Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.
2. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями
1. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Земельные споры
Общая характеристика земельных споров
Земельный спор представляет собой конфликт, возникающий между субъектами права на землю, а также между ними и государственными органами, органами местного самоуправления по вопросам собственности на землю, землевладения и землепользования. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.
Сторонами в спорах, помимо собственников земли, землевладельцев и землепользователей, могут быть любые юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны-истца.
Споры могут возникать и между самими государственными органами - в случае несогласия нижестоящего органа с вышестоящим по поводу, например, предоставления земельного участка. Здесь имеет место земельный спор, поскольку в конечном счете его объектом является земля.
Земельные споры разрешаются в судебном порядке посредством искового производства, за исключением рассматриваемых с соблюдением обязательного внесудебного (претензионного) порядка, а также споров, переданных на рассмотрение третейского суда.
В зависимости от характера земельного спора его субъекты процессуально равноправны. Так, законодательство Российской Федерации о гражданском и арбитражном судопроизводстве гарантирует сторонам спора равные права по представлению доказательств и состязательному участию в их исследовании.
Виды и классификация
Различают три категории споров, возникающих из земельных отношений:
- земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей;
- земельно-имущественные споры, связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением;
- имущественные споры, возникающие из земельных отношений. В этом случае нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей.
Основанием для рассмотрения споров о признании права на земельный участок являются нормы ст.12 Гражданского кодекса РФ и ст.59 Земельного кодекса РФ. Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке при условии предоставления заинтересованным лицом доказательств, подтверждающих принадлежность земельного участка (соответствующего права на его использование). Признание права на земельный участок рассматривается как один из способов защиты прав на землю. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В случае, если решение суда не содержит сведений, которые регистратор прав обязан внести в Единый государственный реестр прав, регистратор или правообладатель при наличии в письменной форме заключения регистратора вправе запросить суд о порядке исполнения данного решения.
Споры о присуждении основываются на требовании реализации корреспондирующейся связи между субъективным правом и соответствующей обязанностью при условии ее невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанным лицом. Так, например, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств). В число последствий утраты собственником здания, строения, сооружения, права пользования земельным участком, на котором они находятся, законодатель включает возможность предъявления собственником земельного участка требований об освобождении участка от указанной недвижимости и приведении участка в первоначальное состояние.
Споры об изменении или прекращении земельных правоотношений вызваны необходимостью судебного установления по вопросам толкования юридических фактов, являющихся основанием изменения или прекращения земельных правоотношений. Конфликт сторон спора может заключаться в признании или непризнании соответствующих юридических фактов в качестве основания изменения или прекращения правоотношений. Так, например, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить в суд иск о выкупе земельного участка. Этот иск может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка.
В зависимости от порядка рассмотрения земельные споры подразделяются на:
- споры, рассматриваемые с обязательным соблюдением предварительной внесудебной процедуры;
- споры, рассматриваемые непосредственно в судебных органах;
- споры, переданные сторонами на разрешение в третейский суд.
17.3. Судебный порядок разрешения земельных споров
в судах общей юрисдикции и в арбитражном суде
По общему правилу, в судебном порядке должны рассматриваться любые земельные споры:
- об отказе в предоставлении земельного участка;
- о возмещении убытков, причиненных в результате загрязнения земельного участка;
- об устранении препятствий в пользовании земельным участком и т.д. Досудебный(административный) порядок разрешения земельных споров ЗК РФ не предусматривается.
Земельные споры рассматриваются судами общей и арбитражнойюрисдикции в соответствии с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством. Постановлением Пленума ВС РФ от 22.04.92 № 6 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе».
Суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, одной из сторон которых выступают граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью, а также по жалобам граждан на решения местной администрации по земельным вопросам.
Арбитражными судами рассматриваются земельные споры с участием юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке. До принятия дела к производству земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.
В соответствии с процессуальным законодательством РФ при подаче искового заявления в суд предъявляются доказательства, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом и договором.
