Представительство и доверенность в МЧП.
Обязательственным статутом не охватываются отношения по выдачи доверенности => данные отношения регламентируются специальными правовыми нормами, которые составляют статут представительства.
Законодательство РФ не предусматривает коллизионных норм, которые применяются к отношениям представительства. Обычно такие отношения охватываются конструкцией договора поручения. Вместе с тем, доверенность направлена на регулирование внешних отношений представительства и соответственно договором не охватывается.
Ст. 1209 ГК РФ содержит специальные правила, которые касаются доверенности:
ü форма и срок действия доверенности, основания прекращения – определяются по праву места ее совершения.
ü доверенность, выданная за границей, не м.б. признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если форма удовлетворяет требованиям российского права.
Правила в отношении формы доверенности содержатся и в МД:
Кишиневская конвенция 2002 г.– закрепляет закон места совершения доверенности, но говорит о том, что доверенность будет считаться действительной, если соблюдены требования законодательства той страны, на территории которой она будет использоваться.
Правила ст. 1209 не касаются объема полномочий представителя. Современная практика МКАС исходит из того, что доверенность, выданная ЮЛ, должна подчиняться общим правилам о сделках (принцип наиболее тесной связи), если доверенность выдана от имени ФЛ – то объем полномочий представителя определяется личным законом ФЛ, выдавшего доверенность. Данное правило закреплено в ст. 1217 ГК.
К доверенностям должны применяться положения гражданского и гражданско-процессуального законодательства. Одновременно следует помнить, что в соответствии с консульским уставом, консул имеет право без доверенности представлять интересы своих граждан, если они не в состоянии защитить свои интересы по каким-либо причинам.
Договор международной купли - продажи
Договор международной к-п фактически представляет собой соглашение о предоставлении товаров определенного вида в собственность покупателя, заключенное между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории различных государств, при этом национальная принадлежность сторон не имеет значения. Основной документ, регулирующий договор - Конвенция ООН 1980г. о договорах международной к-п.
Ст.1 Конвенции под договорами международной к-п товаров определяет такие договоры, которые заключаются между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах и при этом эти гос-ва являются договаривающимися, либо когда согласно коллизионным нормам применимым является право договаривающегося гос-ва. Если гос-во является договаривающимся, то конвенция становится частью права страны, которая участвует в конвенции. В связи с этим, если коммерческие предприятия продавца и покупателя расположены в разных странах и при этом ни одна из них не участвует в конвенции, но стороны избрали в качестве применимого право участника конвенции, то такой договор будет регулироваться нормами конвенции.
Конвенция устанавливает сферу своего действия с т.зр. видов товаров, на к-п которых она не распространяется: товары, приобретенные для личного, семейного или домашнего пользования, товары, приобретенные с аукциона, товары, приобретенные в силу закона или в порядке исполнительного производства, к-п ценных бумаг, электроэнергии, судов водного и воздушного транспорта.
Каждая сделка международной к-п имеет самостоятельное юридическое значение, права и обязанности сторон устанавливаются исключительно по соглашению между сторонами, поэтому на практике целесообразно прибегать к четким формулировкам условий сделки.
Общая характеристика прав и обязанностей сторон представлена в части 3 Конвенции, в частности, установлено, что продавец обязан поставить товар к указанной в договоре дате, а также передать относящиеся к товару документы и право собственности на товар. Кроме того, поставляемый товар должен соответствовать требованиям договора по качеству, кол-ву и описанию.
Ст.36 Конвенции устанавливает, что продавец несет отв-сть за любое несоответствие товара, за исключением случаев, когда покупатель знал или не мог не знать о таком несоответствии. При этом по общему правилу несоответствие товара дб установлено в момент перехода собственности на покупателя. Продавец обязан передать право собственности на товар. При этом момент перехода права собственности будет зависеть от положений договора и действующих правовых систем. Обосновывая право покупателя требовать возмещения убытков, Конвенция вводит понятие "существенное нарушение договора" (ст.46,49). При этом под нарушением договора ст.25 понимает неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, существенное нарушение договора возникает при наличии вреда, при условии, что пострадавшая сторона в значительной степени лишается того, на что рассчитывала при заключении договора. В практике сформировалось такое понимание значительной степени - невозможность выполнения конечной цели договора. Продавец также имеет право заявить о расторжении договора при наличии существенных нарушений со стороны покупателя.
