Правовые отношения родителей и детей
Отцовская власть возникала с момента рождения сына или дочери, а также с момента узаконения либо усыновления.
Узаконение (легитимация) – это признание законными собственных детей, рожденных вне брака (то есть от конкубины – сожительницы). Узаконение могло быть совершено путем последующего вступления в брак родителей внебрачного ребенка; путем получения специального императорского рескрипта; путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери – путем выдачи замуж за члена этого сената.
Усыновление устанавливалось над совершенно посторонним для усыновителя лицом. Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью, то на это требовалось получение императорского рескрипта, а если усыновляемый находился под отцовской властью, то на усыновление необходимо было согласие домовладыки усыновляемого, что фиксировалось в судебном протоколе.
Усыновитель должен был быть не моложе 60 лет, старше усыновляемого не менее чем на 18 лет, быть не беднее усыновляемого, не иметь ни родных, ни усыновленных детей.
Установлению отцовской власти римское право противопоставляло процедуру эманципации как освобождения подвластного из-под власти своего домовладыки по воле последнего. Такой процедуре, перед тем как выйти замуж и попасть под новую власть своего мужа или его домовладыки, подвергались женщины. Эманципация проходила в форме фиктивной продажи в рабство (мнимого судебного процесса). Для мужчин устанавливалась законом троекратная мнимая продажа в рабство,[26] а для женщин – однократная. Эманципация подвластного могла произойти и без согласия домовладыки, – в этом случае она называлась законной, так как власть отца погашалась силой закона.[27] После процедуры эманципации лицо становилось «лицом своего права».
Власть отца могла быть погашена и при его недостойном поведении и признании его бесчестным. Считалось, что он недостоин отцовской власти, если выбросил своего ребенка, сводничал в отношении своей дочери или заключил брак-инцест.
Личное и имущественное положение подвластных лиц. Первоначально власть отца над всеми членами семьи обозначалась как власть над жизнью и смертью. То есть личные отношения в семье регулировались фактическим путем и зависели только от воли домовладыки. В правовом отношении не было различий между положением подвластных лиц и положением рабов. Эти различия проявлялись вне рамок семьи (за взрослыми свободными мужчинами признавались политические права) и в случае смерти домовладыки (эти мужчины и агнатические потомки признавались «лицами собственного права» и получали наследственные права на имущество умершего).
Утрата экономического значения семьи привела к ослаблению связей между членами семьи и к ослаблению власти главы семьи. Отец потерял право выбрасывать и убивать собственных детей (власть над жизнью и смертью). Потерял он и право продажи ребенка (кроме случаев крайней нужды), при заключении брака уже не требовалось его согласия.
Одновременно появились и права детей: дети имели право на уход и воспитание, на получение приданого и свадебного дара, могли требовать провозглашения отца расточителем, если он ставил экономическое процветание семьи под угрозу своими неразумными тратами, могли получать наследство после смерти отца.
Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имея право самостоятельно совершать имущественные сделки, однако все полученное им по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда. Таким образом, существовала юридическая безответственность домовладыки.
В целом с развитием торговли и делового оборота имущественная правоспособность членов семьи значительно расширилась: подвластные стали обладать собственным имуществом (пекулий), получили в ряде случаев (например, при наследовании) защиту претора; облегчается освобождение сына из-под власти отца; нередкой становится и эманципация, то есть освобождение из-под власти по воле самого домовладыки.
Опека
В римском праве существовало два института, целью которых являлось компенсирование или восполнение недостатков дееспособности полностью или частично недееспособных лиц. В настоящее время критерием разграничения опеки и попечительства служит объем подлежащей восполнению дееспособности: над полностью недееспособными учреждается опека, над частично дееспособными – попечительство. В основу разграничения опеки и попечительства в римском праве, скорее всего, закладывали возрастные признаки. Опека назначалась над несовершеннолетними, а также над женщинами независимо от возраста; попечительство же устанавливалось в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении душевнобольных.
Лицо в связи с возрастом, состоянием здоровья или особым положением могло нуждаться в помощи и охране при осуществлении своей правовой деятельности. Этим целям служила в римском праве опека. Опека устанавливалась над малолетними гражданами обоих полов в целях защиты их прав. Власть, которой наделялся опекун, не отрицала, а подтверждала свободу опекаемого, указывая на уровень согласования правомочий.
Над лицами мужского пола опекунство продолжалось до достижения лицом 14 лет, а над лицом женского пола (по общему правилу) – до 12 лет. В то же время вплоть до классического периода женщина считалась под вечной опекой своего домовладыки или мужа. Римское право различало три вида опекунства:
1)Завещательная опека – это опека, устанавливаемая на основе завещания. На основании завещания домовладыка мог учредить опеку над своими детьми, как уже родившимися, так и над теми, которые еще только должны родиться, а также над внуками или правнуками, если у них отец умер ранее деда. Если отец не установил до своей смерти опеку, то она учреждалась на основе закона.
2) Законная опека. Опекуном по закону мог стать лишь ближайший родственник по отцовской линии. По праву Юстиниана опекуном мог быть также и родственник по материнской линии.
