Правонарушений несовершеннолетних
Определяя систему предупреждения преступлений, ряд ведущих отечественных криминологов подчеркивают наличие в ней двух основных компонентов: субъектов предупредительной деятельности, а также структуры и содержания общесоциальных и специально-криминологических мероприятий. Субъект какой-либо деятельности – это носитель функциональных прав и обязанностей, обладающий определенной компетенцией по участию в такой деятельности. На него распространяются нормы, регламентирующие данную деятельность, режим законности в его конкретной интерпретации[34].Отнесение лица или организации к числу таких субъектов означает, по общему правилу, постоянное или длящееся (систематическое) участие в ней[35].
С учетом изложенного субъектами предупредительной деятельности следует считать совокупность государственных и общественных организаций[36] и граждан, осуществляющих на различных уровнях планирование мероприятий по предупреждению преступлений, управление этими мероприятиями или их непосредственную реализацию; имеющих в этой связи определенные права и обязанности и несущих ответственность за достижение намеченных целей.
Поскольку речь идет о сложной и в значительной степени многоцелевой деятельности субъектов профилактики, системный анализ их совокупности помогает согласовать различные стороны такой деятельности, разработать конкретные цели и объединить их вокруг главной цели, определить применительно к любому звену системы правильное соотношение функций, прав, обязанностей (ответственности), стимулирования.
Совокупность субъектов предупредительной деятельности функционирует на специально-криминологическом уровне по видам профилактики и ее субъектов и по территории[37]. При этом, различаясь по конкретным задачам, объему (масштабу), уровню и формам деятельности, все субъекты предупредительной деятельности системно связаны. Их объединяют: общая цель и совокупность «подцелей», взаимосвязь нормативно закрепленных функций, правовая и информационно-аналитическая база, целенаправленные руководство, координация и планирование.
Классификация субъектов профилактики осуществляется, как правило, в зависимости от их подчиненности, масштабов и направлений деятельности, выполнения координирующих или контрольных функций, участия в общей или индивидуальной профилактике и т. д. Однако наибольшее распространение получило деление субъектов профилактики на специализированные и неспециализированные. Такой точки зрения, например, придерживаются
А. И. Алексеев, Н. И. Ветров, А. И. Долгова, К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский и другие ученые.
К специализированным субъектам относятся участники профилактической деятельности, для которых задачи предупреждения правонарушений являются основными или профилирующими. В их число входят суды, органы прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, федеральной службы безопасности, юстиции, таможенной службы, общественные формирования правоохранительной направленности и, конечно же, комиссии по делам несовершеннолетних.
Под неспециализированным субъектом профилактики понимаются органы и должностные лица, которые выполняют задачи по предупреждению правонарушений попутно с обеспечением своих основных функций, носящих более общий характер. Как справедливо отмечал А. И. Алексеев, для таких органов борьба с преступностью и правонарушениями не является единственной профилирующей и даже основной (одной из основных), но в силу социальной природы преступности они в состоянии решать задачи упреждающего противодействия социально негативным явлениям.[38]
К неспециализированным субъектам профилактики относятся органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, органы государственного контроля (например, Госстандарта, Госторгинспекции), общественные формирования, в том числе политические партии, фонды, движения, различные конфессии, благотворительные организации и т. д.
Общие подходы к делению органов и учреждений на специализированные и неспециализированные субъекты профилактики требуют корректировки с учетом специфики деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Это обусловливает неоднозначные точки зрения ученых на классификацию субъектов профилактики среди лиц в возрасте до 18 лет.
