Тема 1. Специальные знания и их использование в гражданском и административном судопроизводстве. 2 часа
(публичные выступления, презентации, рефераты)
План практического занятия:
1. Специальные знания и формы их применения и использования в гражданском и административном судопроизводстве.
2. Процессуальная форма использования специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве.
3. Виды непроцессуального использования специальных знаний.
4. Субъекты процессуального и непроцессуального использования специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве.
Задание для подготовки к практическому занятию:
изучить регламентацию использования специальных знаний в нормативно-правовых документах, ознакомиться с литературой по теме: Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология). – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2014.
Тема 2. Предмет, задачи, объекты и методы судебной экспертизы в гражданском и административном судопроизводстве. 2 часа (публичные выступления, презентации, рефераты)
План практического занятия:
1. Предмет судебной экспертизы и ее понятие в гражданском и административном процессе.
2. Понятие экспертной задачи. Виды экспертных задач и их класси-фикация.
3. Сущность объекта судебной экспертизы.
4. Понятие метода судебной экспертизы.
5. Критерии допустимости использования судебно-экспертных методов в гражданском и административном судопроизводстве.
6. Характеристика основных судебно-экспертных методов.
7. Тенденции развития методов экспертного исследования.
8. Виды экспертных методик, их характеристика и структура.
9. Проблемы алгоритмизации, унификации и каталогизации экспертных методик.
Задания для подготовки к практическому занятию:
изучить литературу по теме, обратив внимание на следующие работы: Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология). – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2014.
Тема 3. Эксперт и специалист, их процессуальный статус и компетенция. 2 часа(публичные выступления, презентации, рефераты).
План практического занятия:
1. Судебный эксперт как субъект гражданского судопроизводства, его права и обязанности.
2. Судебный эксперт как субъект административного судопроизводства, его права и обязанности.
3. Процессуальная регламентация деятельности судебного эксперта.
4. Государственные судебные эксперты и частные эксперты.
5. Принципы взаимодействия субъектов при проведении судебной экспертизы.
6. Соотношение понятий судебного эксперта и специалиста.
7. Виды участия специалиста в гражданском и административном судопроизводстве.
8. Консультации специалиста.
9. Особенности взаимоотношений специалистов с участниками гражданского и административного судопроизводства.
Задания для подготовки к практическому занятию:
изучить положения кодифицированных и иных федеральных законов, обратив внимание на особенности регламентации в нем судебно-экспертной деятельности; изучить литературу по теме, обратив внимание на следующие работы: Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология). – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2014.
Тема 4. Классификация судебных экспертиз. Основные классы судебных экспертиз, назначаемые в гражданском и административном процессе, и решаемые ими задачи. 2 часа (публичные выступления, презентации, рефераты).
План практического занятия:
1. Научные основы классификации судебных экспертиз.
2. Возникновение новых родов и видов экспертиз.
3. Наиболее распространенные роды экспертиз, назначаемые в гражданском процессе.
4. Наиболее распространенные роды экспертиз, назначаемые в административном процессе.
5. Производство комиссионных и комплексных экспертиз.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Изучить положения Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ознакомиться с ведомственными нормативными актами, регламентирующими деятельность судебно-экспертных учреждений. Изучить литературу по теме, обратив внимание на следующие издания: Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология). – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2014.
Тема 5. Организация судебно-экспертной деятельности. Особенности назначения судебных экспертиз в гражданском и административном процессе. Получение проб и образцов для сравнительного исследования. 2 часа (презентации, рефераты, дискуссии).
План практического занятия:
1. Система судебно-экспертных учреждений России.
2. Функции ведомств и функции судебно-экспертных учреждений.
3. Порядок назначения судебных экспертиз при рассмотрении гражданских и административных дел.
4. Основные проблемы, возникающие при назначении судебной экспертизы в гражданском и административном процессе.
5. Получение проб и образцов для сравнительного исследования
Задания для подготовки к практическому занятию:
Изучить положения кодифицированных и других федеральных законов, обратив внимание на особенности регламентации в них судебно-экспертной деятельности. Изучить нормативную регламентацию использования специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве, подобрав соответствующие положения к поставленным вопросам; изучить литературу по теме, обратив внимание на следующие работы: Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология). – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2014; Зинин А.М., Семикаленова А.И., Иванова Е.В. Участие специалиста в процессуальных действиях. – М.: Проспект, 2016.
Тема 6. Заключение судебного эксперта в гражданском и административном судопроизводстве. Содержание заключения эксперта. Виды выводов эксперта. 2 часа (презентации, метод публичных выступлений)
План практического занятия:
1. Заключение эксперта, его форма и содержание.
2. Выводы судебного эксперта, их виды.
3. Доказательственное значение выводов судебного эксперта в гражданском и административном процессе.
4. Экспертные ошибки, их природа. Пути выявления и устранения экспертных ошибок.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с нормативной регламентацией, касающейся заключения эксперта, допроса эксперта и консультацией специалиста, литературой по теме, обратив внимание на следующие издания: Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология). – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2014.
