Исторический очерк становления и развития нотариата
Обычно в научной и учебной литературе возникновение нотариата связывают с Древним Римом и с древним Вавилоном. Уже в те времена ощущалась потребность в формальном закреплении гражданских прав, а также в хранении составленных юридических документов в безопасном месте. Поэтому возникла необходимость в особых специалистах, которые могли бы это делать.
В Древнем Риме нотариями назывались рабы, осуществлявшие деловую переписку своих владельцев. Они же составляли договоры и юридические акты. Позже была осознана потребность в удостоверении составляемых бумаг. Еще в Древнем Риме к лицам, осуществляющим эту деятельность, предъявлялись определенные требования: наличие юридической подготовки и разрешение от государства на занятие указанной деятельностью.
Дальнейшее развитие рассматриваемый институт получил в итальянских морских городах, что стимулировалось развитием морской торговли.
В древней России нотариальные функции выполняли подьячие. Согласно Соборному уложению 1649 г. лишь незначительные сделки позволялось совершать на дому. Акты (крепости), по которым переходило право собственности на недвижимое имущество, составлялись подьячими и записывались в особые книги, за что взималась пошлина. В Печатном приказе на указанные акты налагалась государственная печать. Петр I возложил составление крепостных документов на крепостных писцов, состоявших чиновниками в канцеляриях губернаторов, крепостных палат и юстиц-коллегии.
Реформа нотариата в 1866 г. была осуществлена Положением о нотариальной части. Согласно этой реформе нотариат был прикреплен к судебным органам, определена компетенция нотариусов и порядок совершения нотариальных действий. Указанное Положение было отменено в ходе Октябрьской революции (1917 г.). Некоторое время после этих исторических событий вопросам нотариата государство не уделяло должного внимания. Но с переходом к НЭПу отношение к нотариату меняется. Причины к тому были чисто экономические, в частности, состоящие в активизации гражданского оборота, а следовательно, и в необходимости обеспечения законности сделок в сфере гражданского оборота, усиления гарантий интересов организаций, государства и его граждан.
Первое Положение о государственном нотариате было принято Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР 4 октября 1922 г. Во всех городах республики предусматривалось учреждение государственных нотариаль-
Глава 19. Нотариат
ных контор, а там, где они отсутствовали, совершение нотариальных действий возлагалось на народные суды. 14 мая 1926 г. ЦИК и СНК СССР было принято постановление «Об основных принципах организации государственного нотариата». Этим первым общесоюзным нормативным актом было предписано, что удостоверение сделок и выполнение иных нотариальных действий должно производиться государственными нотариальными конторами в порядке, установленном законодательством союзных республик в соответствии с общесоюзным законом. При этом допускалось возложение отдельных функций нотариальных контор на народные суды и исполкомы местных Советов. Оплату труда сотрудники нотариальных контор получали только от государства. В дальнейшем суды освободились от выполнения нотариальных действий. В то же время судам были переданы некоторые полномочия, принадлежавшие ранее нотариусам, в частности на них было возложено рассмотрение дел о признании гражданина умершим или без вести отсутствующим, что прежде входило в компетенцию нотариальных контор.
Последнее существенное обновление общесоюзного и республиканского законодательства о нотариате произошло в 1973-1974 гг. А в 1993 г. были приняты, как уже упоминалось, Основы законодательства Российской ! Федерации о нотариате.
Организация нотариата
1. Учреждение должности нотариуса. Основы ликвидировали монопо-|'лию государственных органов на совершение нотариальных действий. | Согласно ч. 2 ст. 1 Основ нотариальные действия в Российской Федерации • совершают как нотариусы, работающие в государственной нотариальной [ конторе, так и нотариусы, занимающиеся частной практикой. [ На должность нотариуса назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен и получившие лицензию на право нотариальной деятельности. | Лицензия на право нотариальной деятельности (далее лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основе решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Квалификационная комиссия, принимающая экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью, образуется при органах юстиции республик в [составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, ав-
Раздел VI. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи
тономных округов с участием представителей соответствующих нотариальных палат.
Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в апелляционную комиссию в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу. Апелляционная комиссия образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.
2. Порядок назначения на должность нотариуса заключается в следующем:
- должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество должностей нотариусов в нотариальном округе;
- наделение нотариуса полномочиями на основании рекомендаций нотариальной палаты производится Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции - на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии.
Нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В нотариальном округе, как правило, работает несколько нотариусов. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города.
Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность (ч. 2 ст. 13 Основ).
Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством о труде Российской Федерации.
Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:
- осуждения его за совершение умышленного преступления после вступления приговора в законную силу;
- ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;
- по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (ст. 12 Основ).
