Структура следственного аппарата
Основное звено следственного аппарата прокуратуры составляют следователи городских и районных или межрайонных прокуратур. Назначение их на должность, перемещение и освобождение от должности осуществляет прокурор вышестоящей прокуратуры, который в отношении них обладает также правом поощрения и наложения взыскания. Следователи данных прокуратур в основном работают по зональной системе. В крупных городских прокуратурах следователи специализируются на расследовании уголовных дел определенной категории.
В прокуратурах республик, краев и областей имеются следственные управления (отделы), в составе которых - следователи по особо важным делам, старшие следователи, а также их помощники (ст. 15 Закона о прокуратуре). Соответствующие должности следователей имеются в специализированных прокуратурах.
Высшим звеном следственного аппарата прокуратуры является Главное следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое возглавляет работу по надзору и руководству следствием, разрабатывает вопросы организации следственной работы, тактики и методики расследования преступлений. В следственный аппарат Генеральной
Раздел IV. Органы предварительного расследования
прокуратуры Российской Федерации входят старшие следователи по особо важным делам и их помощники (ст. 14 Закона о прокуратуре). В военных прокуратурах состоят следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам, старшие следователи по особо важным делам. Такие должности имеются как в военных прокуратурах армий, флотилий, соединений, гарнизонов, военных округов, флотов, групп войск, так и в Главной военной прокуратуре.
В следственном аппарате Федеральной службы безопасности имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам. В структуре следственного аппарата федеральных органов налоговой полиции установлены должности, аналогичные тем, которые предусмотрены в следственных аппаратах других ведомств.
Среди органов по расследованию преступлений значительное место занимает следственный аппарат при органах внутренних дел, следователи которого расследуют основную (по количеству) массу уголовных дел о преступлениях, ежегодно регистрируемых в России.
Высшим звеном следственного аппарата органов внутренних дел является Следственный комитет при МВД Российской Федерации, возглавляет который начальник, одновременно являющийся заместителем министра. В составе Следственного комитета имеются информационно-аналитическое, организационное и контрольно-методическое управления, а также следственная часть, следователи которой занимаются расследованием уголовных дел о преступлениях особой важности. Во исполнение Указа Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 в составе СК при МВД РФ было образовано Региональное управление по расследованию организованной преступной деятельности на Северном Кавказе. С образованием в 2001 г. главных управлений внутренних дел по федеральным округам при них были образованы следственные управления, находящиеся в непосредственном подчинении СК при МВД РФ.
Аналогичную высшему звену следственного аппарата имеют структуру следственные управления (отделы) при МВД республик, ГУВД, УВД краев и областей. Примерно две трети личного состава этих следственных аппаратов приходится на долю организационных и контрольных подразделений, а остальную часть составляют следователи следственных частей. Руководители следственных управлений и отделов одновременно по должности являются заместителями министров и начальников управлений внутренних дел. В структуре этих следственных аппаратов имеются следователи, старшие следователи и следователи по особо важным делам.
Подавляющее большинство уголовных дел расследуются следователями при городских, районных органах внутренних дел и органах внутренних дел на транспорте. При этих органах имеются группы следователей (если следователей менее 4 человек), следственные отделения или следственные отделы. Возглавляют эти следственные подразделения начальники, кото-
Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания___________________311
рые одновременно по должности являются заместителями начальников органов внутренних дел. В составе следственных подразделений имеются следователи и старшие следователи. Они назначаются, перемещаются и освобождаются от должности министром внутренних дел республики, начальником управления внутренних дел края, области. Эти же должностные лица обладают правом поощрения и наказания следователей. Начальники следственных подразделений при городских, районных органах внутренних дел и органах внутренних дел на транспорте, как и руководители этих органов, таких прав по отношению к следователям не имеют. В надлежащих случаях они возбуждают соответствующие ходатайства перед руководите-
I лями вышестоящих уровней следственного аппарата системы органов внут-
| ренних дел.
При производстве предварительного следствия следователи всех перечисленных выше ведомств руководствуются нормами УПК, предусматри-
I вающими полномочия органов предварительного следствия.
Органы дознания и их задачи
Одной из форм предварительного расследования является дознание, производство которого основывается на том же уголовно-процессуальном законодательстве, что и предварительное следствие. Вместе с тем, кроме расследования уголовных дел, на органы дознания возложено также осуществление оперативно-розыскной деятельности, направленной на обна-; ружение преступлений и лиц, совершивших данные преступления.
Статья 40 УПК РФ дает перечень органов дознания, к которым относятся:
1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы , исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом
полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы Государственной противопожарной службы1.