По мнению В. Д. Ермакова и Н. И. Крюковой, государственные органы, общественные организации, должностные лица и граждане, участвующие в борьбе с преступностью несовершеннолетних, подразделяются на три вида (блока) в зависимости от реально выполняемого объема работы, времени и сил, затрачиваемых при решении соответствующих задач, степени первоочередности, приоритетности данного направления в общем объеме нормативно отведенной для них сферы деятельности. В зависимости от названных факторов авторы выделяют:
субъекты, которые функционально специализированы для работы с несовершеннолетними правонарушителями (комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, специализированные социальные службы, центры временной изоляции несовершеннолетних, воспитательные колонии);
субъекты, функционально специализированные для борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, в том числе и среди несовершеннолетних (прокуратура, милиция, суд);
субъекты, осуществляющие профилактические и иные функции борьбы с преступностью несовершеннолетних в рамках более широкой социальной деятельности (дошкольные и школьные учреждения, профессионально-технические училища, детские лечебно-профилактические учреждения, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты, обеспечения занятости подростков и другие)[39].
При определении сущности деятельности субъектов профилактики
Н. И. Ветров предлагает использовать для их классификации различные уровни управления такой деятельностью, включающие в себя: управление на специализированном уровне, направленное на создание необходимых организационно-тактических форм и принципов воспитательно-профилактического процесса; управление конкретным процессом перевоспитания правонарушителя и предотвращения с его стороны противоправных актов; управление на общественном уровне через систему государственных органов и общественных организаций[40].
Значение указанных способов классификации заключается, на наш взгляд, в том, что они позволяют анализировать объем полномочий субъектов профилактики и интенсивность их участия в профилактической деятельности. Однако, несмотря на достоинства предлагаемых подходов к классификации, они не в полной мере учитывают требования Федерального закона от 24 июня 1999 г., касающиеся перечня и функций органов и учреждений, осуществляющих тайную деятельность.
В частности, названный закон установил в п. 1 ст. 4 исчерпывающий перечень органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних[41]. К ним относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Важным организационным элементом, обеспечивающим функционирование механизма управления, являются положения п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г., предусматривающие, что в органах, входящих в систему профилактики, могут создаваться учреждения для выполнения отдельных функций по названной линии работы. Причем в этой статье, в отличие от ранее рассмотренной нормы, законодатель не установил исчерпывающего перечня учреждений, входящих в систему профилактики, но предусмотрел функции 29 подобных учреждений (подразделений). В настоящее время они находятся в подчинении или входят в структуру:
органов внутренних дел (к таким учреждениям относятся подразделения по делам несовершеннолетних[42], центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей[43], подразделения криминальной милиции и другие подразделения);
органов по делам молодежи (социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, молодежные клубы, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи и иные учреждения органов по делам молодежи);
органов управления социальной защитой населения (социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи населению и иные учреждения социального обслуживания);
органов управления образованием (в их структуру входят специальные общеобразовательные школы, специальные профессиональные училища, специальные (коррекционные) образовательные учреждения открытого и закрытого типа, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательные учреждения начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс).
Таким образом, все перечисленные органы и учреждения относятся кспециализированным субъектам профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Законодатель также предусматривает, что участие в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают не только субъекты, входящие в систему профилактики, но и иные субъекты, которые в научных публикациях называют неспециализированными. Подобная работа других органов и учреждений осуществляется в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации[44].
Для регламентации работы субъектов, не входящих в систему профилактики, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. использует различные методы. Чаще всего применяется бланкетный характер определения функций и полномочий органов и учреждений. К ним относятся федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уголовно-исполнительные инспекции органов юстиции, общественные объединения, детские и молодежные организации, фонды.
В отношении некоторых органов, учреждений, организаций и их работников дополнительно регламентированы отдельные обязанности и права. В их число входят учреждения (органы) культуры, досуга, спорта, туризма; федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба; прокурор, следователь, адвокат, начальник органа внутренних дел, оперативный дежурный органа внутренних дел и т. д.
Несомненная специфика имеется в определении функций и порядка деятельности судов. Они не включены в систему профилактики, что базируется на положениях ст. 10 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная власть в нашей стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем все эти органы власти самостоятельны.
Одновременно, несмотря на самостоятельность судов, нельзя обойтись без дополнительной регламентации их деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Это обусловлено тем, что нормы УК и УПК Российской Федерации не могут использоваться при применении мер воздействия в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста наступления уголовной ответственности.