Ст.74 Конвенции дает анализ понятия убытков. В данном случае убытки трактуются как сумма, равная ущербу, включая упущенную выгоду, но такие убытки не могут превышать ущерба, который нарушившая договор сторона предвидела или дб предвидеть в момент заключения договора как возможное последствие нарушение с обязательным учетом обстоятельств, о которых такая сторона знала или дб знать.
Кроме основных обязанностей покупателя на него мб возложены другие обязательства, в частности - осмотреть или сохранить товар, информировать продавца о ходе исполнения договора и т.д., при этом, такие обязательства покупателя могут вытекать как из самого договора, так и из обыкновений сложившейся практики. Положения Конвенции не требуют, чтобы договор заключался в письменной форме, при этом ст.11 Конвенции указывает, что наличие договора может доказываться любыми средствами, включая свидетельские показания. Но для России это положение не действует в силу оговорки, совершенной при присоединении. В целом положения ВК могут распространяться на разновидности договора к-п, за исключением соглашений, перечисленных в ст.2.
Помимо конвенции действует ряд других источников, которые регламентируют договор международной к-п товаров, во-первых, это Общие условия поставок СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), в настоящее время Условия действуют в редакции 1988г., впервые были разработаны в 1957г. Эти Общие условия поставок создали общий правовой режим взаимной внешнеторговой поставки в странах-участницах. Фактически данные Условия представляли собой перечень основных условий, которые целесообразно включать в договоры. По сути это было то, что сегодня мы называем типовой формой договора. На основе Общих Условий между отдельными членами СЭВ заключались двусторонние соглашения. СССР заключил такие соглашения с Болгарией, Венгрией, ГДР, Кубой, Польшей и Чехословакией. Соответственно, в настоящее время, начиная с 28.06.1991 СЭВ упразднена. В протоколе об упразднении СЭВ гос-вам было предоставлено право определить порядок применения документов СЭВ. В связи с этим зафиксирован неодинаковый подход отдельных стран к порядку применения данного документа. Для России действует факультативный порядок.
С т.зр. сравнительного анализа с ВК можно отметить следующее: во-первых, отличаются сферы применения данных документов, в частности общие условия поставок применяются к договорам к-п с участием ФЛ. Во-вторых, Конвенция в отличие от Общих условий поставок применима к договорам между партнерами одной национальности, при условии, что коммерческие предприятия находятся в разных гос-вах. В-третьих, Общие условия поставок применяются к поставкам всех видов товаров, кроме того, общие условия поставок также применяются к поставкам товаров, если обязательства стороны в основном заключается в выполнении работы.
Общие условия поставок состоят из преамбулы и включают 122 параграфа. В целом регулируются следующие вопросы: заключение, изменение и прекращение контракта, базис и сроки поставки, техническая документация, права и обязанности сторон, порядок платежей, отв-сть, претензии и арбитраж, исковая давность и применимое право.
Помимо Общих условий поставок в международной сфере принимаются двусторонние соглашения, которые носят общее название "торговые договоры". Для России действует 130 таких договоров.
Помимо обязательных документов существует достаточно большой блок неправовых средств регулирования договора к-п. Прежде всего, сюда относятся торговые обыкновения.