Применительно к земельным спорам досудебная (претензионная) стадия установлена в следующих случаях:
- рассмотрение встречных требований к границам приватизируемых садовых, огородных и дачных земельных участков специально создаваемой комиссией по подготовке материалов для приватизации, включая формирование предложений об урегулировании спора (п.2 ст.28 Федерального закона от 15.04.98 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»);
- рассмотрение споров между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями о разграничении государственной собственности на землю (ст.7 Федерального закона от 17.07.2002 «О разграничении государственной собственности на землю»);
- рассмотрение споров о местоположении выделяемого земельного участка в счет земельной доли и размере компенсации оставшимся участникам долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается Правительством РФ (п.2 ст.13 Федерального закона от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
- рассмотрение спора, переданного в третейский суд по соглашению сторон (ст.5 Федерального закона от 24.07.2002 «О третейских судах в Российской Федерации»). Последствием несоблюдения отмеченной досудебной процедуры является возвращение искового заявления судом с указанием причин данного решения. Это обстоятельство не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное процессуальное нарушение. В отличие от ранее названных категорий дел, административное рассмотрение споров не является необходимой стадией, предшествующей обращению в суд. Применение рекомендаций, выработанных для разрешения спора административными органами, остается на усмотрение сторон.
Исковые дела по спорам, возникающим из земельных правоотношений, с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления рассматриваются и разрешаются федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями. При этом из подведомственности данных судов исключены экономические споры и другие дела, отнесенные законодательством РФ к ведению арбитражных судов.
Мировые судьи как низовое звено гражданского судопроизводства рассматривают в качестве суда первой инстанции дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (в том числе и земельные участки) независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления; дела об определении порядка пользования имуществом, включая порядок пользования земельными участками, находящимися в общей собственности; федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.
В остальных случаях гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, рассматриваются по первой инстанции районными судами, за исключением дел, подсудных военным и иным специализированным судам, верховным судам республик, краевому, областному суду, суду городов федерального значения, суду автономной области и автономного округа, а также Верховному Суду РФ.
По общему правилу определения территориальной подсудности, иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Однако для ряда категорий споров предусмотрена исключительная подсудность: иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.
Вопросы подведомственности земельных споров судам общей юрисдикции разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда от 22.04.92 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства о земельной реформе». Суд вправе принять к своему производству и рассмотреть по существу любые споры, связанные с земельными отношениями, одной из сторон которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью (в т.ч. ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство), если спор возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:
- требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота;
- требования о признании неправомерным прекращения права пользования или аренды земельными участками;
- требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и граждан;
- требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнения, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков и землепользователей;
- требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведением изыскательских работ;
- жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя;
- споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе в случае, когда оспариваются его границы и размеры;
- споры между садоводческим товариществом и его членами, споры членов товарищества между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Участниками спорных правоотношений могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации и должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, за исключением дел, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, в т.ч. экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также между субъектами Российской Федерации.
Как и в гражданском судопроизводстве, по общему правилу территориальной подсудности, иски предъявляются в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика. В исключение из правила иски о правах на земельные участки и другое недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
В соответствии с вышеупомянутой ст.64 (п.2) Земельного кодекса РФ, до принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд. Спор может быть передан в третейский суд при наличии заключенного между сторонами письменного третейского соглашения. Правила третейского разбирательства определяются согласно Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации».
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Ландшафт– общий вид местности.
Ландшафтный дизайн (пример–сад).Сад всегда представляет собой наивысшую ценность. Он был символом рая на земле и должен был услаждать зрение и обоняние красотой растений, вкус ценностью плодов, а слух журчанием воды и пением птиц. Сад, непосредственно примыкающий к жилищу, является сотворенным миром природы ее рукотворным уголком, отражавшем духовные и материальные потребности владельца, его вкусы и образ жизни.
Создание проекта и его реализация включает несколько стадий:
1. Первоначальный эскиз, в котором заложена основная идея сада на основе тщательного натурного обследования участка.
