Виды направлений деятельности прокуратуры:
1. основные направления деятельности прокуратуры (отрасли надзора):
1) надзор за исполнением конституции и законов (общий надзор)
ü федеральными органами исполнительной власти (министерствами, государственными
комитетами, службами)
ü представительными, законодательными и исполнительными органами власти
субъектов РФ
ü органами контроля
ü органами военного управления
ü органами местного управления
ü руководителями и органами управления коммерческих и некоммерческих организаций.
Сюда же относится надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми этими субъектами.
2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
3) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, осуществляющих наказание и иные меры государственно-правового принуждения
4) участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел
5) участие прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел.
Отрасли надзора различаются между собой по следующим признакам:
а) предмет надзора
б) круг поднадзорных субъектов
в) полномочия прокурора в данной отрасли
г) применяемые прокурором правовые средства надзора
Предмет надзора – это то, на что направлена деятельность прокуратуры. Это исполнение закона поднадзорными субъектами. Закон может исполняться активно или пассивно. К предмету также относятся факты неисполнения закона.
Круг поднадзорных субъектов – это органы исполнительной власти разных уровней, контрольные органы, руководители и органы управления организаций.
Полномочия прокурора различаются по отраслям: в одних отраслях прокурор имеет более властные полномочия, в других – менее.
Правовые средства надзора – это те действия (акты) прокурора, которые он может совершать (издавать) для выявления и реагирования на нарушение закона.
2. комплексные направления деятельности прокуратуры:
Они образуются из элементов нескольких отраслей надзора с целью последовательной борьбы с определённого вида правонарушениями.
1) уголовное преследование преступлений, выявленных в ходе общенадзорной проверки
2) надзор за исполнением законов судебными приставами
3) надзор за исполнением природоохранного законодательства не указаны в ФЗ
4) надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних «О прокуратуре»
и молодёжи
5) надзор за исполнением налогового законодательства организационно
6) надзор за исполнением законодательства о труде не оформлены
3. организационные направления:
1) координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью
2) участие прокуратуры в правотворческой деятельности
3) международное сотрудничество органов прокуратуры.
Координация деятельности правоохранительных органов
в борьбе с преступностью
Координация– это согласование, приведение в порядок, в соответствие.
Применительно к деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью: координация – это приведение в соответствие (согласованность) действий разных правоохранительных органов.
Цель – повышение эффективности борьбы с преступностью за счёт комплексного использования потенциальных возможностей каждого правоохранительного органа.
Формы координации:
1) совместное изучение преступности
2) совместная разработка мероприятий по борьбе с преступностью
3) координационные совещания руководителей правоохранительных органов
4) создание рабочих групп
5) подготовка совместных указаний для различных органов.
Положение «О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью», утверждённое Указом Президента от 16 апреля 1996 г. № 567.
Организационные способы координации осуществляют генеральный прокурор и подчинённые ему органы (на них возложена инициатива и ряд организационных полномочий по подготовке совместных решений и контролю за их исполнением).
Координируемые субъекты обладают самостоятельностью.
Участие прокуратуры в правотворческой деятельности
Прокуроры могут формулировать и вносить предложения по изменению и дополнению существующих законов, а также разработке новых нормативных актов.
С этой целью прокуратура обращается в соответствующие органы.
Однако обращение прокурора не влечёт юридических последствий, поскольку генеральный прокурор не наделён официально правом законодательной инициативы.
Этим вопросом в Прокуратуре занимается Управление правового обеспечения.
Основой этой деятельности является Приказ генерального прокурора № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства».
Международное сотрудничество органов прокуратуры
Международное сотрудничество генеральной прокуратуры и других прокурорских органов основано на следующих актах:
ü международные договоры, соглашения
ü правила, конвенции:
- Всеобщая декларация прав и основных свобод человека
- Конвенция о правах ребёнка
- Пекинские правила (о несовершеннолетних)
- Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней
- Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными
- Конвенция о выдаче преступников и др.
Эти акты касаются охраны прав человека, защиты нарушенных прав, борьбы с преступностью, осуществления правосудия.
Особого внимания заслуживает Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (сокращённое название: Минская конвенция) от 22 января 1993 г. Эта конвенция была подписана в Минске представителями государств – бывших членов СССР. Согласно этой конвенции: граждане государств – бывших членов СССР имеют право обращаться свободно и без ограничений в органы, осуществляющие правосудие этих государств.
Генеральной прокуратурой подписан ряд договоров о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами стран – бывших членов СССР (например: с Таджикистаном, с прибалтийскими республиками).
Направления (формы) сотрудничества:
1) направление и исполнение разовых поручений и запросов об оказании правовой помощи
Так решаются:
§ вопросы возбуждения уголовных дел
§ вопросы производства отдельных процессуальных действий
§ вопросы вызова свидетелей
§ вопросы выдачи документов
§ вопросы экстрадиции.
2) постоянное сотрудничество с правоохранительными органами, занимающимися борьбой с транснациональной организованной преступностью (Интерполом, Европолом):
ü обмен информацией
ü взаимные консультации
ü проведение совещаний
ü обмен делегациями специалистов для передачи опыта работы.
Международное сотрудничество осуществляется через Генеральную прокуратуру и её территориальные подразделения.
В рамках прокуратуры существует специальное подразделение – Международное правовое управление.
Акты ген. прокурора, предписывающие, каким образом должно осуществляться сотрудничество:
v Приказ № 50 от 3 августа 1998 г. «Об организации международного сотрудничества
прокуратуры РФ»
v Приказ № 35 от 26 июня 2002 г. – касается вопросов организации сотрудничества в
сфере уголовного судопроизводства.
Также действуют указания ген. прокурора.
Помимо отраслей выделяются также участки и подотрасли надзора.
Подотрасли надзора – это более специализированные виды, чем отрасли; это части отраслей. Например: отрасль – общий надзор, подотрасль – надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи, участок – надзор за исполнением законодательства о труде несовершеннолетних.
Система и содержание