Инкотермс - международные правила толкования торговых терминов. Впервые был опубликован МТП в 1936. Содержащиеся в Инкотермс термины включают в себя базисные условия поставок, которые оговаривают распределение прав и обязанностей между продавцом и покупателем при заключении и исполнении договора. Во всех термины базисные условия поставок сгруппированы по 10 основным направлениям таким образом, что обязанности продавца зеркально соответствуют правам и обязанностям покупателя. В настоящее время наиболее употребимым на практике является Инкотермс в ред. 2000 г., он содержит правила толкования 13 торговых терминов, термины имеют краткое наименование, представляющие собой аббревиатуры их названия на английском языке. Содержащиеся в терминах правила могут применяться к поставкам всех видов товаров при их перевозке воздушным, водным, автомобильным или железнодорожным транспортом. Однако ряд терминов мб использован только при перевозке грузов в рамках морского пространства. Все термины, содержащиеся в Инкотермс разделены на 4 группы:
1) группа Е предусматривает, что продавец предоставляет товары покупателю непосредственно в своих помещениях;
2) группа F: продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика нанятого покупателем в согласованном географическом пункте;
3) группа С: продавец сам обязуется заключить договор перевозки, но при этом он не несет риск случайной гибели имущества, а также какие-либо дополнительные расходы после погрузки товара на транспортное средство;
4) группа D предусматривает, что продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момент доставки товара в страну назначения.
Международные правила Инкотермс носят рекомендательный характер, соответственно стороны, желающие использовать эти правила должны оговаривать применение Инкотермс в своем договоре с обязательным указание редакции Инкотермс, термина, избранного для поставки и наименованием географических пунктов. Ряд стран признает Инкотермс в качестве обязательного документа (например, Украина).
Также к регулированию международной к-п относятся Принципы регулирования международных коммерческих договоров Унидруа, кроме того, Унидруа также разработал Принципы европейского контрактного права, этот документ разработан в рамках подготовки общеевропейского кодекса частного права.
Принципы регулирования международных коммерческих договоров Унидруа разработаны в целях установления сбалансированного свода правил коммерческих договоров, предназначенных для использования во всем мире, независимо от правовых традиций. По своему содержанию принципы являются достаточно объемным документам, которые учитвают практику внешнеторговой деят-сти. Принципы подлежат применению в том случае, если стороны согласились, что их договор будет регулироваться нормами данного документа, а также в том случае, когда стороны в качестве применимого права называют общие правовые принципы. Кроме того, принципы Унидруа могут использоваться для толкования и восполнения содержания международных унифицированных правовых документов, а также для решения проблем, возникающих в ситуациях, когда установить соответствующую норму применимого права оказывается невозможно. Чаще всего данный документ рассматривают в кач-ве международного обычая, в нашей стране принципы Унидруа рассматриваются как неофициальная кодификация международных торговых обычаев.
Типовые проформы: фактически типовая проформа представляет собой типовой контракт, в котором содержатся рекомендательные условия, построенные по принципу типизации договорных условий. Проформы разрабатываются участниками делового оборота, а также различными организациями, которые ставят своей задачей содействие международной торговле. Наибольшее значение сегодня получили общие условия и типовые контракты, которые подготовлены Европейской комиссией ООН. В настоящее время разработано около 30 таких документов. Стороны не обязаны использовать эти проформы, но они значительно облегчают международную деловую практику. Кроме того, если проформа разработана в рамках транснациональной корпорации фактически она становится обязательной для её контрагентов.
Международное страхование
Порядок и условия страхования с участием иностранного элемента не регулируется международными соглашениями. Таким образом, о международного страхования отсутствует конвенциональная основа. Последняя попытка её создания относится к 1971г., когда на сессии рабочей группы по международному зак-ву в области морских перевозок было решено рассмотреть вопрос о создании международных унифицированных норм по страхованию. В итоге были разработаны типовые правила по страхованию судна и груза, эти правила получили рекомендательный характер. В настоящее время некоторые конвенции и договоры говорят о необходимости страхования, главным образом, в связи с возможным причинением вреда источником повышенной опасности, в частности условия о страховании предусмотрено всеми двусторонними договорами о международном автомобильном сообщении. Как правило, отношения по страхованию регулируются национальным зак-вом страны страховщика. Вместе с тем, в деловой практике большое значение имеют обыкновения, сложившиеся в данной сфере. Очень широко применяются условия страхования грузов, которые были разработаны объединением лондонских страховщиков в 1884г. В настоящее время правила действуют в ред. 1982г. В соотв-вии с данными условиями были унифицированы стандартные условия страхования, которые положены в основу правил страхования большинства страховых компаний мира.