Глава 19 Нотариат
Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли Поэтому нотариусы не вправе: а) заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, б) оказывать посреднические услуги при заключении договоров.
Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Как правило, они создаются в городах, а в крупных городах - в каждом городском районе.
Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору. Он может открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с действующим законодательством.
Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 8 Основ).
3. Права и обязанности нотариуса урегулированы Основами подробнее, чем в прежних нормативных актах. Основным правом нотариуса является право совершать предусмотренные законом нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц. Нотариус может совершить любое нотариальное действие в отношении обратившегося к нему лица, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами.
Помимо этого, нотариус обладает рядом прав, обеспечивающих выполнение нотариальных действий. Он составляет проекты сделок, заявлений и других документов, может изготавливать копии документов и выписки из них, давать разъяснения. В случае необходимости нотариус истребует от физических и юридических лиц сведения и документы для подтверждения обстоятельств, обусловленных совершаемым нотариальным актом.
Нотариус обязан: оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий; хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности; отказать в совершении нотариального действия в случае несоответствия его закону; представлять в налоговый орган для исчисления соответствующего налога справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в результате дарения или наследования и др.
Раздел VI. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи
В присяге, которую дает нотариус, впервые назначенный на должность, он присягает исполнять обязанности нотариуса в соответствии с законом и совестью, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку (ст. 14 Основ).
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
Контроль за деятельностью нотариусов в зависимости от его предмета подразделяется на два вида: а) контроль за совершением нотариальных действий; б) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.
Контроль за правильностью совершения нотариальных действий, или контроль по существу нотариальной функции, осуществляется судами. Суд в порядке искового производства рассматривает возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии. В таком же порядке суды рассматривают и требования о возмещении причиненного нотариусами, занимающимися частной практикой, ущерба.
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности в республике в составе Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса. Законодательством республик в составе Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса (ст. 34 Основ). Нотариусы обязаны предоставлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.
Законодательством установлена различная ответственность нотариуса, занимающегося частной практикой и работающего в государственной нотариальной конторе. Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершенном нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный
Глава 19. Нотариат
вследствие этого ущерб. В других случаях ущерб возмещается нотариусом, если он не может быть возмещен в ином порядке. В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор страхования своей деятельности. Нотариус не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора страхования. Страховая сумма не может быть менее 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, отвечает за ущерб, причиненный его деятельностью в порядке, установленном трудовым законодательством. В соответствии со ст. 202 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность нотариусов, занимающихся частной практикой, за существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, причиненный в результате использования нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.
4. Стажер и помощник нотариуса. Одной из новаций Основ является введение новых субъектов нотариальных правоотношений - стажера и помощника нотариуса, а также урегулирования их правового статуса.
Стажером может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование и претендующий на сдачу экзаменов для получения лицензии на право нотариальной деятельности. Организация стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, входит в компетенцию органов юстиции и нотариальных палат.
Срок стажировки как у «частного» нотариуса, так и в государственной нотариальной конторе составляет не менее одного года, но для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки в любом случае не может быть менее шести месяцев. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором и правилами прохождения стажировки, разработанными Федеральной нотариальной палатой совместно с Министерством юстиции. Оплата труда стажеров должна производиться из средств нотариальной палаты или за счет отчислений из федерального бюджета Российской Федерации, направляемых на содержание государственных нотариальных контор.
Помощник нотариуса отличается от стажера тем, что имеет лицензию на право нотариальной деятельности, но по тем или иным причинам не занимает должности нотариуса. Именно помощник нотариуса отвечает требованиям, предъявляемым к лицу, которое может на определенный срок замещать нотариуса, занимающегося частной практикой. Если по уважительной причине «частный» нотариус не может исполнять свои обязанности (отпуск, болезнь и другие уважительные причины), то согласно ст. 20
Раздел VI. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи
Основ он заключает соглашение, скорее всего со своим помощником, об исполнении тем его обязанностей. В этом случае помощник нотариуса наделяется в полной мере всеми полномочиями и правами для непосредственного исполнения служебных обязанностей нотариуса. Этот труд оплачивается по отдельному соглашению. Во время работы лица, временно исполняющего обязанности нотариуса, сам нотариус совершать нотариальные действия не может. Ответственность за ущерб, причиненный действиями лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, несет нотариус, который затем нотариус вправе предъявить лицу, выполнявшему его обязанности, регрессный иск в размере причиненного ущерба.
5. Финансовое обеспечение деятельности нотариусов. За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации.
За выполнение нотариальных действий, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и/или юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом.
