Коллизионное правовое регулирование внешнеэкономических сделок.
К внешнеэкономическим сделкам применим ряд коллизионных привязок:
- закон, избранный сторонами правоотношения (автономия воли сторон);
Это самая гибкая формула прикрепления, позволяющая максимально реализовать принцип свободы договора. Законодательство большинства государств предусматривает практически неограниченный выбор применимого права. В тоже время законы некоторых государств (Польша, США, Норвегия) устанавливают разумные пределы автономии воли. Для ограничения автономии воли используется доктрина локализации (общее ограничение свободы выбора права).
Существует понятие «самодостаточного» контракта, т.е. договора полностью регулирующего все взаимоотношения сторон; все спорные ситуации в таком договоре разрешаются без обращения к национальному праву. Однако составить полностью независимый от любого национального права договор невозможно в силу существования императивных норм.
Российское право предусматривает возможность неограниченной автономии воли сторон (ст.1210 ГК). При этом соглашение о выборе применимого права может быть сделано как в момент заключения договора, так и в последующем; касаться как договора в целом, так и отдельных его частей. Выбор применимого права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента заключения контракта.
Автономия воли сторон затрагивает, прежде всего, обязательственный статут отношения. В объем обязательственного статута входит сфера действия права, применимого к договору. Как правило, обязательственный статут составляют вопросы:
· толкование договора;
· права и обязанности сторон договора;
· исполнение договора;
· последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;
· прекращение договора;
· последствия недействительности договора.
Сфера действия обязательственного статута не распространяется на вопросы личного, формального и вещно-правового статутов, а также из сферы действия обязательственного статута исключены вопросы с требованиями, на которые не распространяется исковая давность. Соглашение о выборе применимого права не носит обязательного характера. Его нельзя считать существенным условием договора.
Спорным является вопрос о возможности изменить осуществленный выбор применимого права, в том числе для целей судебного разбирательства.
Вводный закон к ГГУ ст.27.2 указывает, что контрагенты в любой момент могут условиться, что к договору применяется иное право, нежели то, относительно которого они договорились ранее.
Даже в случае недействительности основного договора соглашение о применимом праве считается действительным (иначе возможны ситуации, при которых выбор применимого права невозможен).
Существование и действительность договора определяется правом, подлежащим применению.
- принцип наиболее тесной связи;
Данный принцип закреплен во многих международных соглашениях и большинстве правопорядков. «Обстоятельства дела, соприкасающиеся с заграницей, рассматриваются в частном правовом отношении согласно тому правопорядку, с которым присутствует наиболее прочная связь. Отдельные правила о применимом правопорядке рассматриваются как выражение данного принципа» ст.1 Закона «Об МЧП» Австрии.
На текущий момент данный принцип определяется через признак характерного исполнения, т.е. привязки договора к правопорядку места проживания или места нахождения стороны, осуществляющей «решающее» исполнение. Например, подобные правила закреплены в п.3 ст.1211 ГК, в котором установлены стороны, осуществляющие решающее исполнение для 19 типов договоров.
Для отдельных видов договоров предусматривается использование специальных норм, поскольку наиболее тесная связь не может быть определена по указанным выше правилам. Такие специальные презумпции предусмотрены для договоров строительного подряда, простого товарищества, выполнения изыскательных работ, договора, заключенного на бирже, аукционе и по конкурсу.
В отдельных случаях принцип наиболее тесной связи закрепляется в специальных коллизионных нормах с «жесткой» привязкой. Общая и специальная презумпции не будут применимы, если очевидно, что договор более тесно связан с другой страной. Например, в праве РФ существуют следующие специальные коллизионные нормы:
· потребительские договора привязан к праву месту жительства потребителя (п.2 ст.1212 ГК);
· договоры, предметом которых является недвижимость, регулируются правом места нахождения недвижимости;
· договор о создании юридического лица с иностранным участием – подлежит применению право страны, в которой подлежит учреждению лицо;
· договор об уступке требования привязан к праву страны цедента (ст.1216 ГК).
В отношении договоров, не предусмотренных в ГК РФ, при отсутствии выбора применимого права вопрос должен решаться по аналогии с коллизионным регулированием поименованных договоров. Например, к дистрибьюторскому договору применимо по аналогии регулирование, свойственное агентскому договору.