Данные условия предусматривают три варианта оговорок для включения в договор страхования. Оговорка "А" обеспечивает наибольшее покрытие рисков, оговорка "B" обеспечивает покрытие от 5 групп рисков:
1) сюда относятся стихийные бедствия, в т.ч. огонь, молния, буря, вихрь и крушение и столкновение судов и самолетов, посадка судна на мель, взрыв и повреждение судна льдом.
2) пропажа судна или самолетов без вести, несчастные случаи при погрузке, укладке и выгрузке груза,
3) несчастные случаи при приеме судном топлива;
4) все необходимые целесообразные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка вследствие изменения его размера. ?
Группа "С" обеспечивает минимальное покрытие рисков.
В практике международного страхования существует 2 основных принципа формирования рисков, которые обеспечивают страховую защиту. Первый принцип построен на методе исключения, т.е. по этому принципу страхуется груз по всем рискам, за исключением некоторых. По этом принципу построена страховая защита оговорки "А", а также раздела третьего правил страхования грузов. В соотв-вии с оговоркой "А" страховщик не возмещает убытки, произошедшие:
1) вследствие всякого рода военных действий, пиратских действий, гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации или уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей,
2) в рез-те прямого или косвенного воздействия радиации или атомного взрыва;
3) в рез-те умысла или грубой неосторожности страхователя, в т.ч. в следствие существенных нарушений установленных правил перевозки грузов;
4) влияние температуры;
5) в случае несоответствующей упаковки;
6) в случае повреждения груза грызунами, червями или насекомыми;
7) в рез-те замедления доставки груза и падения цен, не возмещаются всякие косвенные убытки, в т.ч. упущенная выгода.
Соответственно, если страхователь желает застраховать груз от одного из этих условий оно дб специально указано в договоре.
Второй принцип построен на методе включения: груз считается застрахованным от тех рисков, которые перечислены - по этому принципу построены оговорки B, C.
Специфическим явл-ся страхование от общей аварии. Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие намеренно и разумно произведенных чрезвычайных расходов ради общей безопасности в целях сохранения от общей опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии. Фактически речь идет о том, что жертвуют малым ради многого. В случае общей аварии производится расчет убытков, согласно КТМ.
Российское зак-во не препятствует российским страховщикам использовать правила страхования, разработанные объединением лондонских страховщиков и аналогичные правила. Это право страховщиков закреплено в ст.940 ГК РФ. Ст.943 ГК РФ указывает, что условия, на которых заключается договор страхования мб определены в стандартных правилах страхования, разработанных объединениями страховщиков. При этом в договоре дб ссылка на эти правила и такие правила дб изложены в одном документе с договором, либо приложены к нему. Однако, на практике международные коммерческие суды высказывают точку зрения о том, что данное правило не должно применяться к общеизвестным правилам страхования.
Помимо различных международных конвенций обязанности по заключению договора страхования предусматривают некоторые термины согласно Инкотермс. В этом случае действует общий принцип, что страхование дб произведено у страховщика, который пользуется хорошей репутацией в соотв-вии с минимальным покрытием согласно условиям страхования грузов, разработанных объединением лондонских страховщиков. При этом страхование должно покрывать как минимум предусмотренную в договоре цену + 10%. Данный обычай входит в противоречие с положениями ГК РФ, согласно которому страховая сумма не должна превышать действительную стоимость имущества.
