Органы внешней разведки Российской Федерации
Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации является внешняя разведка Российской Федерации, представляющая собой совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации. Статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью определены Федеральным законом от 10 января 1996 г. «О внешней разведке»1.
Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание Российской Федерации, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами. Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки посредством: добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Разведывательная деятельность проводится на основе принципов законности, разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федера-
' СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143; 2000, № 46. Ст. 4537.
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
ции, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Законом определены следующие цели разведывательной деятельности:
1) обеспечение Президента, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
3) содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Разведывательную деятельность запрещено осуществлять для достижения антигуманных целей и целей, не предусмотренных Законом о внешней разведке.
Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки наделены следующими основными полномочиями:
1) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;
2) взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;
3) обеспечивать безопасность сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
4) обеспечивать безопасность командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;
5) организовывать взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном законом.
Осуществление разведывательной деятельности возложено а пределах предоставленных им полномочий на: Службу внешней разведки Российской Федерации, органы разведки Министерства обороны, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной службы безопасности РФ.
В процессе разведывательной деятельности органами внешней разведки России используются гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. На территории Российской Федерации применение указанных методов и средств в отношении граждан Российской Федерации не допускается.
Глава 13. Органы обеспечения безопасности
Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (включая контроль и координацию их деятельности) возложено на Президента РФ. За деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации установлен парламентский контроль, который осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными законами. Надзор за исполнением органами внешней разведки федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.
§ 5. Пограничная служба Российской Федерации
Согласно Федеральному закону от 4 мая 2000 г. «О пограничной службе Российской Федерации»1 Пограничная служба Российской Федерации (далее - Пограничная служба) является государственной военной организацией, составляющей основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
На Пограничную службу законом возложено решение следующих основных задач:
защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу; охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;
осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.
Для решения указанных задач Пограничная служба в пределах своих полномочий:
организует и осуществляет деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений,
'СЗРФ. 2000. №19. Ст. 2021.
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка
Глава 13. Органы обеспечения безопаа
мости
производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;
осуществляет задержание лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;
осуществляет в соответствии с федеральным законодательством войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную и иную деятельность;
осуществляет в соответствии с федеральным законодательством сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи, заключает международные договоры межведомственного характера, участвует в международно-правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы;
использует на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; получает на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;
запрашивает и получает на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений и граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства необходимую информацию (в том числе навигационную, метеорологическую, гидрографическую, радиоэлектронную, космическую и др.), за исключением случаев, если федеральным законодательством установлен специальный порядок получения информации;
получает от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства объяснения об известных им обстоятельствах совершения преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;
вносит в установленном порядке в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности, общественные объединения или должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;
привлекает к выполнению возложенных на Пограничную службу задач на добровольных началах граждан Российской Федерации в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников Пограничной
службы и в иных формах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
применяет оружие, специальные средства, боевую, специальную и другую технику, физическую силу и служебных собак в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
участвует в соответствии с федеральным законодательством в обеспечении безопасности объектов государственной охраны;
принимает необходимые меры по обеспечению собственной безопасности;
участвует в охране дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах;
принимает в соответствии с федеральным законодательством участие в пределах приграничной территории в выполнении задач, связанных с обеспечением режима чрезвычайного положения, ликвидацией незаконных вооруженных формирований и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
осуществляет в соответствии с федеральным законодательством другие полномочия.
Система Пограничной службы Российской Федерации включает: Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ФПС России) - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе;
региональные управления ФПС России;
органы управления соединений, частей, подразделений войск и органов Пограничной службы.
Функционально органы Пограничной службы делятся на:
органы пограничного контроля;
оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению собственной безопасности системы ФПС России;
органы внешней разведки;
органы пограничной стражи;
органы морской охраны;
пограничные войска ФПС России;
военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС РФ согласно законодательству Российской Федерации.
Систему указанных органов и войск возглавляет ФПС России, которая согласно Положению о Федеральной пограничной службе Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 2 марта 1995 г. № 232'
'СЗРФ. 1995. № 10. Ст. 863.
Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка • Глава 13. Органы обеспечения безопасности
(с изменениями от 4 августа 1995 г., 20 декабря 1995 г., 19 июля 1997 г., 14 февраля 1998 г., 25 сентября 1999 г.), является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также решение задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере.
ФПС РФ находится в ведении Президента РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, и подчиняется Правительству РФ.
Основными задачами ФПС РФ являются:
- руководство органами и войсками ФПС РФ и организация защиты 'Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, охраны морских биологических ресурсов;
- организация защиты государственных границ государств - участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров
(соглашений);
- защита интересов Российской Федерации в сфере охраны морских
биологических ресурсов;
- организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации;
- организация разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов и войск ФПС РФ и обеспечение взаимодействия с органами, осуществляющими эти виды деятельности в Российской Федерации и в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в интересах защиты Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств - участников Содружества Независимых Государств;
- участие в защите дипломатических представительств Российской Федерации за границей.
Возглавляет ФПС РФ директор в ранге федерального министра. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФПС, и является главнокомандующим пограничными войсками Российской Федерации. Директор ФПС РФ организует и руководит деятельностью коллегии ФПС и Главного военного совета пограничных войск.
Руководство конкретными направлениями деятельности ФПС РФ в соответствии с распределяемыми директором ФПС обязанностями осуществляют заместители директора ФПС, которые назначаются на должность и
освобождаются от должности Президентом РФ по представлению директора ФПС.
Для рассмотрения важнейших вопросов в сфере государственной пограничной политики в ФПС РФ образуется коллегия в составе директора ФПС (председатель коллегии), заместителей директора, а также других руководителей ФПС. В состав коллегии ФПС могут вводиться должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, определяемые и утверждаемые Президентом РФ. Решения коллегии принимаются простым большинством голосов от общего числа ее членов и объявляются приказом (директивами) директора ФПС РФ. При разногласии между директором ФПС и коллегией директор ФПС проводит в жизнь свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии также могут сообщить свое мнение Президенту.