Органы внешней разведки Российской Федерации

Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федера­ции является внешняя разведка Российской Федерации, представляющая собой совокупность специально создаваемых государством органов - орга­нов внешней разведки Российской Федерации. Статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью определены Федеральным законом от 10 января 1996 г. «О внешней разведке»1.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности опреде­ляют в пределах своих полномочий Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами. Разведывательная деятельность осуществляется органа­ми внешней разведки посредством: добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реаль­ных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях ино­странных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализа­ции мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопас­ности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность проводится на основе принципов закон­ности, разделения полномочий федеральных органов исполнительной вла­сти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федера-

' СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143; 2000, № 46. Ст. 4537.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

ции, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Законом определены следующие цели разведывательной деятельности:

1) обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, науч­но-технической и экологической областях;

2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации поли­тики Российской Федерации в сфере безопасности;

3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрес­су страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Разведывательную деятельность запрещено осуществлять для достиже­ния антигуманных целей и целей, не предусмотренных Законом о внешней разведке.

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки наделены следующими основными полномочиями:

1) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудниче­ства с лицами, добровольно давшими на это согласие;

2) взаимодействовать с федеральными органами исполнительной вла­сти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федераль­ными органами государственной охраны Российской Федерации;

3) обеспечивать безопасность сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

4) обеспечивать безопасность командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

5) организовывать взаимодействие с разведывательными и контрразве­дывательными службами иностранных государств в порядке, установлен­ном законом.

Осуществление разведывательной деятельности возложено а пределах предоставленных им полномочий на: Службу внешней разведки Российской Федерации, органы разведки Министерства обороны, Федерального агентст­ва правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы безопасности РФ.

В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки России используются гласные и негласные методы и средства, особый ха­рактер которых определяется условиями этой деятельности. На территории Российской Федерации применение указанных методов и средств в отно­шении граждан Российской Федерации не допускается.

Глава 13. Органы обеспечения безопасности

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (включая контроль и координацию их деятельности) возложено на Прези­дента РФ. За деятельностью органов внешней разведки Российской Феде­рации установлен парламентский контроль, который осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными законами. Надзор за исполнени­ем органами внешней разведки федеральных законов осуществляют Гене­ральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

§ 5. Пограничная служба Российской Федерации

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2000 г. «О пограничной службе Российской Федерации»1 Пограничная служба Российской Федерации (да­лее - Пограничная служба) является государственной военной организаци­ей, составляющей основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной грани­цы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территори­ального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

На Пограничную службу законом возложено решение следующих ос­новных задач:

защита и охрана Государственной границы в целях недопущения проти­воправного изменения прохождения Государственной границы, обеспече­ния соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государст­венной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; охрана внутренних морских вод, территориаль­ного моря, исключительной экономической зоны, континентального шель­фа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации;

координация деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Россий­ской Федерации и их природных ресурсов;

осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

Для решения указанных задач Пограничная служба в пределах своих полномочий:

организует и осуществляет деятельность по выявлению, предупрежде­нию и пресечению преступлений и административных правонарушений,

'СЗРФ. 2000. №19. Ст. 2021.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

Глава 13. Органы обеспечения безопаа

мости

производство по делам о которых отнесено федеральным законодательст­вом к компетенции Пограничной службы;

осуществляет задержание лиц, совершивших преступления или админи­стративные правонарушения, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;

осуществляет в соответствии с федеральным законодательством войско­вую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную и иную деятельность;

осуществляет в соответствии с федеральным законодательством сотруд­ничество с органами иностранных государств, выполняющими аналогич­ные задачи, заключает международные договоры межведомственного ха­рактера, участвует в международно-правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы;

использует на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; получает на безвозмездной основе при выполнении слу­жебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;

запрашивает и получает на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений и граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства необходимую информацию (в том числе навигационную, метеорологическую, гидрогра­фическую, радиоэлектронную, космическую и др.), за исключением случа­ев, если федеральным законодательством установлен специальный порядок получения информации;

получает от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства объяснения об известных им обстоятельствах совер­шения преступлений или административных правонарушений, производст­во по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компе­тенции Пограничной службы;

