Межведомственные связи, их координация и совершенствование
Для осуществления межведомственных связей в области ГКН Министерством экономического развития РФ утверждена Концепция создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета (приказ от 18.12.2009 № 534).
Настоящая Концепция определяет цель, задачи, основные направления, этапы создания и развития в Российской Федерации единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее также – единая система регистрации прав и кадастрового учета).
Основными предпосылками создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета являются предшествующий многолетний опыт работы национальных институтов оказания государственных услуг в сферах государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современная международная практика развития услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения систем оказания данных услуг, внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства на получение (оказание) государственных услуг.
При этом одними из важных задач развития Российской Федерации являются:
– повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе оказание услуг в электронном виде,
– снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость,
– формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, в том числе централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов)[1].
Концепция является основой для разработки программ и планов развития единой системы регистрации прав и кадастрового учета на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Регистрация прав и кадастровый учет являются важнейшей социально-ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам, обеспечивающей защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, формирование цивилизованного рынка недвижимости и вовлечение недвижимости в рыночный оборот.
Для координации и совершенствования межведомственных связей между государственными структурами, осуществляющими взаимодействие по данному направлению деятельности предусмотрено:
– внедрение системы электронного документооборота;
– повышение качества оказания государственных услуг;
– создание системы внутреннего контроля (мониторинга) качества государственных услуг;
– организация обслуживания граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления с использованием современных информационных технологий, в том числе формирование единой информационно-технологической инфраструктуры;
– оптимизация и рациональное использование существующей материальной базы (зданий, помещений по регистрации и кадастровому учету работающих окон приема документов);
– создание системы информационно-справочной поддержки в сфере регистрации прав и кадастрового учета, обеспечивающей полное информирование граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг в данной сфере;
– обеспечение передачи федеральным учреждениям отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе функций по ведению информационных систем ЕГРП и ГКН;
– создание и внедрение механизма обеспечения притока внебюджетных финансовых ресурсов, получаемых в виде платы, за предоставление информационных услуг;
– обеспечение перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в том числе с учетом сведений архивов технических паспортов, оценочной и иной хранящейся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации;
– разработка и внедрение ориентированных на качество государственных услуг программ подготовки и повышения квалификации сотрудников, системы их мотивации;
– формирование нормативной правовой базы, необходимой для развития и эффективного функционирования единой системы регистрации прав и кадастрового учета.
В целях комплексного решения проблем в сфере регистрации прав и кадастрового учета принят Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Указ), в соответствии с которым в Российской Федерации создан единый федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации прав и кадастрового учета–Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Межведомственные связи осуществляются в целях оперативной передачи информационных услуг государственным и муниципальным органам, органам субъектов РФ, а также по направлению деятельности - налоговым органам, прокуратуре и др.
Данные межведомственные связи помогут пополнить бюджеты всех уровней достоверной информацией и повысить сбор платы за землю и налог на недвижимость.
8.6. Системы идентификации объектов недвижимости,
кадастровое деление территорий
Каждый объект недвижимости должен отвечать следующим требованиям:
– обеспечивать возможность широко использовать систему совокупной идентификации объектов (жилой дом, квартиры, комнаты);
– быть уникальным на территории России;
Стандартная структура идентификации должна обладать следующими свойствами:
– простота и естественность для понимания;
– постоянство (независимость или слабая зависимость от возможных изменений административно-территориального деления);
– -гибкость и обеспечение связи различных объектов на одном земельном участке.
Система присвоения кадастровых номеров должна быть направлена на обеспечение максимально возможной гибкости, чтобы вносить как можно меньше изменений в уже существующую систему нумерации и не тормозить процессы регистрации и инвентаризации.
Земельные участки, принадлежащие одному и тому же лицу, но расположенные в разных кадастровых блоках или в разных частях одного блока, должны иметь разные номера.
В случае мутации земельного участка (изменение границ, слияние или деление) соответствующие секции регистрационной книги архивируются и создаются новые. Необходимо определить при каких изменениях границ или изменения площади возникает новый кадастровый объект с новым кадастровым номером.
Рациональное использование земельных ресурсов возможно лишь при наличии соответствующим образом представленной информации. Новые условия хозяйствования требуют учета и регистрации земельных участков в целях налогообложения и рационального использования. Сведения, представляемые в городской кадастр, являются собственностью Российской Федерации или административных (муниципальных) образований. Эти сведения передаются в службу городского кадастра органами государственной власти.
Основными особенностями системы идентификации объектов недвижимости и иерархической системы идентификации объектов недвижимости являются:
– потребность в формировании земельно-имущественного кадастра и необходимости ускорения и упрощения процедуры регистрации этих прав;
– возможность создания на базе полноценного земельно-имущественного кадастра новых научных дисциплин и законодательства;
– потребность в программно-техническом обеспечении, необходимом для создания системы и обслуживания потребителей;
– установление стандартов, формирование терминологии, классификаторов.
Множество объектов легко поддается изучению, если оно систематизировано. Классификация – упорядочение объектов предметной области по выбранным признакам в соответствии с существующей системой классификации.
Под системой классификации понимается совокупность методов и правил, в результате которых заданное множество разбивается на подмножества, то есть классификационные группировки.
Наиболее широкое применение получили иерархическая и фасетная системы классификации.
Иерархическая система идентификации объектов обеспечивает последовательное разделение множества объектов на соподчиненные группировки. Исходное множество объектов классификации делится сначала по какому-либо признаку на крупные группировки, каждая из которых, в свою очередь дробится на ряд последующих группировок, конкретизируя свойства объектов в виде иерархического логического дерева (рис. 2)
Рис. 2. Иерархическая структура подсистемы «Здания»
Государственный учет объекта недвижимости является необходимым условием осуществления государственной регистрации права на данный объект.
Уникальный, не повторяющийся во времени и единственный на территории Российской Федерации кадастровый номер присваивается объекту недвижимости на этапе его государственного учета и сохраняется за объектом до тех пор, пока он физически (юридически) существует как единое целое.