Учитывая названные обстоятельства, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. регламентирует деятельность судов по рассмотрению:
материалов о помещении в ЦВИНП несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением установленного законом возраста (ч. 1 и 2 ст. 20 УК) или вследствие отставания в психическом развитии (ч. 3 ст. 20 УК);
материалов о помещении в ЦВИНП несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также лиц в возрасте до 18 лет, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение;
материалов о помещении в ЦВИНП несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также по вопросам обжалования, опротестования постановлений судьи и рассмотрения жалобы, протеста[45].
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. при определении основных направлений деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики, начинает такую регламентацию с установления основных функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемых органами местного самоуправления[46].
Многие ученые справедливо считают эти комиссии головным координирующим органом профилактики, призванным обеспечивать в организационно-управленческом отношении функционирование на региональном уровне единой комплексной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних[47]. По этой причине организационный аспект деятельности КДН будет рассмотрен в следующем параграфе.
Анализ компетенции районных, городских комиссий, регламентированный ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г., позволяет выделить ряд их основных функций, а также порядок исполнения возложенных обязанностей.
Первым направлением деятельности КДН следует считать организацию защиты прав несовершеннолетних и ранней профилактики правонарушений. В названных целях эти комиссии обеспечивают:
осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ее субъектов по координации работы органов и учреждений системы профилактики;
организацию защиты и восстановления прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных предусмотренных законом функций по социальной реабилитации несовершеннолетних.
Второе направление работы районных, городских комиссий включает в себя подготовку необходимых материалов для внесения представлений в суд, а также административно-юрисдикционную деятельность по рассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних их родителей и ряда иных лиц.
Для реализации названных функций эти комиссии по инициативе органов внутренних дел или прокуратуры рассматривают материалы, связанные с подготовкой ходатайств перед судом о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних, достигших одиннадцати лет, а также представлений в суд о переводе таких несовершеннолетних в другие аналогичные учреждения в связи с их возрастом, состоянием здоровья и (или) в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления, а также о досрочном прекращении пребывания несовершеннолетних в подобных учреждениях, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении принятой меры воздействия и т. д.
Административно-юрисдикционная деятельность осуществляется КДН в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях[48], который предоставляет им правомочия по рассмотрению различных видов административных правонарушений, совершенных лицами в возрасте до 18 лет, а также при правонарушениях, направленных против интересов воспитания, обучения и содержания детей, совершенных их родителями, законными представителями и иными лицами.
Ответственные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагаются на Министерство труда и социального развития Российской Федерации[49], которое согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г., утвердившему положение о его функциях и компетенции[50], является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. возложил на Минтруда России и его подразделения обязанности, в основном связанные с ранней профилактикой. Как считают К. Е. Игошев и Г. М. Миньковский, под ранней профилактикой следует понимать устранение обстоятельств, которые могут стать источником отрицательного влияния на несовершеннолетних или способствовать действию этих влияний в семье и ближайшем окружении до того, как их влияние существенно скажется на поведении несовершеннолетних.[51]
Для удобства анализа деятельности субъектов, относящихся к системе Минтруда России, их можно разделить на четыре группы, в первую из которых входят органы управления социальной защиты населения. К ним относятся аппараты управления Минтруда России, аналогичных министерств (комитетов, управлений) субъектов Российской Федерации. Эти управленческие аппараты призваны обеспечить организацию мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и осуществлению в названных целях индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, а также родителей или законных представителей таких несовершеннолетних, которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Для реализации этих целей органы управления социальной защиты населения осуществляют в основном организационные функции, в том числе контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений, представляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, принимают меры по развитию сети таких учреждений и внедряют в их работу современные методики и технологии социальной реабилитации.
Во вторую группу субъектов профилактики системы Минтруда России входят учреждения социального обслуживания. В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. к ним относятся: территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания.
Функции ранней профилактики, осуществляемые учреждениями социального обслуживания, включают в себя:
предоставление бесплатных социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или законных представителей либо по инициативе должностных лиц субъектов профилактики;
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семей, в которых дети нуждаются в социальных услугах, осуществление социальной реабилитации этих лиц;
участие в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания;
содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. В названных целях помощь может оказываться в создании в летнее время лагерей труда и отдыха, спортивных, оздоровительных и иных лагерей, расширении сети клубов и т. д.
