Механизм наделения судебными полномочиями
Наличие в законе четких требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей, - существенная предпосылка к оптимальному формированию судейского состава. Но от провозглашения указанных положений в законе до реального вступления судьи в должность необходима организация фактического проведения ряда последовательных мер, включающих: отбор и выдвижение кандидатов на должности судей; сдачу ими в установленном законом порядке квалификационного экзамена на должность судьи; рассмотрение квалификационной коллегией судей заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи; вынесение заключения квалификационной коллегией о даче рекомендации (или об отказе в этом) и т. д.
Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителей, других судей Конституционного Суда РФ согласно ст. 13 Закона о судебной системе устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента России (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102 Конституции РФ). Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда вправе вносить Президенту члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, а также законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, высшие судебные органы и федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения (ч. 1 ст. 9 Закона о Конституционном Суде).
Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избираются в пленарном заседании этого суда тайным голосованием судей сроком на три года (ст. 23 Закона о Конституционном Суде РФ). 2
В соответствии со ст. б1 Закона о статусе судей (в ред. Закона № 169-ФЗ) Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на 6 лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Судьи указанных выше судов назначаются на должность также Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом
Глава 10. Правовой статус судей
II
'СЗРФ. 2001. №51. Ст. 4834. Там же.
мнения соответственных председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 6 Закона о статусе судей).
В соответствии со ст. 13 Закона о судебной системе Законом о статусе судей (ст. б1) четко регламентирован порядок назначения других судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.
Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
Заместители председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному на представлениях вышеуказанных председателей судов, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, а также военных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.
Назначение кандидатов на должности судей производится, как было отмечено, только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение на каждого из рекомендованных кандидатов квалификационная коллегия судей представляет председателю соответствующего суда, в случае несогласия которого с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. При повторном положительном заключении квалификационной коллегии судей двумя третями голосов членов коллегии председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Раздел II. Судебная система Российской Федерации
Глава 10. Правовой статус судей
\[
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов, впервые избранные на должность, приносят в торжественной обстановке присягу на собраниях судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судьи других судов - на съездах (конференциях) либо собраниях судей (ст. 8 Закона о статусе судей).
Иначе осуществляется присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно ст. 10 Закона о Конституционном Суде судью этого суда приводит к присяге Председатель Совета Федерации.
Кроме судов федеральных в Законе о судебной системе предусмотрено действие в стране судов субъектов Российской Федерации, к которым отнесены: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи (ч. 4 ст. 4). В Законе указано, что мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов наделяются полномочиями в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 13 Закона о судебной системе).