Основы внутрихозяйственного землеустройства

4.1. Понятие и задачи внутрихозяйственного землеустройства.
Разновидности и типы

Статьей 18. ФЗ «О землеустройстве» № 78-ФЗ определено, что внутрихозяйственное землеустройство (ВХЗ) проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни.

ВХЗ проводится на территории конкретного сельскохозяйственного предприятия вне зависимости от организационно-правовой формы, разрабатывает научно-обоснованную систему мероприятий, обеспечивающую наиболее полное, рациональное, эффективное использование и охрану земель на основе проекта.

При обследовании земель выполняются следующие работы:

– изучение качественного состояния использования угодий;

– уточнение на местности границ участков выделенных на основании чертежа эколого-ландшафтного зонирования;

– отбор земельных участков для освоения в пашню, под многолетние насаждения;

– выявление участков, подверженных эрозии;

– выявление участков, нарушенных строительными или другими работами;

– выявление участков, естественных кормовых угодий, подлежащих улучшению;

– выявление потребности в строительстве, ремонте водоисточников и дорог;

– обследование производственных центров.

Комплексное обследование выполняется в полевых условиях группой специалистов. Результаты обследований оформляются в акте комплексного обследования, полевом журнале, чертеже землеустроительного обследования, который является основой для составления проекта внутрихозяйственного землеустройства.

Проект ВХЗпредставляет собой совокупность документов о организации рационального использования и охране земель и связанных с ней средств производства в конкретном сельскохозяйственном предприятии и решает следующие вопросы:

– определяет развитие населенного пункта, производственного центра, объектов производственной и социальной инфраструктуры хозяйства;

– конкретизирует и распределяет земли между производственными и непроизводственными подразделениями в хозяйстве;

– устанавливает экономически и экологически сбалансированный состав земельных угодий;

– выявляет неиспользуемые и нерационально используемые земли;

– уточняет границы и проектирует систему землепользования территорий с учетом особенностей природоохранных, рекреационных и заповедных мероприятий.

Проект внутрихозяйственного землеустройства содержит два направления:

1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров, организация угодий и севооборотов сельскохозяйственного предприятия на эколого-ландшафтной основе.

2. Устройство территории севооборотов, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Первое направление рассматривает задачи организации использования земли с учетом природных условий территории и установленной в соответствии с этим оптимальной структуры угодий сельскохозяйственного предприятия.

Второе направление – продолжение первого. Оно решает вопросы внутреннего устройства территории севооборотов, кормовых угодий и многочисленных насаждений и составляется экспликация земельных угодий.

Проект ВХЗ состоит из 7 составных частей:

1. Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров.

В этой части проекта устанавливают структуру хозяйства, состав, число и размеры производственных подразделений, уточняют назначение хозяйственных центров, размешают животноводческие фермы, определяют площади, границы и размещение ВХ территориальных производственных подразделений (производственных участков, цехов). Правильное размещение этих вопросов снижает капитальные вложения на строительство.

2. Размещение ВХ магистральных дорог, водохозяйственных и других инженерных сооружений и объектов общественного назначения.

З. Организация угодий и севооборотов.

Это часть проекта осуществляется с учетом производственных (плодородие, эродированность, окультуренность) и территориальных (местоположение, конфигурация) свойств земли.

Организация севооборотов всегда считалось основой ВХЗ, так как пашня является самым ценным угодьем.

4. Устройство территории севооборотов: размещение полей, лесополос, дорог, полевых станов, источников водоснабжения.

5. Устройство территории плодово-ягодных насаждений, размещение пород, сортов, кварталов, бригадных участков, хозяйственных центров, лесополос, и т.д.

6. Устройство территории пастбищ, закрепление пастбищ за животноводческими фермами, организация пастбищеоборотов, размещение пастбищеоборотов, гуртовых (отарных)участок, загонов, очередности стравливания, летних лагерей, водных источников, скотопрогонов.

7. Устройство территории сенокосооборотов, организация сенокосооборотов, бригадных участков, размещение полевых станов, дорог, водных источников.

4.2. Назначение, принципы и задачи
землеустройства административного района

Землеустройство – мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

К объектам землеустройства настоящий Закон относит:

– территории субъектов Российской Федерации;

– территории муниципальных образований;

– территории других административно-территориальных образований;

– территориальные зоны;

– земельные участки;

– части указанных территорий, зон и участков.

Основаниями проведения землеустройства (Закон № 78-ФЗ) являются:

– решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

– договоры о проведении землеустройства;

– судебные решения.

Изучение состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:

– почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания;

– оценка качества земель;

– инвентаризация земель.

Одним из видов землеустроительной документации является схема землеустройства административного района.

Схема землеустройства административного района – предпроектный документ, в котором на основе учёта природных, экономических и социальных условий разрабатывается комплекс взаимоувязанных мероприятий по рациональному использованию земельных ресурсов, территориальной организации районного АПК, созданию инфраструктуры, соответствующей потребности развития района. Служит основой для разработки проектов землеустройства, мелиорации земель, объектов капитального строительства, дорожной сети.

Проект землеустройства – комплекс технических, экономических, юридических документов, включая чертежи, расчёты, описания в которых содержатся определённые землеустроительные предложения, их графическое изображение, письменное изложение и обоснование, относящиеся к конкретной территории.

Землеустроительное проектирование – учение о видах и формах землеустройства, закономерностях организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей.

Землеустроительное проектирование является основной и неотъемлемой частью землеустроительного процесса, это главное средство решения землеустроительных задач, оно раскрывает основное содержание землеустройства.

Землеустроительное проектирование включает проектный этап (схему землеустройства района).

Содержание схемы землеустройства района:

1. Перераспределения земель, перспективы их использования и охраны.

2. Развитие и размещение АПК.

3. Совершенствование системы землевладений и землепользования.

4. Организация угодий.

5. Природоохранные мероприятия.

6. Эффективность мероприятий, схемы землеустройства и их реализация.

Схема землеустройства в натуру не переносятся.

Для определения местоположения границ объекта землеустройства необходимо выполнение работ по землеустройству (описание местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно ст.20 Закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» подготавливается карта (план) объекта землеустройства, которая является неотъемлемой частью землеустроительного дела.

Органом, ответственным за осуществление контроля за проведением землеустройства, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Указанная служба и ее территориальные органы при осуществлении контроля взаимодействуют с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

5. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ

5.1. Содержание государственного управления
землепользованием, функции и принципы

Земельное законодательство предоставляет широкую хозяйственную самостоятельность пользователям земли. Они сами без вмешательства государства планируют внутрипроизводственное использование и охрану земель. Но при этом хозяйства не должны нарушать обязательные требования законодательства о рациональном использовании земель и охране природной среды.

Можно выделить несколько видов управления:

– государственное;

– общественное;

– муниципальное;

– внутрихозяйственное.

Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме земельных отношений. В триаде субъектов – гражданин, организация (предприниматель) и государство – государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации земельных требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению.

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления. Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства и необходимости обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов. Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле всем субъектам земельных правоотношений.

Содержание государственного управления землепользованием проявляется в создании государственных органов и законодательном на­делении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать.

Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство. Различают функции:

– по ведению государственного кадастра недвижимости (государственного учета земли и расположенных на земельных участках прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества);

– по землеустройству;

– по государственной кадастровой оценке земель;

– по мониторингу земель;

– по государственному контролю за использованием и охраной земель.

Принципами, на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются:

– четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления. Так, функция земельного контроля возложена на органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России (Росреестр), а функция контроля за экологической безопасностью на земельных участках на подразделения Министерства природных ресурсов РФ (МПР России);

– недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы.

Наши рекомендации