Несовершеннолетних и ее составные элементы

Анализ проблем противодействия негативным явлениям показывает, что в правовых актах и юридической литературе достаточно часто применяются понятия «предупреждение» или «профилактика» правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

В этой связи термин «предупреждение преступности» можно определить как сложную систему сдерживающего или упреждающего воздействия на криминогенные явления, процессы (факторы), имеющую своей целью снижение их криминогенного эффекта вплоть до полного уничтожения или нейтрализации и создания условий, которые исключили бы возможность возникновения таких явлений, процессов[22].

Понятие «профилактика», означающее в широком смысле предупреждение каких-либо нежелательных явлений, с 70-х годов начало наполняться правовым содержанием. По мнению А. П. Закалюка, под профилактикой преступности понимается деятельность по устранению причин и условий совершения преступлений лицом, которое еще не проявило преступного умысла, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности перерастания последнего в преступное деяние[23].

Профилактика правонарушений также рассматривается как особый вид социальной практики, обеспечивающей преобразование общественных отношений, в результате которого устраняются либо нейтрализуются условия (причины, факторы), способствующие отклоняющемуся поведению[24].

Более конкретное определение сущности профилактики правонарушений сформулировал Н. И. Ветров, который понимает под ней совокупность социально-экономических, идеологических, культурно-воспитательных, организационно-управленческих мер, направленных на выявление и устранение причин правонарушений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, на исправление и перевоспитание лиц, имеющих отклонения в поведении, на предостережение членов общества от противоправных деяний[25].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что осуществление указанных мер обеспечивается конкретными органами и учреждениями, составляющими систему, под которой в научной литературе понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенное единство[26]. Отсюда следует, что любая социальная система обладает структурой, включающей в себя управляемую подсистему (объекты управления) и управляющую подсистему (субъекты управления), которые находятся в определенной зависимости друг от друга.

Предупреждение преступности является наиболее гуманным способом борьбы с ней. Оно осуществляется множеством субъектов (в пределах компетенции каждого), на разных уровнях, включает систему различных по форме и содержанию действий и мероприятий.

Как показывает практика, эффективное управление системой профилактики правонарушений несовершеннолетних во многом связано с единообразным правильным толкованием основных понятий, применяемых в профилактической деятельности, а также единой терминологии, используемой в данной сфере.

В правоохранительной деятельности и научных публикациях используется значительное число терминов, относящихся к работе различных органов и учреждений по предупреждению противоправных деяний.

На первоначальном этапе формирпования системы профилактики правонарушений в нашей стране нередко применялась разноречивая и не всегда полная интерпретация основных понятий. Как справедливо отмечают
К. Е. Игошев и В. С. Устинов, в этот период многие трудности становления теоретической концепции профилактики были вызваны недостаточной разработанностью понятийного аппарата[27].

В настоящее время сущность ряда терминов разъяснена федеральными законами, иными правовыми актами и проанализирована в научных публикациях. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть значение наиболее распространенных понятий, которые в указанных целях можно разделить на две группы.

Первая группа включает в себя термины, характеризующие различные категории несовершеннолетних, их родителей и применяемые к ним меры воздействия.

Прежде всего отметим, что здесь и далее понятия «несовершеннолетний», «подросток» и «ребенок» рассматриваются как синонимы, за исключением случаев, когда в законах отдельно выделены иные возрастные категории таких лиц[28].

Толкование возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дано в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»[29]. Несовершеннолетний считается достигшим данного возраста не в день рождения, а по истечении суток, то есть с ноля часов следующего дня. В случаях, когда возраст несовершеннолетнего устанавливается судебно-медицинской экспертизой, днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами.

Содержание значительного числа анализируемой группы понятий разъяснено в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[30]. В частности, к лицам, с которыми осуществляется профилактическая работа, относятся:

безнадзорные, то есть несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорные, под которыми понимаются безнадзорные несовершеннолетние, не имеющие места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, то есть лица в возрасте до восемнадцати лет, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или антиобщественные действия;

несовершеннолетние, совершающие антиобщественные действия, которыми согласно ст. 151 УК Российской Федерации нужно считать систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

несовершеннолетние, совершающие правонарушения. При этом под правонарушением понимается антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и влекущее административную, гражданскую, дисциплинарную или уголовную ответственность[31];

семьи, находящиеся в социально опасном положении, – под которыми следует понимать семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Вышеуказанный закон также дает определения сущности некоторых мер, применяемых к несовершеннолетним и их родителям. В частности, он устанавливает, что:

индивидуальная профилактическая работа – это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений или антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Вторая группа терминов характеризует несовершеннолетних, условия жизни которых обусловливают необходимость оказания им помощи со стороны государства, а также определяет содержание ряда видов такой помощи.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[32] можно определить сущность следующих понятий:

опека и попечительство – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. При этом опека устанавливается над лицами в возрасте до 14 лет, а попечительство – над лицами в возрасте от 14 до 18 лет;

дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:

отсутствием родителей;

лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах;

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими;

нахождением в лечебных учреждениях;

отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

иными случаями признания в установленном законом порядке ребенка оставшимся без попечения родителей.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[33] дает разъяснение понятий, в основном связанных с трудной жизненной ситуацией. В частности, Закон определяет сущность следующих терминов:

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это лица в возрасте до 18 лет, которые:

остались без попечения родителей;

являются инвалидами либо имеющими недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

являются жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

проживают в семьях беженцев и вынужденных переселенцев;

оказались в экстремальных условиях;

являются жертвами насилия;

отбывают наказание в воспитательных колониях или находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

проживают в малоимущих семьях;

имеют отклонения в поведении;

имеют нарушения жизнедеятельности в результате сложившихся обстоятельств и не могут их преодолеть самостоятельно или с помощью семьи;

социальная адаптация – это процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация – это мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о ребенке;

социальные службы для детей – это организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, социальной реабилитации, обеспечению занятости), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.

Перечисленные и некоторые иные термины используются для характеристики управления системой профилактики правонарушений несовершеннолетних. Такое управление предполагает обязательное наличие двух элементов: объектов и субъектов управления. Преступность среди несовершеннолетних, явления и процессы, обусловливающие и благоприятствующие правонарушающему поведению несовершеннолетних, как объекты управления были охарактеризованы в главе первой настоящей работы. Ниже мы остановимся на характеристике субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Наши рекомендации