Тема 7. Оценка заключения эксперта и его использование в доказывании в гражданском и административном судопроизводстве. Стадии процесса оценки заключения эксперта. 2 часа (презентации, рефераты, дискуссии).
План практического занятия:
1. Участники гражданского и административного судопроизводства и их права в связи с оценкой судебной экспертизы.
2. Стадии оценки заключения судебного эксперта и ее результаты.
3. Пути и формы использования результатов экспертных заключений в доказывании по гражданским и административным делам.
Задания для подготовки к практическому занятию:
Изучить нормативные акты, регламентирующие порядок оценки судебных экспертиз в гражданском и административном судопроизводстве, обратив внимание на взаимодействие сведущих лиц и правоприменителей; изучить положения федеральных законов, определяющих статус заключения эксперта в системе судебных доказательств; изучить содержание стадий оценки заключения эксперта; ознакомиться с литературой по теме, обратив внимание на следующие издания: Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология). – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016; Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: Норма, 2014.
3.5. Самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа студента включает следующие ее виды: проработку конспектов лекций. Изучение нормативно-правовых и литературных источников, поиск электронных источников информации, подготовку к практическим занятиям, выполнение заданий к соответствующим темам, подготовку к тестированию, экзаменационному зачету.
Задания для самостоятельной работы студентов.
К теме 1.Осуществить сравнительный анализ регламентации использования специальных знаний в гражданском и административном судопроизводстве и подготовить презентации о формах и видах использования специальных знаний, рефераты по использованию специальных знаний субъектами гражданского и административного судопроизводства.
К теме 2. Подготовить презентации по классификации экспертных задач и методов судебной экспертизы в гражданском и административном судопроизводстве. Подготовить доклады по критериям допустимости методов в экспертном исследовании.
К теме 3. Подготовить рефераты по правовому статусу судебного эксперта и специалиста, обратив особое внимание на статус негосударственного судебно-экспертного эксперта. Подготовить презентации по видам и формам участия специалиста в гражданском и административном судопроизводстве.
К теме 4. Подготовить рефераты по классификации судебных экспертиз. Подготовить презентации по наиболее распространенным родам и видам судебных экспертиз, назначаемых в гражданском и административном судопроизводстве.
К теме 5. Подготовить презентации по системе и функциям судебно-экспертных учреждений. Подготовить рефераты по особенностям назначения судебных экспертиз в гражданском и административном процессе. Подготовить рефераты по особенностям подготовки материалов, уделив особое внимание достаточности и качественности направляемых на экспертизу объектов.
К теме 6. Подготовить рефераты по форме и содержанию заключения судебного эксперта. Подготовить презентации по видам выводов судебного эксперта, уделив особое внимание доказательственному значению выводов судебного эксперта.
К теме 7. Подготовить презентации по использования результатов судебной экспертизы в гражданском и административном процессе. Подготовить рефераты по стадиям оценки заключения эксперта. Подготовить рефераты по результатам оценки судебных экспертиз с учетом классификации экспертиз.
Образовательные технологии.
Интерактивные формы проведения занятий (ролевые игры, модельные судебные процессы, разбор конкретных ситуаций и др.). Внеаудиторная работа (конференции, кружки, консультации), в том числе, мастер-классы и круглые столы. Мультимедийные презентации по отдельным темам курса. Тренинги по отдельным темам курса. Практикумы и коллоквиумы. Интернет-ресурсы и специализированные программные средства для автоматизированной обработки текстов.
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
очное | |||
лекции | презентации | ||
практические занятия | рефераты, презентации, публичные выступления | ||
Самостоятельная работа | Презентации, рефераты | ||
Итого |
Оценочные средства
для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля
самостоятельной работы студентов.
Темы контрольных работ
1. Специальные знания, процессуальные и непроцессуальные формы их применения в гражданском и административном судопроизводстве.
2. Процессуальная форма использования специальных знаний.
3. Субъекты процессуального и непроцессуального использования специальных знаний.
4. Права участников гражданского и административного судопроизводства в связи с назначением судебной экспертизы.
5. Процессуальная оценка заключения судебного эксперта и ее результаты.
6. Права и обязанности специалиста в гражданском и административном судопроизводстве.
7. Права и обязанности эксперта в гражданском и административном судопроизводстве.
8. Участники судопроизводства и их права в связи с назначением судебной экспертизы в гражданском и административном процессе.
9. Виды экспертиз в гражданском и административном процессе.
10. Подготовка объектов исследования при назначении экспертиз по гражданским и административным делам.
11. Содержание и форма процессуального документа о назначении экспертизы по гражданским и административным делам.
12. Получение образцов для сравнительного исследования.
13. Особенности назначения судебной экспертизы судом при рассмотрении гражданских дел.
14. Особенности назначения судебной экспертизы судом при рассмотрении административных дел.
15. Специалиста и эксперт в гражданском и административном судопроизводстве.
