Тема 27. Преступления против семьи и несовершеннолетних
Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)
Вопросы семинара
Базовый уровень
1. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних.
2. Преступления, связанные с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественные действия (ст. 150, 151 УК РФ).
Повышенный уровень
3. Иные преступления против несовершеннолетних (ст. 152, 156 УК РФ).
4. Преступления против семьи (ст. 153-155, 157 УК РФ).
Вопросы для самоконтроля
Базовый уровень
1. Какое определение можно дать преступлениям против семьи и несовершеннолетних?
2. С какого момента окончено вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления?
3. Что следует понимать под антиобщественными действиями?
4. Что понимается под торговлей несовершеннолетними?
5. Каковы квалифицированные и особо квалифицированные виды торговли несовершеннолетними?
Повышенный уровень
6. Какова особенность субъективной стороны подмены ребенка?
7. Есть ли бланкетность в ст. 154?
8. Каковы признаки субъекта преступления, предусмотренного ст. 155 УК РФ?
9. Какие способы неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего делают его преступлением?
10. В каких случаях уклонение от уплаты алиментов признается злостным?
Темы рефератов
Базовый уровень
1. Способы вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.
Повышенный уровень
2. Проблемы ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию ребёнка.
Кейсы
Базовый уровень
1. В семье Абросимовых было трое детей: 20-летний Валерии, 16-летняя Галина и 14-летний Павел. Валерий, являясь членом одной из преступных групп, привлек свою сестру к сбыту похищенных им и другими членами группы материальных ценностей, обещая ей часть вырученных денег. Галина согласилась и реализовала ценности, зная о том, что они добыты преступным путем. По ее просьбе младший брат перевозил сумки с похищенным из дома в квартиры покупателей, помогал Галине договариваться с ними относительно цены вещей.
1. Дайте правовую оценку действиям этих лиц.
2. Как изменится квалификация содеянного, если Галине исполнилось восемнадцать лет?
3. Дайте характеристику объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 150 УК.
2. Супруги Богровы имели на своем иждивении двенадцатилетнего сына Игоря. Не желая содержать его, они оставили мальчика на попечение дедушки и бабушки, а сами уехали в другой город. Материальной помощи сыну они не оказывали. Дедушка и бабушка были вынуждены обратиться в суд. Но и после состоявшегося решения суда о необходимости уплаты средств на содержание сына Богровы продолжали уклоняться от родительских обязанностей, переезжая из одной местности в другую, не сообщая адреса.
1. Дайте юридическую оценку действиям Богровых.
2. Раскройте содержание признаков объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 157 УК.
3. Тимофеева, работая воспитателем младшей группы детского сада, уложила детей спать во время тихого часа, а сама в это время пошла в магазин. В нарушение служебной инструкции спящие дети остались без надзора воспитателя либо нянечки. Один ребенок во сне упал с кроватки и ушибся, что повлекло кратковременное расстройство его здоровья.
1. Дайте юридическую оценку действиям Тимофеевой.
2. При квалификации действий Тимофеевой проведите разграничение преступлений, предусмотренных ст. ст. 156 и 293 УК.
Повышенный уровень
4. Шестнадцатилетние студенты техникума Костин, Сергеев и Бодров совместно с мастером производственного обучения Подериным распивали в парке спиртные напитки, купленные на деньги Подерина и Костина, отмечавшего таким образом свой день рождения. Мимо них проходил гражданин Маслов. Подерин сказал: "Пацаны, стрельните у него сигаретку", после чего Костин, Сергеев и Бодров подошли к Маслову, преградили ему дорогу и, получив отказ дать сигарету, стали его избивать. Когда он упал на землю, к студентам подошел Подерин, нанес Маслову несколько ударов ногой, затем сказал, что мужчина не дышит и надо уходить. Вечером того же дня все четверо были задержаны.
Судебно-медицинская экспертиза дала заключение, что смерть потерпевшего наступила от разрыва сонной артерии при ударе о корень дерева в момент его падения.
1. Как квалифицировать действия указанных в задаче лиц?
2. Изменится ли квалификация, если бы смерть Маслова наступила через час после нанесения ему последнего удара Подериным от внутреннего кровотечения?
3. Будет ли нести уголовную ответственность Подерин?
5. В обязанности Малининой, работавшей инспектором опеки и попечительства муниципального округа, входила подготовка документов и заключения о целесообразности усыновления (удочерения) детей их отчимами и мачехами. Вследствие небрежного отношения Малининой к подготовке такого рода документов Маша Н. Была удочерена отчимом, ранее лишенным родительских прав в отношении своего сына от первого брака; Саша Л. усыновлен мачехой, признанной судом недееспособной, а десятилетний Костя К. усыновлен отчимом без согласия на это мальчика.
1. Дайте юридическую оценку поведению Малининой.
2. Раскройте субъективные признаки незаконного усыновления (Удочерения) (ст. 154 УК).
6. Ибриянц снимал в Москве квартиру и занимался тем, что подбирал на вокзалах малолетних беспризорников, приводил их к себе в квартиру, перебинтовывал так, чтобы они походили на инвалидов, и отправлял детей попрошайничать в электрички, на оживленные перекрестки и в метро. Здесь малыши просили милостыню и деньги приносили Ибриянцу. Одного мальчика, принесшего за день мало денег, Ибриянц жестоко избил и выгнал на улицу. Тот обратился в отделение милиции, и в этот же день Ибриянц был задержан.
1. Какое деяние совершил Ибриянц?
2. Как повлияло бы на квалификацию преступления, совершенного Ибриянцем, если бы он заставлял заниматься попрошайничеством не только несовершеннолетних, оставшихся без надзора родителей либо лиц, их заменяющих, но и своих родных детей?