Тема 21. Иные меры уголовно-правового характера

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Понятие, юридическая природа принудительных мер медицинского характера; их отличие от наказания.

2. Основание и цели применения принудительных мер медицинского характера.

3. Виды принудительных мер медицинского характера.

Повышенный уровень

4. Порядок применения, продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера.

5. Конфискация имущества. Возмещение вреда, причиненного преступлением.

Вопросы для самоконтроля

Базовый уровень

1. Дайте понятие принудительных мер медицинского характера.

2. Назовите виды принудительных мер медицинского характера и их правовой режим.

3. Какова уголовно-правовая природа принудительных мер медицинского характера, и каков порядок их назначения?

4. Являются ли принудительные меры медицинского характера наказанием?

Повышенный уровень

5. В чем заключаются правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера?

6. Как исполняются принудительные меры медицинского характера при отбывании наказания в виде лишения свободы?

Контрольное тестирование по Разделу 5.

РАЗДЕЛ 6. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ

Тема 23. Преступления против жизни и здоровья

Занятие проходит в интерактивной форме (кейс-метод)

Вопросы семинара

Базовый уровень

1. Общая характеристика преступлений против жизни и здоровья.

2. Простой и квалифицированный составы убийства (ст. 105 УК РФ).

3. Преступления против жизни, совершённые при смягчающих обстоятельствах (ст. 106-108 УК РФ).

4. Иные преступления против жизни (ст. 109, 110 УК РФ).

Повышенный уровень

5. Преступления против здоровья личности, связанные с умышленным причинением вреда здоровью (ст. 111, 112, 115 УК РФ).

6. Иные преступления, связанные с причинением вреда здоровью (ст. 113, 114, 118 УК РФ).

7. Преступления против здоровья, связанные с совершением систематических насильственных действий (ст. 116, 117 УК РФ).

8. Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье (ст. 119-125 УК РФ).

Вопросы для самоконтроля

Базовый уровень

1. Какой признак положен в основу классификации преступлений против личности?

2. Какое определение можно дать преступлениям против жизни и здоровья?

3. Что понимается под убийством?

4. Что следует понимать под начальным и конечным моментами жизни человека?

5. Какие виды убийства известны уголовному закону?

6. Каковы наиболее распространенные виды квалифицированного убийства?

7. Какие виды «привилегированного» убийства указаны в УК РФ?

8. Какие виды аффекта известны уголовному праву?

9. Возможно ли совершить убийство по неосторожности?

10. С какого момента считается оконченным преступление, предусмотренное ст. 110 УК РФ?

Повышенный уровень

11. По каким критериям дифференцируется ответственность за причинение вреда здоровью?

12. Какие виды тяжкого вреда здоровью, предусмотрены в ч. 1 ст. 111 УК РФ?

13. Какова особенность субъективной стороны преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ?

14. Каково отличие умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, от убийства?

15. Что понимается под кратковременным и длительным расстройством здоровья?

16. В чем состоит особенность объективной стороны истязания?

17. Каков объём насилия, указанный в ч. 1 ст. 120 УК РФ?

18. Каковы объективные признаки криминального аборта?

19. Какие лица обязаны оказывать помощь больному?

20. Каков вид сторона преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ, по конструкции его объективной стороны?

Темы рефератов

Базовый уровень

1. Жизнь человека – объект уголовно-правовой охраны.

Повышенный уровень

2. Проблемы эвтаназии в уголовном праве.

3. Ответственность медицинских работников за причинение вреда жизни и здоровью.

4. Правовое регулирование донорства в РФ.

Кейсы

Базовый уровень

1. Зуйков часто ссорился со своей сожительницей Тимофеевой. Однажды после очередной ссоры он с криком: "Убью"! ударил ее топором по голове, причинив открытый вдавленный перелом лоботеменной кости с повреждением вещества головного мозга. По заключению судебно-медицинской экспертизы, этот вред здоровью относится к категории тяжкого, опасного для жизни.

1. Квалифицируйте действия Зуйкова.

2. Чем отличается покушение на убийство от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека?

2. Веревкин, в нетрезвом состоянии и вооружившись двуствольным охотничьим ружьем, пришел к дому Казанкова, с которым у него сложились неприязненные отношения. Войдя в палисадник, Веревкин постучал в окно и, когда в комнате загорелся свет, произвел выстрел через стекло в глубь комнаты, однако Казанкову какого-либо вреда здоровью причинено не было. На следствии и в суде Веревкин показал, что стрелял в окно комнаты Казанкова без цели убийства, так как хотел только лишь попугать последнего.

1. Дайте правовую оценку содеянному Веревкиным.

2. Что понимается под убийством?

3. Братья Сергей и Александр Чесноковы проживали вместе с матерью в одной квартире. В связи с выселением Александра из квартиры матери на жилплощадь жены между братьями сложились неприязненные отношения, имели место ссоры и драки. После очередной ссоры Александр в нетрезвом состоянии внезапно напал на брата и ударом ножа убил его.

1. Квалифицируйте содеянное Александром Чесноковым.

2. Раскройте объективные признаки убийства.

Повышенный уровень

4. 17-летний Седов длительное время конфликтовал со своей матерью, которая вторично вышла замуж после смерти мужа. Однажды вечером Седов, воспользовавшись отсутствием матери и отчима, обманным путем увлек в лес 3-летнюю Наташу (ребенка матери от второго брака), связал ее и запер в заброшенной постройке. Затем он подбросил в почтовый ящик анонимную записку на имя матери, в которой предлагал уплатить выкуп за жизнь девочки. Мать и отчим обратились в милицию. Проведенными оперативными мероприятиями удалось установить место нахождения ребенка. Однако девочка была мертва. Задержанный Седов показал, что задушил девочку через несколько часов после похищения.

1. Квалифицируйте содеянное Седовым.

2. Как изменится квалификация содеянного, если смерть девочки наступила вследствие того, что она задохнулась, находясь в душной постройке?

5. Между Орловским и Скородумовым сложились неприязненные отношения, поскольку Скородумов в прошлом наказал Орловского в дисциплинарном порядке за совершенный им прогул. Увидев Скородумова на улице, Орловский подошел к нему, чтобы выяснить их взаимоотношения. Скородумов согласился поговорить с ним и предложил присесть. Однако увидев, что Орловский находится в нетрезвом состоянии, отказался продолжать беседу. В ответ Орловский вытащил самодельный финский нож и нанес два удара в живот и грудь Скородумову, причинив проникающие ранения с повреждением плевры, сальника и стенки желудка. По заключению судебно-медицинской экспертизы причиненные повреждения относится к опасным для жизни. Орловский был осужден за незаконное ношение оружия и за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью лицу в связи с осуществлением им служебной деятельности.

1. Правильно ли был осужден Орловский?

2. Что понимается под причинением тяжкого вреда здоровью?

6. Коротаевский, желая избавиться от жены, Каратаевской М., заведомо для него находящейся в состоянии беременности, привел ее на набережную реки, сдавил ее шею руками, а затем сбросил в воду. Убедившись, что тело Каратаевской течением затянуло под лед, он с места происшествия ушел. По заключению медицинской экспертизы смерть потерпевшей наступила от утопления.

1. Квалифицируйте содеянное Каратаевским.

2. Совершил ли Каратаевский оконченное преступление в данном случае?

Наши рекомендации