Межведомственные связи, их координация и совершенствование

Для осуществления межведомственных связей в области ГКН Министерством экономического развития РФ утверждена Концепция создания единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета (приказ от 18.12.2009 № 534).

Настоящая Концепция определяет цель, задачи, основные направления, этапы создания и развития в Российской Федерации единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости (далее также – единая система регистрации прав и кадастрового учета).

Основными предпосылками создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета являются предшествующий многолетний опыт работы национальных институтов оказания государственных услуг в сферах государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости, а также современная международная практика развития услуг в этих сферах, которая свидетельствует о перспективности институционального объединения систем оказания данных услуг, внедрения новых информационных технологий, снижающих издержки пользователей и государства на получение (оказание) государственных услуг.

При этом одними из важных задач развития Российской Федерации являются:

– повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе оказание услуг в электронном виде,

– снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость,

– формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, в том числе централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов)[1].

Концепция является основой для разработки программ и планов развития единой системы регистрации прав и кадастрового учета на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Регистрация прав и кадастровый учет являются важнейшей социально-ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг гражданам и юридическим лицам, обеспечивающей защиту конституционных прав собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости, формирование цивилизованного рынка недвижимости и вовлечение недвижимости в рыночный оборот.

Для координации и совершенствования межведомственных связей между государственными структурами, осуществляющими взаимодействие по данному направлению деятельности предусмотрено:

– внедрение системы электронного документооборота;

– повышение качества оказания государственных услуг;

– создание системы внутреннего контроля (мониторинга) качества государственных услуг;

– организация обслуживания граждан, организаций, органов государственной власти и местного самоуправления с использованием современных информационных технологий, в том числе формирование единой информационно-технологической инфраструктуры;

– оптимизация и рациональное использование существующей материальной базы (зданий, помещений по регистрации и кадастровому учету работающих окон приема документов);

– создание системы информационно-справочной поддержки в сфере регистрации прав и кадастрового учета, обеспечивающей полное информирование граждан и организаций по вопросам предоставления государственных услуг в данной сфере;

– обеспечение передачи федеральным учреждениям отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета, в том числе функций по ведению информационных систем ЕГРП и ГКН;

– создание и внедрение механизма обеспечения притока внебюджетных финансовых ресурсов, получаемых в виде платы, за предоставление информационных услуг;

– обеспечение перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в том числе с учетом сведений архивов технических паспортов, оценочной и иной хранящейся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации;

– разработка и внедрение ориентированных на качество государственных услуг программ подготовки и повышения квалификации сотрудников, системы их мотивации;

– формирование нормативной правовой базы, необходимой для развития и эффективного функционирования единой системы регистрации прав и кадастрового учета.

В целях комплексного решения проблем в сфере регистрации прав и кадастрового учета принят Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Указ), в соответствии с которым в Российской Федерации создан единый федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации прав и кадастрового учета–Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Межведомственные связи осуществляются в целях оперативной передачи информационных услуг государственным и муниципальным органам, органам субъектов РФ, а также по направлению деятельности - налоговым органам, прокуратуре и др.

Данные межведомственные связи помогут пополнить бюджеты всех уровней достоверной информацией и повысить сбор платы за землю и налог на недвижимость.

8.6. Системы идентификации объектов недвижимости,
кадастровое деление территорий

Каждый объект недвижимости должен отвечать следующим требованиям:

– обеспечивать возможность широко использовать систему совокупной идентификации объектов (жилой дом, квартиры, комнаты);

– быть уникальным на территории России;

Стандартная структура идентификации должна обладать следующими свойствами:

– простота и естественность для понимания;

– постоянство (независимость или слабая зависимость от возможных изменений административно-территориального деления);

– -гибкость и обеспечение связи различных объектов на одном земельном участке.

Система присвоения кадастровых номеров должна быть направлена на обеспечение максимально возможной гибкости, чтобы вносить как можно меньше изменений в уже существующую систему нумерации и не тормозить процессы регистрации и инвентаризации.

Земельные участки, принадлежащие одному и тому же лицу, но расположенные в разных кадастровых блоках или в разных частях одного блока, должны иметь разные номера.

В случае мутации земельного участка (изменение границ, слияние или деление) соответствующие секции регистрационной книги архивируются и создаются новые. Необходимо определить при каких изменениях границ или изменения площади возникает новый кадастровый объект с новым кадастровым номером.

Рациональное использование земельных ресурсов возможно лишь при наличии соответствующим образом представленной информации. Новые условия хозяйствования требуют учета и регистрации земельных участков в целях налогообложения и рационального использования. Сведения, представляемые в городской кадастр, являются собственностью Российской Федерации или административных (муниципальных) образований. Эти сведения передаются в службу городского кадастра органами государственной власти.

Основными особенностями системы идентификации объектов недвижимости и иерархической системы идентификации объектов недвижимости являются:

– потребность в формировании земельно-имущественного кадастра и необходимости ускорения и упрощения процедуры регистрации этих прав;

– возможность создания на базе полноценного земельно-имущественного кадастра новых научных дисциплин и законодательства;

– потребность в программно-техническом обеспечении, необходимом для создания системы и обслуживания потребителей;

– установление стандартов, формирование терминологии, классификаторов.

Множество объектов легко поддается изучению, если оно систематизировано. Классификация – упорядочение объектов предметной области по выбранным признакам в соответствии с существующей системой классификации.

Под системой классификации понимается совокупность методов и правил, в результате которых заданное множество разбивается на подмножества, то есть классификационные группировки.

Наиболее широкое применение получили иерархическая и фасетная системы классификации.

Иерархическая система идентификации объектов обеспечивает последовательное разделение множества объектов на соподчиненные группировки. Исходное множество объектов классификации делится сначала по какому-либо признаку на крупные группировки, каждая из которых, в свою очередь дробится на ряд последующих группировок, конкретизируя свойства объектов в виде иерархического логического дерева (рис. 2)

Межведомственные связи, их координация и совершенствование - student2.ru

Рис. 2. Иерархическая структура подсистемы «Здания»

Государственный учет объекта недвижимости является необходимым условием осуществления государственной регистрации права на данный объект.

Уникальный, не повторяющийся во времени и единственный на территории Российской Федерации кадастровый номер присваивается объекту недвижимости на этапе его государственного учета и сохраняется за объектом до тех пор, пока он физически (юридически) существует как единое целое.

Наши рекомендации