Закрепленное в Основах правило, согласно которому оплата необязательных нотариальных действий, совершенных нотариусом, занимающимся частной практикой, определяется соглашением и ничем не ограничивается, является весьма радикальным. На практике это означает, что за совершение одних и тех же нотариальных действий разными нотариусами может взиматься различная оплата. Такое положение приводит к ненужной конкуренции между нотариусами, занимающимися частной практикой. Все нотариусы, в том числе и занимающиеся частной практикой, совершают нотариальные действия от имени государства, конкуренция между ними может привести к негативным явлениям.
Государственная пошлина за совершение нотариальных действий поступает в местный бюджет. Государственные нотариальные конторы содержатся за счет отчислений из федерального бюджета Российской Федерации.
Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие за-
Глава 19. Нотариат
конодательству Российской Федерации. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей, в том числе членских взносов в соответствующую палату поступают в собственность нотариуса.
6. Органы нотариального самоуправления. Контроль за деятельностью нотариусов. Нотариус, занимающийся частной практикой, несущий самостоятельную имущественную ответственность за совершение нотариального действия, не может не испытывать потребности в организационном, научно-методическом, а на первых этапах, возможно, в материальном обеспечении своей деятельности. Задача такого обеспечения возлагается на новое структурное подразделение органов нотариата - нотариальные палаты. Согласно ст. 24 Основ нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты субъектов Российской Федерации осуществляют наряду с другими и публично-правовые функции. Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге.
Нотариальная палата является юридическим лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и своим уставом. Хотя нотариальная палата и является некоммерческой организацией, она может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий.
К полномочиям нотариальной палаты относятся:
а) представительство и защита интересов нотариусов, оказание им помощи и содействия в развитии частной нотариальной деятельности;
б) организация стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышения профессиональной подготовки нотариусов;
в) обеспечение возмещения затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;
г) организация страхования нотариальной деятельности. Законодательством республик в составе Российской Федерации могут
быть предусмотрены дополнительные полномочия нотариальной палаты.
Взаимоотношения нотариусов и нотариальной палаты основаны на взаимных правах и обязанностях. Нотариус обязан платить взносы на содержание палаты и предоставлять в определенных законом случаях сведения о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся его финансово-хозяйственной деятельности. Основные вопро-
Раздел VI. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи
сы деятельности палаты решает общее собрание нотариусов - членов этой палаты, а текущей работой руководит правление во главе с президентом. Большинство вопросов в деятельности палаты регулируется уставом данной палаты.
Нотариальные палаты в обязательном порядке являются членами Федеральной нотариальной палаты, которая представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат. Федеральная палата, как и региональные, функционирует на основании устава, который принимается собранием представителей нотариальных палат. В задачи Федеральной нотариальной палаты, сформулированные в ст. 30 Основ, входит решение вопросов, связанных с осуществлением нотариусами их профессиональной деятельности, а также представление интересов нотариусов и нотариальных палат на государственном и международном уровнях.
Нотариальная палата существует за счет членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, а Федеральная нотариальная палата -за счет взносов и платежей своих членов. Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание представителей нотариальных палат. Руководят Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления, президента регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты.
7. Другие должностные лица, осуществляющие нотариальные действия. В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой, ряд нотариальных действий выполняется должностными лицами органов исполнительной власти. Они имеют право: удостоверять завещания; удостоверять доверенности; принимать меры к охране наследственного имущества; свидетельствовать верность копий документов и выписок из них; свидетельствовать подлинность подписи на документах (ст. 37 Основ, Инструкция «О порядке совершения нотариальных действий» от 19 марта 1996 г. с последующими изменениями). Осуществление нотариальных функций должностными лицами органов исполнительной власти представляет определенное удобство для населения, гражданам для совершения нотариального действия не приходится отвлекаться от повседневных занятий, тратить время и нести дополнительные расходы на поездку к нотариусу. Выполнение нотариальных действий в органах исполнительной власти по решению такого органа или на основании решения его руководителя возлагается на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти.
За границей нотариальные действия для российских граждан и организаций могут выполнять консульские учреждения Российской Федерации.
Глава 19. Нотариат
Круг их полномочий по совершению нотариальных действий достаточно широк:
удостоверение сделок, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
выдача свидетельств о праве на наследство;
принятие мер к охране наследственного имущества;
выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
свидетельствование верности копий документов и выписок их них;
свидетельствование подлинности подписи на документах;
свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;
удостоверение факта нахождения гражданина в живых;
удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;
удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
удостоверение времени предъявления документов;
принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;
совершение исполнительной надписи;
принятие на хранение документов;
совершение морских протестов;
обеспечение доказательств.