Мировые судьи в Российской Федерации
Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание в субъектах Российской Федерации института мировых судей (ст. 4, 21, 28). Тем самым принято решение о возрождении и включении в судебную систему России нового звена-мировых судей.
Мировые судьи субъектов Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, общая организация деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Федерации.
Мировые судьи являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта Федерации. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми
Раздел II. Судебная система Российской Федерации
судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъекта Федерации.
Вступившие в силу постановления мировых судей, а также законные требования и распоряжения, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На мировых судей распространяются установленные Законом «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами гарантии независимости и неприкосновенности судей, их материального обеспечения и социальной защиты. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты мировых судей и членов их семей.
В соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации»1 мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Федерации, согласованной с Верховным Судом РФ или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом Федерации. Количество и границы судебных участков внутри одного судебного района определяются решением органа законодательной власти субъекта Федерации. Практическое решение этого вопроса зависит от учета многих факторов: нагрузки судей районных судов, возможности решить вопросы подбора кадров и материального обустройства мировых судей (обеспечения помещением, оплаты труда работников, аппарата, финансирования дополнительных расходов и др.).
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. создается один судебный участок. Однако закон устанавливает, что судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.
Федеральный закон о мировых судьях устанавливает требования, предъявляемые к мировому судье, порядок его назначения на должность, прекра-
Глава 9. Суды субъектов Российской Федерации
'СЗРФ. 1998 №51 Ст. 6270.
шения и приостановления полномочий. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Федерации.
Закон освобождает от сдачи квалификационного экзамена и предоставления рекомендации квалификационной коллегии судей лиц, имеющих стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
В целях обеспечения независимости мировых судей закон устанавливает определенные ограничения в их праве участвовать в общественно-политической и иной трудовой деятельности. Мировой судья, как и судьи федеральных судов, не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Субъект Российской Федерации своим законом может устанавливать дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи (например, согласие на предварительную проверку представленных им биографических данных, моральных качеств органами внутренних дел, службой безопасности, налоговыми органами).
Независимость судей и их самостоятельность в профессиональной деятельности во многом обусловливается порядком наделения их полномочиями и сроком, на который они избираются (назначаются).
Мировые судьи назначаются (избираются) представительным органом государственной власти субъекта Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации. Наиболее демократичным является порядок, при котором мировые судьи будут избираться населением судебного участка путем прямых выборов, тайным голосованием на альтернативной основе. Порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается отдельным законом субъекта Федерации. Получение власти вершить правосудие непосредственно от населения судебного участка в наибольшей мере способствует обеспечению самостоятельности мирового судьи - наиболее приближенного к населению звена судебной системы, его авторитету, независимости от местных органов власти и управления. При таком порядке стимулируется участие населения в формировании указанных судебных органов и контроле за их деятельностью.
Для мировых судей Федеральный закон устанавливает определенные изъятия из принципа несменяемости. Мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Феде-Рации, но не более чем на пять лет. По Истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою
Раздел II. Судебная система Российской Федерации
кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи он назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Федерации, но не менее чем на пять лет (ст. 7 Закона о мировых судьях).
Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Федерации в случаях и в порядке, установленном Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Прекращение полномочий мирового судьи происходит по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях и в порядке, установленных Законом о статусе судей.
В случае временного отсутствия мирового судьи председатель соответствующего районного суда передает дела, поступающие на рассмотрение этого мирового судьи, другому мировому судье либо принимает указанные дела в производство районного суда.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» к компетенции мировых судей относит рассмотрение:
- гражданских дел - по искам и заявлениям, отнесенных к их подсудности федеральным гражданским процессуальным законодательством, в частности:
1) дел о выдаче судебного приказа;
2) дел о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
3) дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества;
4) иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
5) дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;
6) дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
7) дел об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
8) дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи КоАП (ст. 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»).
Определяя объем полномочий мировых судей по рассмотрению уголовных дел, Закон о мировых судьях отнес к их ведению рассмотрение у го-
Глава 9. Суды субъектов Российской Федерации
ловных дел о преступлениях небольшой тяжести, т. е. преступлениях, по которым согласно закону может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы (п. 1 ч. 1 ст.). Между тем в УПК РФ 2001 г. к подсудности мирового судьи отнесены уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, перечень которых дан в ч. 1 ст. 31 УПК.
Таким образом, возникли противоречия между двумя федеральными законами: о мировых судьях в Российской Федерации1 и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации2. Представляется, что предпочтение следует отдать УПК РФ. Во-первых, спорный вопрос (о подсудности) - процессуальный и потому регулирование отношений, возникших при этом, - предмет процессуального, а не судоустройственного вопроса. Во-вторых, при коллизиях между законами одного уровня (тот и другой - федеральные законы) предпочтение отдается тому, который издан позже. В-третьих, с точки зрения иерархии указанных актов УПК РФ находится на более высоком уровне3.
Все эти дела мировой судья рассматривает единолично. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется мировым судьей в порядке, установленном уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным законодательством.
Со стороны федерального районного суда, который является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного округа, должен осуществляться судебный надзор за применением мировыми судьями материального и процессуального законов. Законом о мировых судьях установлено, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются районными судами.
Районный суд уполномочен рассматривать дела ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений, принятых мировым судьей по первой инстанции и вступивших в силу (п. 1. ч. 1 ст. 417 УПК).
В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в ман-
Федеральный закон от 11 ноября 1998 г. (17 декабря 1998 г.) № 188-ФЗ // СЗ РФ. 1998. №51. Ст. 6270. 2 Федеральный закон от 22 ноября 2001 г. (18 декабря 2001 г.) № 177-ФЗ.
Указанная позиция высказана научным редактором учебника и не обязательно разделяется автором § 2 гл. 9.
Раздел II Судебная система Российской Федерации
тии или имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Федерации.
Работа мирового судьи обеспечивается его аппаратом. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Федерации. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации; им могут присваиваться классные чины и иные специальные звания, установленные для работников федеральных судов
Федеральным законом устанавливается порядок финансирования и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. Финансирование мировых судей должно осуществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и производиться из федерального бюджета. Это установление Закона о судебной системе призвано обеспечивать единство судебной системы Российской Федерации (ст. 3). Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляются из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Согласно Федеральному закону «О финансировании судов Российской Федерации»1 финансирование мировых судей осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Если федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден, мировые судьи финансируются ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший финансовый год. При разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования мировых судей Правительство Российской Федерации должно учитывать в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение мировых судей, их социальные гарантии и т. п.
Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 % от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего свою деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 % от должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ.
Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей возлагается на органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Федерации.
'СЗРФ 1999 №7 Ст 877