Международный финансовый лизинг
На международном уровне термин "лизинг" означает долгосрочную аренду объектов производственного назначения. В международной договорной практике лизинг представляет собой особы вид аренды, представляющий собой коммерческую деятельность по приобретению за свой счет имущества одним лицом с целью его передачи в аренду другому лицу. Международный лизинг подразделяется на экспортный и импортный. Согласно договору экспортного лизинга экспортная компания приобретает имущество у иностранной фирмы, а затем передает его в пользованию иностранному лизингополучателя. Импортный лизинг представляет собой обратную ситуацию: лизингодатель закупает предмет лизинга у иностранного субъекта и передает его отечественному лизингополучателю На практике с учетом положений российского зак-ва лизинговая сделка квалифицируется как международный лизинг только в случае экспортного лизинга, т.е. когда лизингодатель и лизингополучатель явл-ся резидентами различных гос-в, при этом национальность поставщика оборудования значения не имеет.
Правоотношения в области международного лизинга в РФ регулируются конвенцией Унидруа о международном финансовом лизинге (конвенция от 28.05.1988). Россия присоединилась в 1998г.
В соотв-вии с Конвенцией сделка лизинга должна отвечать следующим требованиям: лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных гос-вах, лизингополучатель самостоятельно выбирает оборудование и поставщика, лизингодатель приобретает оборудование исключительно с целью последующей его сдачи в лизинг, о чем поставщик осведомлен. Из Конвенции следует, что финансовый лизинг - сделка, оформленная двумя видами договоров: купля-продажа и собственно лизинг. Положения Конвенции распространяются на непосредственные отношения лизинга. В кач-ве предмета лизинга конвенция указывает движимое имущество, в т.ч. производственное оборудование, транспортные средства. Кроме того, предметом лизинга могут являться любое оборудование, тесно связанное с недвижимым имуществом, либо прикрепленное к ЗУ. В течение срока действия договора собственником имущества остается лизингодатель, при этом конвенция подчеркивает, что права собственника защищаются в случае банкротства лизингополучателя . Выбор поставщика по Конвенции лежит на лизингополучателе, но при этом лизингополучатель вправе обратиться к лизингодателю с просьбой провести предварительную экспертизу имущества, но в любом случае все претензии относительно хар-ке оборудования лизингополучатель должен предъявлять в поставщику оборудования. Также Конвенция устанавливает перечень прав и обязанностей сторон по договору, а также правила внесения периодических платежей. Вопросы, которые прямо не регулируются Конвенцией подлежат разрешению в соотв-вии с общими принципами права, на которых основана Конвенция. Кроме того, в самой Конвенции предусмотрены отдельные коллизионные нормы для регулирования вещных прав на различные виды имущества.
В силу ст.3 Конвенции она применяется, если стороны договора находятся в гос-вах, которые явл-ся участниками Конвенции, при этом под сторонами понимается и поставщик. Кроме того, Конвенция будет применяться, если в силу автономии воли сторон, стороны изберут право гос-ва-участника Конвенции. Также действие Конвенции мб по соглашению сторон исключено. Кроме того, стороны вправе отступить от некоторых положений Конвенции или вносить изменения относительно отдельных формулировок. Конвенция содержит лишь одну императивную норму, от действия которой нельзя отступать, эта норма закреплена в п.3 ст.8, в соотв-вии с ней устанавливается обязанность лизингодателя не нарушать гарантию спокойного владения предметом лизинга, т.е. не обремененного вещными правами третьих лиц. Кроме того, в международной практике сложилось правило, запрещающее отступать от положений Конвенции о порядке возмещения убытков при существенном нарушении обязательств лизингополучателя (ст.13).
Конвенция по многим практически возникающим вопросам оставляет на усмотрение сторон договора детальное определение его условий. Ряд вопросов она регулирует таким образом, что это расходится с фактической международной практикой. В то же время в Конвенции прослеживается стремление обеспечить баланс прав и законных интересов сторон договора. Этим Конвенция отличается от положений российского зак-ва. Наше зак-во направлено на обеспечение интересов лизингодателя.