К первой группе органов дознания в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК ' отнесены органы внутренних дел. В их структуре основной объем вы-
По УПК РФ, утвержденному Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. '•> 174-ФЗ, они не были указаны в числе органов дознания. Федеральным законом • 26 апреля 2002 г. (29 мая 2002 г.) № 58-ФЗ это несоответствие было устранено РФ. 2002. № 22. Ст. 2027).
Раздел IV. Органы предварительного расследования
полняемой процессуальной деятельности приходится на милицию, которую в литературе справедливо называют универсальным органом дознания, поскольку закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания, о чем мы скажем ниже.
В соответствии с Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции»1 милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, министерствам внутренних дел и управлениям внутренних дел республик, краев и областей -субъектов Российской Федерации. Милиция общественной безопасности, кроме того, подчиняется еще соответствующим органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.
В состав криминальной милиции водят оперативно-розыскные, научно-технические и некоторые иные подразделения, которые необходимы для выполнения стоящих перед ней задач и для оказания помощи милиции общественной безопасности. В соответствии с уголовно-процессуальным законом основными задачами криминальной милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, т. е. наиболее опасных преступлений; организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
Для милиции общественной безопасности основными задачами являются: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности; охрана собственности, общественного порядка; выявление, предупреждение и пересечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции МОБ.
Милиция обязана принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Милиция, как универсальный орган дознания, в соответствии сп. 12 ст. 11 Закона «О милиции» вправе задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.
В то же время милиция не должна подменять иной орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производство дознания по первичному материалу о преступлении.
Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания 313
Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Данные лица поручают проведение дознания и следственных действий по поручениям следователей подчиненным работникам из числа начальствующего состава (оперативным уполномоченным, участковым уполномоченным милиции, инспекторам ГАИ - ГИБДД и др.).
Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, которые не требуют проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также дознание, проводимое в полном объеме, поручаются дознавателям специализированных подразделений дознания, которые функционируют в составе милиции общественной безопасности с 1992 г.
В отношении других органов исполнительной власти, осуществляющих функции дознания, законодатель ограничился ссылкой на критерий отнесения их к органам дознания, в качестве которого указано на наличие у них полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). В соответствии со ст. 13 Федерального закона об ОРД от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ1 право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям:
- органов внутренних дел;
- органов федеральной службы безопасности;
- федеральных органов налоговой полиции;
- федеральных органов государственной охраны;
- органов Пограничной службы Российской Федерации;
- Таможенных органов Российской Федерации;
- Службы внешней разведки Российской Федерации;
- Министерства юстиции Российской Федерации.
Кроме обозначенных сюда же следует относить теперь и подразделения уголовно-исполнительной системы Минюста (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов), в 1998 г. переданные из МВД в Минюст. И в то же время, об этом сказано выше, для большинства из перечисленных органов исполнительной власти, осуществляющих дознание, выполнение функции дознания не является одной из ведущих как, к примеру, это просматривается у милиции.
Пункт 2ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относит судебных приставов ряда судебных органов, что обусловлено различием места деятельности указанных лиц. Например, в Департаменте судебных приставов Минюста РФ создан отдел дознания, дознаватели которого расследуют уголовные дела о преступлениях против правосудия.
Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения [',или гарнизона в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ действуют в качест-
1 Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
1''СЗРФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
Раздел IV. Органы предварительного расследования
ве органа дознания с момента поступления к ним заявлений и сообщений о совершенном преступлении или в случае непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, в соответствии с законом, возбудить уголовное дело. Но в силу различных обстоятельств эти должностные лица не всегда в состоянии осуществлять дознание. Поэтому Министерством обороны в ведомственном порядке предусмотрено назначение дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров. Командир воинской части, соединения, начальник военного учреждения или гарнизона своим приказом назначает из числа таких лиц дознавателей, которые затем осуществляют дознание по уголовным делам, а также иную процессуальную деятельность, входящую в компетенцию органов дознания (выполняют отдельные поручения следователей и т. д.).
В исправительных учреждениях Минюста РФ органом дознания являются начальники исправительных колоний, воспитательных колоний и тюрем. Руководители указанных учреждений также своим приказом назначают дознавателем специально выделенного подготовленного работника из числа среднего или старшего начальствующего состава.
Органам ФСБ, как органам дознания, присущи те же полномочия, которые имеются у других органов дознания, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания огранивается производством по делам, подследственным в соответствии со ст. 151 УПК РФ следователям этого ведомства.