При осуществлении такой деятельности необходимо учитывать, что общие требования к работе по оказанию социальной помощи несовершеннолетним и их родителям регламентируются Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[52]. При этом под социальным обслуживанием понимается совокупность мер по социальной поддержке населения, оказанию социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи гражданам, а также по социальной адаптации и реабилитации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На протяжении ряда лет отмечается интенсивное развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. За пять лет число таких учреждений возросло с 1421 до 2240. Одновременно увеличивается и количество лиц, получивших помощь названных учреждений. Всего за год социальные услуги были оказаны 2,5 млн подростков и 2 млн членов их семей. Характерно, что из общего числа оказанных услуг (23 млн) 24% являлись социально-медицинскими, 22% – социально-экономическими, 19,6% – социально-педагогическими, 17% – социально-бытовыми, 15% – социально-психологическими, что свидетельствует о весьма разноплановом характере оказываемой социальной помощи[53].
Для исполнения указанных обязанностей должностные лица органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания наделены достаточным объемом полномочий. В частности, согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. они имеют право: в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию; приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или законных представителей и иных лиц.
Третью группу субъектов профилактики системы Минтруда России составляют специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Их функции регламентированы ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г., причем перечень таких учреждений носит исчерпывающий характер и включает в себя:
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, которые осуществляют профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания названных категорий несовершеннолетних и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.
Перечисленные учреждения осуществляют как обязанности по ранней профилактике, сходные с ранее рассмотренными функциями учреждений социального обслуживания, так и иные функции, касающиеся содержания на полном государственном обеспечении лиц в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей; проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившихся и подкинутых; самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации.
Определенные особенности имеет порядок помещения несовершеннолетних в указанные специализированные учреждения. В частности, установлено, что несовершеннолетние могут сами обращаться за помощью и помещаться в эти учреждения на основании их личного заявления или заявления родителей или законных представителей с учетом мнения ребенка, достигшего 10 лет. Одновременно регламентирована возможность помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения на основании решений, принятых государственными органами и (или) их должностными лицами.
В современных условиях важное значение для повышения эффективности деятельности указанных учреждений приобретают возможности, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896, по созданию в специализированных учреждениях новых структур, к которым относятся: приемное отделение; группа длительного пребывания; семейная гостиница; семейная воспитательная группа; отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних и другие.
Для реализации возложенных обязанностей должностным лицам специализированных учреждений предоставлены не только права, которые имеют работники учреждений социального обслуживания, но и некоторые дополнительные полномочия. В частности, они имеют право вызывать представителей образовательных или других детских учреждений, а также приглашать родителей для возвращения несовершеннолетних, самовольно ушедших из различных учреждений или из семьи; изымать у содержащихся подростков предметы, запрещенные к хранению.
В четвертую группу субъектов профилактики входят органы службы занятости, которые с января 2000 г. переданы в ведение Минтруда России, соответствующих подразделений в регионах и действуют в порядке, предусмотренном Положением о Департаменте федеральной службы занятости по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом Минтруда России от 30 ноября 2000 г. № 274[54].
Таким образом, после реорганизации Минтруд России в настоящее время является не только органом управления социальной защиты населения, но и органом управления в сфере занятости несовершеннолетних, что обуславливает необходимость руководствоваться в работе требованиями как ранее названных правовых актов, так и Федеральным законом от 20 апреля 1996 г. «О занятости населения в Российской Федерации»[55]. Причем изменение структуры службы занятости не повлияло на сущность выполняемых обязанностей, которые в основном заключаются в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также в содействии в трудовом устройстве таких лиц, нуждающихся в помощи государства.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. отводит важную роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних органам и учреждениям образования, которые включают в себя четыре вида (группы) соответствующих органов или учреждений.