На региональном и двустороннем уровнях делаются попытки разработать дополнительные правила, в частности, в 1998г. была заключена Конвенция СНГ о межгосударственном лизинге, но до настоящего времени она в силу не вступила.
Международный факторинг
Это финансирование под уступку денежного требования. Факторинг представляет собой комплекс услуг, которые банк или факторинговая компания, выступающая в роли финансового агента оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа ( по сути речь идет о продаже долга).
Услуги факторинга включают в себя предоставление денежных средств, а также контроль состояния задолженности покупателя по поставкам. Упрощенно схема факторинга выглядит следующим образом: клиент и фактор заключают договор факторинга. Фактор оценивает дебиторов клиента, задолженность которых планируется к передаче. Клиент осуществляет исполнение договора в отношении дебиторов, одобренных фактором. При предоставлении отгрузочных документов фактор переводит до 90% суммы договора поставки на счет клиента. По истечении отсрочки платежа фактор напоминает дебитору о задолженности и дебитор расплачивается с фактором. Фактор переводит оставшуюся сумму клиенту, либо в соотв-вии с договором забирает разницу себе в счет оплаты своих услуг. Если дебитор не оплачивает поставку, то фактор ведет работу по взысканию долга.
Основным источником правового регулирования международных факторинговых операций явл-ся Конвенция Унидруа о международном факторинге, принятая в Оттаве (Канада) 26.05.1988г. Конвенция применяется в случаях, когда денежные требования, уступленные по факторинговому контракту вытекают из контракта международной к-п товаров. При этом, Конвенция применяется в том случае, если все три гос-ва явл-ся договаривающимися гос-вами, либо Конвенция применяется в силу указания на нее по выбору сторон.
Если какая-либо из сторон договора факторинга имеет несколько мест осуществления бизнеса, то должно применяться право страны, которое имеет наиболее тесную связь с факторинговым контрактом. Нормы Конвенции носят диспозитивный характер, т.е. стороны могут договориться об исключении действия Конвенции, при этом такое исключение должно касаться всей Конвенции.
Конвенция указывает, что она не регулирует отношения по сделкам с участием потребителей. Договор международного факторинга может включать уступку не только денежного требования, но и иных прав поставщика, вытекающих из договора поставки. Согласно предписаниям Конвенции должник в обязательном порядке дб извещен о переуступке права требования, но при этом согласия не требуется. На практике подобное уведомление обычно производится с помощью специальной надписи на счете-фактуре, которая указывает, что дебиторская задолженность по данному счеты была полностью переуступлена фактору, который является единственным законным получателем платежа, при этом указываются его платежные реквизиты. Уступка требования поставщиком мб осуществлена несмотря на соглашение между поставщиком и дебитором, запрещающим такую уступку. Вместе с тем, при присоединении к Конвенции гос-во может сделать заявление о неприменении данных положений.
В соотв-вии с Конвенцией дебитор вправе уплатить денежные средства поставщику в том случае, если он не знал о преимущественном праве другого лица на получение данного платежа. Соответственно, в этом случае поставщик должен расплатиться с фактором в соотв-вии с положениями контракта. При предъявлении фактором требования об оплате дебитор может использовать все средства защиты, которыми он мог бы воспользоваться в том случае, если требования предъявил бы поставщик. В то же время, неисполнение или ненадлежащее исполнение договора не дает права должнику требовать возврата сумм, уплаченных фактору, если он имеет возможность получить эту сумму с поставщика.
Россия Конвенцию не ратифицировала, в связи с этим основополагающими нормами являются нормы ГК РФ, вместе с тем российские лица могут применять Конвенцию в силу автономии воли. Если стороны не избрали применимое право, то им будет являться право страны нахождения фактора.
Международный франчайзинг
В понимается вид предпринимательской деятельности который осуществляется на основе договора по которому одна сторона франчайзер, передает другой стороне получателю франшизы, в границах определенного рынка и за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности франшизу. Франшиза – особый комплекс имущественных и неимущественных прав включающие в себя объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменное наименование товарный знак и технические знания.
