Понятие иностранного инвестора.
При определении иностранных инвесторов российский законодатель пошел по пути простого перечисления тех субъектов, которые могут выступать иностранным инвестором. Таким обарзом, согласно ст.2 з-на "Об иностранных инвестициях" в качестве иностранного инвестора могут выступать следующие лица:
- иностранное ЮЛ, гражданская правоспособность которого определяется в соотв-вии с зак--вом гос-ва, в котором оно учреждено;
- иностранная организация, не являющаяся ЮЛ, но в силу своей правоспособности имеющие право осуществлять иностранные инвестиции;
- иностранные граждане и лица без гр-ва, постоянно проживающие за пределами РФ;
- международная организация, созданная в соотв-вии с МД РФ;
- иностранные гос-ва, в соотв-вии с порядком, который определяется российским зак-вом.
В отношении каждого из субъектов действующее зак-во делает оговорку, что такой субъект имеет право осуществлять инвестиции на территории России только при условии, что такое право предоставлено личным законом соответствующего субъекта. Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида:
1 - индивидуальные инвесторы: в качестве них выступают ФЛ, действующие за собственный счет и от своего имени;
2 - корпоративные инвесторы: организации, производящие инвестирование за счет собственных или заемных средств. Основная цель деятельности таких субъектов - стимулирование производства и извлечение производственной прибыли.
3- институциональные инвесторы представлены финансовыми посредниками ,которые привлекают заемные денежные средства для вложения их в ЦБ и иные финансовые инструменты. Институциональные инвесторы - профессиональные участники финансового рынка.
Правовые режимы допуска инвестиций.
Правовой режим - совокупность правил, регулирующих какую-либо сферу деятельности. В практике правового регулирования иностранных инвестиций выделяют 2 основных типа правовых режима - абсолютные относительные. Сущность абсолютных режимов заключается в том, что иностранным инвестициям предоставляется полная правовая защита и гарантируется отсутствие каких бы то ни было дискриминирующих условий по отношению к другим иностранным инвесторам. Абсолютный режим представляет собой минимальный международный стандарт, действующий в сфере правового регулирования иностранных инвестиций. Он включает в себя обязанность принимающего гос-ва защищать иностранную собственность. Недостатком данного режима является абстрактность его содержания, поэтому он конкретизируется при помощи различных видов относительных правовых режимов.
Среди относительных правовых режимов выделяют 4 вида:
1) режим наибольшего благоприятствования;
2) национальный режим;
3) режим допуска;
Режим деятельности.
Режим наибольшего благоприятствования устанавливается путем заключения международных соглашений и состоит в том, что каждое из договаривающихся гос-в предоставляет инвесторам другого гос-ва режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый им инвесторам из любого третьего гос-ва. Выделяется несколько разновидностей данного режима:
- частичное благоприятствование означает неприменение дискриминационных мер;
- полное благоприятствование: на иностранных инвесторов распространяются льготы, которые предоставляются или будут предоставлены инвесторам из третьих гос-в;
- взаимное благоприятствование: предоставление режима на основах взаимности;
- абсолютное благоприятствование: такой режим предоставляется без условий о взаимности.
Используя данный режим гос-ва стремятся не допустить дискриминации своих инвесторов и создать для них условия, при которых они могли бы осуществлять свою деятельность, пользуясь теми же преимуществами, что и инвесторы из других гос-в. Наилучшего эффекта установления данного режима достигается, когда создается система соответствующих двусторонних договоров, либо заключается многостороннее соглашение, в котором участвует большая группа стран и в рез-те возникает регион, где действуют единые правила деятельности иностранных инвесторов.
Национальный режим может устанавливаться как международными договорами, так и внутренним зак-вом гос-ва. Суть данного режима состоит в том, что деятельность иностранных инвесторов осуществляется на тех же условиях, что и деятельность национальных ЮЛ и ФЛ. Таким образом, для иностранных инвесторов создаются условия, исключающие дискриминацию не только по отношению к иностранным инвесторам, но и по отношению к инвесторам местного происхождения.
Режим допуска - совокупность правил, регулирующих порядок допуска иностранного инвестора на национальный рынок, как правило, такой режим предусматривает специальные правила входа на рынок для иностранных лиц, предусматривая при этом разрешительный порядок.
Режим деятельности - совокупность правил, которые регулируют порядок осуществления инвестиционной деятельности и защиты интересов иностранных инвесторов после того, как они получили доступ на местный рынок. В соотв-вии с данным режимом, национальное зак-во устанавливает различные изъятия льготного или ограничительного характера.
Российское зак-во в кач-ве базового режима предоставляет иностранным инвесторам национальный режим. Вместе с тем, в отношении иностранных инвесторов устанавливаются изъятия ограничительного и стимулирующего характера. К изъятиям ограничительного характера относится вложение иностранного капитала в банки, иные кредитные организации и страховые организации.
Изъятия стимулирующего характера представляют собой систему льгот для иностранных инвесторов, к таким льготам относятся льготы по уплате налогов и таможенных пошлин.
Следует иметь в виду, что изъятия из национального режима могут также устанавливаться международными соглашениями РФ, в частности такие изъятия установлены соглашением о партнерстве и сотрудничестве с европейским сообществом.
Таким образом, правовое регулирование иностранных инвестиций в России характеризуется многообразием правовых режимов.