В первую группу названных субъектов профилактики входят органы управления образованием. К ним относятся Министерство образования Российской Федерации, министерства (комитеты) образования субъектов Российской Федерации, управления (отделы) образования округов, городов, районов и иных муниципальных структур. Эти органы непосредственно не участвуют в образовательном процессе, но обеспечивают его и осуществляют в пределах своей компетенции иные управленческие обязанности, среди которых следует выделить контроль за соблюдением законодательства в области образования несовершеннолетних. Такой контроль организуется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г.[56], в зависимости от компетенции органов. Например, в соответствии со ст. 31 названного закона к компетенции органов местного самоуправления относится планирование, организация, регулирование и контроль за деятельностью местных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений; использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования и т. д.
Контрольные функции органов управления образования включают в себя и учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. Значение таких обязанностей состоит в том, что в 2001 г. каждый третий несовершеннолетний, совершивший преступление, не учился и не работал. По данным исследований, ежегодно бросают учебу 50–60 тыс. подростков[57].
К организационным функциям органов управления образования в области ранней профилактики правонарушений относится осуществление мер по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений, детских домов, школ-интернатов и других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении; создание психолого-медико-педагогических комиссий, которые выявляют указанных подростков, проводят их комплексное обследование и готовят рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определению форм их дальнейшего устройства и воспитания.
Ранняя профилактика правонарушений, кроме того, обеспечивается органами управления образования в процессе разработки и внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, а также путем участия в организации их летнего отдыха, досуга и занятости.
Во вторую группу субъектов профилактики, относящихся к системе Министерства образования Российской Федерации, входят образовательные учреждения. К ним относятся учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. В 2000 г. в России насчитывалось 66,9 тыс. образовательных учреждений, где обучались 20,8 млн детей, и 3911 учреждений начального профессионального образования, обеспечивающих обучение 1,7 млн человек[58].
В процессе осуществления мер по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних указанные образовательные учреждения в соответствии с их уставами или положениями:
оказывают самостоятельно психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
выявляют семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
Функции образовательных учреждений также обеспечивают 1187 детских домов, в которых находятся 68,9 тыс. сирот, и 155 школ-интернатов для детей, оставшихся без попечения родителей[59]. Указанные учреждения осуществляют не только содержание, воспитание, обучение, последующее устройство и подготовку к самостоятельной жизни несовершеннолетних, оставшихся без родителей, но и выполняют ряд таких обязанностей в отношении некоторых других категорий детей. В частности, они принимают на срок, как правило, не более одного года, для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях, пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей (отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев.
К третьей группе субъектов профилактики относятся учреждения, оказывающие социальную и иную помощь подросткам и молодежи. К ним относятся социальные и реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи.
В деятельности этих учреждений произошли организационно-структурные изменения, связанные с тем, что Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 упразднен Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике, а его функции возложены на Министерство образования Российской Федерации. Поэтому следует учитывать, что названные учреждения в соответствии с их уставами или положениями предоставляют бесплатно социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним; принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер.
Осуществление перечисленных функций не имеет принципиальных отличий от ранее рассмотренных обязанностей, возложенных на органы управления социальной защиты населения, управления образованием и на социальные учреждения. Характерно, что должностным лицам всех перечисленных субъектов профилактики законодатель предоставляет аналогичные права, что исключает целесообразность повторного анализа таких предписаний.
В четвертую группу субъектов профилактики системы органов управления образованием входят специальные учебно-воспитательные учреждения, которые согласно ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1999 г. делятся на два вида.
К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:
специальные общеобразовательные школы открытого типа;
специальные профессиональные училища открытого типа;
другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.
В настоящее время в стране имеется 11 таких учреждений, содержащих 1,6 тыс. несовершеннолетних. Указанные учреждения в соответствии с их уставами или положениями принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или законных представителей.
Среди обязанностей, возложенных на работников социальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа, нужно выделить:
во-первых, обеспечение мер, связанных с содержанием, воспитанием и обучением учащихся. В этих целях они организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними; а также осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
во-вторых, обеспечение общепрофилактических функций, включающих в себя оказание социально-психологической и пед