Выделяется3 формы франчайзинга:
- товарная она предполагает передачу права продажи товаров под торговой маркой
-производственный в этом случае франчайзер спонсирует создание оптовой франчайзинговой системы, при этом франчайзер продает оптовикам лицензии на производство своей продукции (например компания кока-кола)
-деловая связана с передачей права на использование имени франчайзера а также его производственной или маркетинговой технологии в сфере услуг. В результате фирма-производитель услуг спонсирует розничную франчайзинговую систему (Макдональдс).
Порядок расчетов м/у франчайзером и получателем франшизы имеет несколько вариантов:
1)поушальный-фиксированый разовый платеж
2)начальный уплачиваемый частями
3)фиксированый-переодические платежи
4)отчисление от выручки
5)взимание наценки на оптовую цену товаров6)вознаграждение за рекламу и иные специфические услуги франчайзероа
Способ оплаты в обязать порядке д/б зафиксирован в договоре. Вознаграждение, выплачиваемое франчайзеру является объектом налогообложения в гос-ве получателя франшизы.
Распространенность м/н франчайзинга не привила к возникновению универсального м/ун регулирования, традиционно для регулирования данного договора используют средства предоставляемые конвенциями по интеллектуальной собственности. В связи с этим отношения по данному договору регулируются условиями договора, а также применимым национальным законодательством получателя франшизы.
Помимо этого законодательства на договор всегда распространяется законодат-во обеих сторон о защите конкуренции в сфере м/ун правового регулирования сущ рекомендации м/ун ассоциации франшизы и ряд региональных актов (наиб в ЕС)
Унификации правового регулирования пытается заниматься унидруа в наст время работа унидруа завершилась принятием решения об унификации 2ух аспектов правового регулирования. Применительно к договорным отношением были разработаны 2 руководства для мастер соглашения франшизы(98 2007гг) оба руководства представляют собой обобщнени договорной практики в сфере отношений по франшизе. По правовой природе доки-рекоменлдат хар-р но в силу авторитета унидруа применяются повсеместно ссылка на док содер-ся в типовом контракте м/ун фр разработанного м/ун торговой палатой(публикация №557) преддоговорное взаимодействие – относительно него был разработан проект модельного закона о раскрытии информации сент 2002г. Основное содержание данного закона сводится к определению объема инфы которую франчайзер будет обязан раскрыть в будущем. То закон охватывает только преддоговорное раскрытие инфы и не затрагивает процесса реализации договора. Модельный закон предназначен для применения не т к м/ун но и к внутреннему франчайзенгу. Положения данного закона были положены в основу ч4 ГК.
Международные перевозки
м/ун транспортные конвенции чрезвычайно разнообразны но вместе с тем можно выделить некоторые общие чсерты присущие природе м/ун перевозок. м/ун перевозка осуществляется на основании договора перевозки который носит двусторонниий и возмездный характер при этом договорр оформляется српец транспортными документоми. 2ых при м/ун перевозках в конвенциях предусматривается строго ограниченный предел отвентственности перевозчика который отвечает за неисполнение или не надлежащее исполнение договора перевозки на принципах презимируемой вины. В3их пределы ответственности перевозчика в конвенциях выражаются в виду условных валютных единиц (франкпуонкаре состоит из 65 миллиграммов золота 900пробы и основой исчисления пределов ответственности явл золотое содержание валюты соответствующего государства; 2ая еденица – специальные права заимствования – искусственное платежное средство имитируемое м/ун валютным фондом. Его курс по отношению к доллару евро и фунту стерлингов определяется еженедельно.)в4ых при м/ун перевозках предусматривается претензионный порядрок урегулирования споров и сокращенные сроки исковой давности.
