратурой (только прокурором)
2) проверки, проводимые с участием специалистов
3) проверки, проводимые по заданию прокуратуры руководителями органов и организаций в подчинённых или подконтрольных им структурах.
2. Виды проверок по поводу их проведения:
Проверки, проводимые по инициативе прокурора
Это проверки законности правовых актов.
В силу п.2 Приказа генерального прокурора № 30 такие проверки законности правовых актов, издаваемых всеми поднадзорными прокуратуре субъектами, должны осуществляться независимо от поступления информации о нарушениях законности.
В процессе этих проверок предлагается использовать право прокурора на участие в заседаниях представительных, законодательных, исполнительных органов и органов местного самоуправления.
Прокурор должен проводить такие проверки регулярно.