2. Четко выполненные чертежи на основе геодезической съемки участка.
3. Проработка основных ландшафтных идей, композиций и фрагментов.
Исходные данные для проектирования:
1. План-анализ ситуации и типовое проектное задание:
– План-анализ (вся собранная информация должна быть систематизирована и сведена на один лист) – первый проектный документ;
– второй важный документ содержит пожелания владельцев будущего сада. Этот документ называется типовым проектным заданием. Оно представляет собой перечисление пожеланий заказчика.
2. Съемка участка – процесс полевых измерений, которые производятся в целях получения карт, планов и профилей.
Съемка позволяет нанести на план участка его параметры, существующие строения, посадку деревьев и других растений, периметр забора, колодцы и люки, калитки и въезды, особенности рельефа.
3.Масштабный план. Для работы над проектом сада необходим масштабный план участка. На масштабный план наносят только те объекты, которые не будут перемещены или удалены. Объекты, которые будут перемещены, вычерчивают на их окончательном месте.
4. Зонирование. Собранная информация об участке в виде плана-анализа ситуации, типового проектного задания и масштабного плана позволяет выполнить предварительный проект-эскиз сада, сформировать карту садовых зон. Формирование садовых зон осуществляется на основании проектного задания, чтобы ничего не упустить.
Функциональные зоны сада:
Когда схема зонирования по элементам садового дизайна будет готова, можно приступить к следующему этапу работы – функциональному зонированию.
1. Летняя и зимняя зоны.Учитывая суровость российского климата, проектировщику необходимо вносить коррективы, чтобы создать в саду комфортные условия в любую погоду и во все сезоны. Не секрет, что зимой в активном пользовании находится только часть сада. Это и позволяет разделить сад на зимнюю и летнюю зоны. В первую очередь, сезонность использования той или иной зоны сада скажется на методе мощения площадок, двора, дорожек. Разделение сада по временам года позволяет функционально разнообразить систему садового освещения. Композиции растений в летней и зимней зоне тоже формируются по-особенному.
2. Парадная зона.В парадной композиции желательно использовать малые архитектурные формы – скульптуры, вазоны, мощения. Строгие требования предъявляются к отбору растительного материала. Подбирают растения по красоте формы, по цвету листьев, по особенности цветения и осеннему наряду. Для парадной зоны важна декоративная стабильность композиции в течении всего года и ее особенная ухоженность.
3. Другие зоны сада:
– живописная или прогулочная зона;
– хозяйственная зона;
– резервная зона.
4. Газон и мощение.Газон – главное украшение сада. Зеленая лужайка объединяет в одно целое все разрозненные элементы сада. Газон улучшает структуру почвы, ее водный и воздушный режим. Газонные травы испаряют влагу, за счет чего регулируется температура в приземном слое. Газон создается двумя основными методами:
– укладка рулонного газона;
– посевной газон.
Мощение – мощеные поверхности удобны в использовании и необременительны в уходе. Мощение может быть выполнено из традиционной плитки, натурального природного камня и в сочетаниях различных строительных материалов.
Примеры мощения представлены на рис. 10 – 13.
Рис. 10. Мощение из строительных материалов
Рис. 11. Мощение из традиционной плитки
Рис. 12. Мощение из натурального природного камня
Рис. 13. Мощение из фигурной плитки
Декоративные посадки и садовые устройства:
Живые изгороди.
К живым изгородям предъявляются особые требования. Они должны иметь четкую аккуратную форму и сохранять ее круглый год, вне зависимости от того, стриженая изгородь или свободно растущая, состоит она из лиственных пород или хвойных. Назначение живых изгородей различно. В самом распространенном варианте они отделяют одну зону сада от другой, маскируют нежелательные виды. К ним относят и зеленые стены из деревьев и кустарников.
Рис. 14. Живая изгородь (зеленая стена из кустарников)
Рис. 15. Живая изгородь (зеленая арка из декоративного винограда)