16. Оценка заключения эксперта по гражданскому и административному делу.
5.2. Контрольные вопросы для текущего и рубежного контроля.
1. Общие положения правовой регламентации судебно-экспертной деятельности.
2. Особенности регламентации судебно-экспертной деятельности в гражданском и административном процессе.
3. Специальные знания и процессуальные и непроцессуальные формы их применения и использования в гражданском и административном процессе.
4. Виды процессуального использования специальных знаний.
5. Процессуальная форма использования специальных знаний по гражданским и административным делам.
6. Виды непроцессуального использования специальных знаний.
7. Субъекты процессуального и непроцессуального использования специальных знаний по гражданским и административным делам.
8. Правовой статус государственного судебно-экспертного учреждения.
9. Правовой статус негосударственного судебного эксперта (сотрудника государственной или негосударственной организации, частного эксперта).
10. Правовые основы взаимодействия сведущих лиц и правоприменителей в гражданском и административном процессе.
11. Особенности правоотношений специалистов и участников гражданского и административного судопроизводства.
12. Правовая регламентация консультаций и заключений специалиста в гражданском и административном процессе.
13. Правовая регламентация назначения экспертиз и использования их результатов в гражданском и административном судопроизводстве.
14. Правоотношения, связанные с производством судебных экспертиз по гражданским и административным делам.
15. Процессуальная регламентация назначения судебных экспертиз и использования их результатов в гражданском и административном процессе.
16. Участники гражданского и административного судопроизводства и их права в связи с назначением судебной экспертизы.
17. Специалист в гражданском и административном судопроизводстве, его статус, права и обязанности.
18. Виды участия специалистов в гражданском и административном судопроизводстве.
19. Подготовка материалов на экспертизу.
20. Содержание и форма процессуального документа о назначении экспертиз по гражданским и административным делам.
21. Цели и значение допроса эксперта в гражданском и административном судопроизводстве.
22. Особенности допроса эксперта. Содержание вопросов и порядок их постановки.
23. Особенности консультационной деятельности специалиста в гражданском и административном судопроизводстве.
24. Требования к вопросам, выносимым на разрешение экспертизы.
25. Случаи обязательного назначения судебной экспертизы в гражданском и административном процессе.
26. Заключение эксперта в системе судебных доказательств.
27. Пути и формы использования результатов экспертных заключений в доказывании по гражданским и административным делам.
6. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
№ п/п | Наименование темы учебной дисциплины | Коды формируемых компетенций | Планируемый результат обучения |
Специальные знания и их использование в гражданском и административном судопроизводстве | ПК – 1,2,7,8 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание сущности специальных знаний, их форм и видов использования в гражданском и административном судопроизводстве | |
Предмет, задачи, объекты и методы судебной экспертизы в гражданском и административном судопроизводстве | ПК – 3,10,11,12 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание классификации экспертных задач. Представление об объектах судебных экспертиз. Умение различать свойства и признаки объектов судебной экспертизы. Знание классификации методов судебной экспертизы, критериев допустимости их использования в гражданском и административном судопроизводстве. | |
Эксперт и специалист, их процессуальный статус и компетенция | ПК – 1,2,7,8 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание статуса, прав и обязанностей эксперта и специалиста при их участии в гражданском и административном судопроизводстве. Знание видов участия специалиста в гражданском и административном судопроизводстве. | |
Классификация судебных экспертиз. Основные классы судебных экспертиз, назначаемые в гражданском и административном процессе, и решаемые ими задачи | ПК – 3,10,11,12 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание оснований классификации судебных экспертиз. Умение определять место новых видов экспертиз в классификационной системе. Знать основные роды и виды судебных экспертиз, назначаемые в гражданском и административном процессе. | |
Организация судебно-экспертной деятельности. Особенности назначения судебных экспертиз в гражданском и административном процессе. Получение проб и образцов для сравнительного исследования. | ПК – 1,2,7,8 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание особенностей функционирования судебно-экспертных учреждений. Знание особенностей процессуальной регламентации назначения судебной экспертизы по гражданским и административным делам. Знание особенностей подготовки материалов для экспертизы. Знание правил получения проб и образцов для сравнительного исследования. | |
Заключение судебного эксперта в гражданском и административном судопроизводстве. Содержание заключения эксперта. Виды выводов эксперта. | ПК – 3,10,11,12 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание содержания и формы заключения судебного эксперта. Знание доказательственного значения и выводов судебного эксперта. Знание видов экспертных ошибок и путей их выявления. | |
Оценка заключения эксперта и его использование в доказывании в гражданском и административном судопроизводстве. Стадии процесса оценки заключения эксперта | ПК – 1,2,7,8 ОК – 2,3 ОПК – 1,2 | Знание места заключения судебного эксперта в системе экспертных доказательств. Знание содержания стадий оценки заключения эксперта. Знание путей использования результатов экспертных заключений в гражданском и административном судопроизводстве. |
Учебно-методическое обеспечение