Каких-либо особенностей при осуществлении дознания оперативными органами системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также капитанами морских судов не имеется. Их компетенция четко ограничена уголовно-процессуальным законодательством. В общем порядке проводят дознание федеральные органы налоговой полиции, компетенция которых, как уже отмечалось, жестко очерчена законом (ст. 151 УПК РФ).
В таможенных органах Российской Федерации в качестве органа дознания выступают Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Данные органы обладают всеми необходимыми процессуальными полномочиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством. Непосредственно функции дознания реализуются подразделениями по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Они действуют исключительно в пределах своей компетенции, обозначенной уголовно-процессуальным законодательством.
В соответствии с действующим законодательством в настоящее время государственный пожарный надзор как специальный вид государственной надзорной деятельности возложен на должностных лиц Государственной противопожарной службы МЧС РФ. В составе МЧС РФ функционирует Главное управление Государственной противопожарной службы (ГУГПС), а в республиках, краях и областях- субъектах Российской Федерации -
Глава 17. Органы предварительного следствия и дознания
управления Государственной противопожарной службы. Руководители ; этих органов по должности являются государственными инспекторами по \ пожарному надзору, на которых теперь в соответствии с действующим ; уголовно-процессуальным законодательством (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ) ' вновь возложено производство дознания по уголовным делам о пожарах и
по делам о нарушениях требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ определены направления процессу-., альной деятельности органов дознания, а именно:
- во-первых, проведение дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно (проведение всего расследования по делу). К юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступле-•шях, подпадающих под признаки 132 составов преступлений. Помимо
это, в соответствии с письменным указанием прокурора расследование в [юрме дознания, как предписано в законе, может быть осуществлено и по ^елам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 г. 150 УПК РФ);
- во-вторых, выполнение неотложных следственных действий по уго-[ювным делам, по которым производство предварительного следствия
эязательно, т. е. при наличии поводов и оснований по таким преступле-шям орган дознания в соответствии со ст. 146 УПК РФ возбуждает уго-(ювное дело и проводит неотложные следственные действия (ст. 157 ШК РФ).
В ч. 3 ст. 40 УПК РФ законодатель (не определяя их органом дознания) Называет круг должностных лиц, на которых частично возлагается проведение дознания в виде неотложных следственных действий по уголовным (делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении (капитаны морских и речных судов, руководители геологоразведочных [тартий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских
феждений). В данном случае речь идет о преступлениях, по которым [гроизводство предварительного следствия обязательно.
Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания в процессе
эедварительного расследования подчинена решению следующих задач:
утем производства следственных действий по собиранию доказательств
аскрыть преступление, объективно установить фактические обстоятельст-дела, изобличить виновного и обеспечить привлечение его к уголовной
гветственности; возмещение причиненного преступлением ущерба (вре-Ьа); выяснение условий, способствовавших совершению преступления, рринятие мер к их устранению; подготовка материалов к судебному разби-
ательству.
Органы дознания осуществляют следующие уголовно-процессуальные функции, обозначенные законом:
- рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях;
- дознание;
Раздел IV. Органы предварительного расследования
Глава 17 Органы предварительного следствия и дознания 317
- производство следственных и розыскных действий по поручения и указаниям следователей;
- оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий;
- поддержание (по поручению прокурора) от имени государства обвинения в суде по делу, по которому лицо, производило дознание (п. 5 ст. 5, ч. 4 ст. 37 УПК РФ).
Таким образом, расследование преступлений (в отличие от органов предварительного следствия) не является единственной функцией органов дознания. И тем не менее в их процессуальной деятельности производство дознания занимает наибольший объем. При этом все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, действуя в пределах своей компетенции. Процессуальные акты органов дознания имеют такую же юридическую силу и значение, как и акты следователя. В уголовно-процессуальном законе специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и иных процессуальных действий (п. 1 ч. Зет. 41 УПК РФ).
В процессе освещения вопросов организации и деятельности различных органов дознания употребляются термины «орган дознания» и «дознаватель». По закону в качестве органа дознания по уголовному делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осуществлять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.
Дознаватель - это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголовному делу. Следует иметь в виду, что именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные уголовно-процессуальным законом процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осуществляет уголовно-процессуальные действия, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. Обладая определенной самостоятельностью, дознаватель вместе с тем осуществляет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.
При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и
сроки проведения дознания. Необходимо отметить, что в соответствии с нормами УПК наиболее важные решения по делу принимает именно орган дознания.
Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и дознаватель.
Глава 18. Прокуратура Российской Федерации
Раздел V.