Международная железнодорожная перевозка
межгосударственная унификация правового регулирования ж/д перевозок началась в конце 19века. В 1890г была принята бернская конвенция о м/ун жд перевозках груза. Россия участвовала в этой конвенции. В 1923г бернская конвенция о м/ун жд перевозках пассажиров и багажа. Обе конв действовали продолжит время неоднократно пересматривались и дополнялись. Посл редакция принята в 1970г. Затем в целях улучшения содержаничя конв центральное бюро м/ун жд сообщений подготовило проект единого соглашения о м/ун перевозках. Соглашение принято в 1980г под названием бернская конвенция о м/ун жд перевозках (котиф) вступила в силу 1мая 85года в ней участвуют все гос-ва Европы, а также большинство стран азии и северной африки. Котиф устанавливает правила заключения договора и положения об ответственности перевозчика сов союз в котиф не участвовал россия тоже не учавствует. Вместе с тем положения этого дока применяются при осущ-ии перевозок со странами участницами. Для россии действует: в 1950г в рамках системы социалистических гос-в было заключено 2 соглашения: согл о м/ун грузовых сообщениях(СМГС) и соглашение м/ун пассажирских сообщениях (СМПС). В наст время правила обеих конвенций сохрангяют свою юр силу одновременно в рамках СНГ образ=н совет по жд транс=порту для координации работы жд и выработки принципов их функционирования. В рамкаъх совета закл согл-ие между странами снг и прибалтийскими гос 97г в соотв с соглдашением перевозки грузов д осущ=ся на основании правил смгс. Также на территории республик бывшего союза разработаныы и приняты соглашения по др вопросам в обл жд перевозок. Согл о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров93г, согл о сотрудничестве в области технического переоснащения и обгновления жд подвижного состава94г и др.
в сооотв с соглашением котиф договор перевозки грузов оформляется жд накладной первый экземпляр которой является товарораспорядительным документом, 2ой экз наклодной остается у грузоотправителя. Основная обязанность перевозчика эьто осуществление безопасной перевозки груза в срок и без потерь. В случае присинения ущерба илди утраты груза а также при просрочке в доставке перевозчик обязан составтить акт при его отсутствии грузополдучатель теряет все права требования к перевозчику. Ответственность перевозчика зща несоблюдение условий перевозки возникает на началах презимируемой вины. Перевозч м отклонить призумп если предоставит док-ва о том счто убыткми возникли в рез-те обстоят-в за которые жел дорога не отвечает: собственная вина лица имеющего право на груз, негативные последствия вызванные свойствами товаров, неизбежные обстоятельства например ядерный взрыв, специальные риски, например ненадлежащая упаковка,перевозка животных и тд. Отсутствие вины доказывает перевозчик. Пределы ответственности перевозчика установлены в размере 51 франк за 1кг гшруза, если ценность не объявлялась. За просрочку в доставке 3хкратный размер провозной платы. Пределы ответственности не применяются если б установлен умысел перевозчика илди его грубая неосторожность. Срок исковой давности – 1год. В случае неправомерных действий перевозчика 2 года.
СМГС специально подчеркиванется что на условиях данного соглашения производится перевозка грузов в прямом м/ун ж/д грузовом сообщении между станциями открытых для грузовых опереаций стран участвующих в соглашении в том чиле соглашение регулирует перевозки грузов в том случае если станция отправления назначения находится в одном государстве но перевозка произвождится транзитом по территории др страны. В соотв с соглашением осн транспортным доком явл ж/д накладная. Она дб заполнена в строгом соответствии с пояснениями по заполнению наклодной- приложение к СМГС. Накладная состоит из5 листов 1-оригинал наклодной 2 – дорожная ведомость 3-дублтикат наклодной 4-лист выдачи груза 5-лист уведомление о прибытиии груза. Накл дб подписана грузоотправителем. Все листы кр дубликата сопровождают груз до станции назначения, дубликат у грузоотправителя. В накл дб указаны обязательно вывходные пограничные станции страны отправления и транзитнызх стран через которые слеждует груз если сущ-ет возможность перевозки ч