вносит в установленном порядке в государственные органы, органы ме­стного самоуправления, организации независимо от форм собственности, общественные объединения или должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способст­вующих совершению преступлений или административных правонаруше­ний, производство по делам о которых отнесено федеральным законода­тельством к компетенции Пограничной службы;

привлекает к выполнению возложенных на Пограничную службу задач на добровольных началах граждан Российской Федерации в составе обще­ственных объединений, в качестве внештатных сотрудников Пограничной

службы и в иных формах в порядке, установленном Правительством Рос­сийской Федерации;

применяет оружие, специальные средства, боевую, специальную и дру­гую технику, физическую силу и служебных собак в порядке, установлен­ном Правительством Российской Федерации;

участвует в соответствии с федеральным законодательством в обеспе­чении безопасности объектов государственной охраны;

принимает необходимые меры по обеспечению собственной безопас­ности;

участвует в охране дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах;

принимает в соответствии с федеральным законодательством участие в пределах приграничной территории в выполнении задач, связанных с обес­печением режима чрезвычайного положения, ликвидацией незаконных вооруженных формирований и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществляет в соответствии с федеральным законодательством другие полномочия.

Система Пограничной службы Российской Федерации включает: Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ФПС Рос­сии) - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе;

региональные управления ФПС России;

органы управления соединений, частей, подразделений войск и органов Пограничной службы.

Функционально органы Пограничной службы делятся на:

органы пограничного контроля;

оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразве­дывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обес­печению собственной безопасности системы ФПС России;

органы внешней разведки;

органы пограничной стражи;

органы морской охраны;

пограничные войска ФПС России;

военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС РФ согласно законодательству Российской Федерации.

Систему указанных органов и войск возглавляет ФПС России, которая согласно Положению о Федеральной пограничной службе Российской Фе­дерации, утвержденному Указом Президента РФ от 2 марта 1995 г. № 232'

'СЗРФ. 1995. № 10. Ст. 863.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядкаГлава 13. Органы обеспечения безопасности

(с изменениями от 4 августа 1995 г., 20 декабря 1995 г., 19 июля 1997 г., 14 февраля 1998 г., 25 сентября 1999 г.), является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере защиты Государст­венной границы, территориального моря, континентального шельфа и ис­ключительной экономической зоны Российской Федерации, а также реше­ние задач по охране биологических ресурсов территориального моря, кон­тинентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере.

ФПС РФ находится в ведении Президента РФ по вопросам, закреплен­ным за ним Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Прави­тельству РФ.

Основными задачами ФПС РФ являются:

- руководство органами и войсками ФПС РФ и организация защиты 'Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, охраны морских биологических ресурсов;

- организация защиты государственных границ государств - участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров

(соглашений);

- защита интересов Российской Федерации в сфере охраны морских

биологических ресурсов;

- организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации;

- организация разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов и войск ФПС РФ и обеспечение взаимо­действия с органами, осуществляющими эти виды деятельности в Россий­ской Федерации и в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в интересах защиты Государственной границы, территориаль­ного моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств - участников Содружества Не­зависимых Государств;

- участие в защите дипломатических представительств Российской Фе­дерации за границей.

Возглавляет ФПС РФ директор в ранге федерального министра. Он не­сет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФПС, и является главнокомандующим пограничными войсками Россий­ской Федерации. Директор ФПС РФ организует и руководит деятельно­стью коллегии ФПС и Главного военного совета пограничных войск.

Руководство конкретными направлениями деятельности ФПС РФ в со­ответствии с распределяемыми директором ФПС обязанностями осуществ­ляют заместители директора ФПС, которые назначаются на должность и

освобождаются от должности Президентом РФ по представлению директо­ра ФПС.

Для рассмотрения важнейших вопросов в сфере государственной по­граничной политики в ФПС РФ образуется коллегия в составе директора ФПС (председатель коллегии), заместителей директора, а также других руководителей ФПС. В состав коллегии ФПС могут вводиться должност­ные лица органов государственной власти Российской Федерации, опреде­ляемые и утверждаемые Президентом РФ. Решения коллегии принимаются простым большинством голосов от общего числа ее членов и объявляются приказом (директивами) директора ФПС РФ. При разногласии между ди­ректором ФПС и коллегией директор ФПС проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федера­ции. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение Президенту.

Наши рекомендации