3) Если не было завещательной опеки и при отсутствии агнатических родственников невозможно было установить законную, опекуна назначал претор при участии трибунов (учреждаемая опека). Особенности учреждаемой опеки были следующие: а) согласия малолетних на установление подобной опеки не требовалось; б) опекун должен был проживать в округе претора, назначающего опекунство; в) предварительно узнавали о нравственном поведении будущего опекуна; г) не допускалось назначение опеки под каким-либо условием.
Ходатайство об установлении опеки могло быть подано любым заинтересованным лицом (например, кредитором). Ближайшие родственники были обязаны в случае необходимости ходатайствовать о назначении опекунства. В противном случае они лишались права на наследство опекаемого.
Опекуном мог быть назначен любой гражданин, имеющий право занимать публичные должности, а также муниципалитет. Опека рассматривалась в Древнем Риме как общественная служба, обязанность лица. От опеки освобождались те лица, которые своими личными качествами или своим правовым статусом, или своей профессией не гарантировали правильное исполнение опеки. К таким лицам относились рабы, перегрины, душевнобольные, глухие, немые, воины, доверители или должники опекаемых, несовершеннолетние, женщины.[28] Отказаться самому от исполнения обязанностей опекуна можно было только по уважительной причине. Такими причинами были: возраст (старше 70 лет); болезнь, бедность; занятие свободными профессиями (философы, риторы, учителя, врачи); освобождались от опеки лица, имевшие на своем иждивении трех и более сыновей; сенаторы и магистраты; юрисконсульты.
Опекун вступал в свои правапосле утверждения. До этого он был обязан в присутствии городских чиновников сделать точную опись всего имущества опекаемого и представить ее в магистрат. Опекун был обязан: а) представлять и защищать интересы опекаемого; б) добросовестно управлять и приумножать имущество опекаемого; в) придавать юридическую силу сделкам опекаемого либо аннулировать их, исходя только из принципов выгодности и полезности этих сделок для опекаемого. Лица в возрасте до 7 лет не могли совершать никаких сделок.
Лица в возрасте от 7 до 14 лет (девочки – до 12) могли самостоятельно совершать лишь сделки, направленные на увеличение принадлежавшего им имущества. На все остальные сделки необходимо было согласие опекуна. Опекун отвечал за всякую свою вину, в том числе и легкую небрежность. Для выполнения своих обязанностей опекун имел право: а) производить необходимые расходы за счет имущества опекаемого; б) распоряжаться полевыми плодами и урожаем; в) расходовать деньги опекаемого и в своих интересах, но с последующим их возвратом с максимальными процентами, установленными на день возврата для третьих лиц.
Опекун не имел права отчуждать недвижимое имущество опекаемого. Движимое имущество могло быть отчуждено, но только если это было действительно необходимо, и на отчуждение было получено разрешение магистрата. Если опекун отчуждал имущество опекаемого без согласия магистрата, то опекаемый, достигнув совершеннолетия, получал право личного иска против опекуна и вещного – против приобретателя имущества. Срок исковой давности для предъявления таких исков устанавливался от пяти до двадцати лет (в зависимости от условий совершенных сделок).
По окончании опекунства опекун был обязан предоставить подробный отчет о своей деятельности, а опекаемый должен был компенсировать опекуну произведенные тем расходы, связанные с управлением имуществом опекаемого. Опекун не имел права требовать вознаграждения за исполнение им опекунских обязанностей. Если опекун своими действиями причинил убытки опекаемому, то он обязан был их возместить. В случае, если опекун не был в состоянии возместить убытки, и при этом опекунство было учреждено магистратом без должного изучения личности опекуна, опекаемый имел право предъявить иск не только к опекуну, но и к магистрату.
Опека прекращалась: а) смертью опекуна или опекаемого; б) достижением опекаемым возраста дееспособности (мальчики – 14 лет, девочки – 12 лет); в) утратой опекаемым одного из трех гражданских состояний (состояния свободы, гражданства или семейного состояния); г) утратой опекуном состояния свободы или гражданства; д) отказом опекуна от опеки, если данный отказ принят; е) отстранением опекуна магистратом от опеки. Отстранение от опеки происходило в случае злоупотреблений опекуна, неумелого управления делами и имуществом и др.
Попечительство
Попечительство (надзор) являлось учреждением, компенсирующим недостаток дееспособности лиц, которые по природе своей должны быть полностью дееспособными, но не являются таковыми из-за особого рода личных причин. Сущность попечительства заключается в компенсации дефекта воли подопечного. Попечительство, таким образом. устанавливалось в отношении только совершеннолетних, которые по каким-либо причинам не могли самостоятельно управлять или распоряжаться своим имуществом. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придавал юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный не способен; попечитель же выражает свое согласие неформально, и даже неодновременно со сделкой.
Попечительство устанавливалось в отношении душевнобольных; лиц с физическими недостатками, лишающими их возможности полноценно управлять своим имуществом (например, слепые, немые и т. д.); расточителей; лиц в возрасте от 14 до 25 лет. В последнем случае попечительство могло быть назначено только с согласия самого лица. Без попечителя лицо могло совершать только сделки, направленные на увеличение принадлежащего ему имущества. В частности, расточители имели право самостоятельно приобретать, но им было запрещено брать на себя какие-либо обязательства. Все правовые акты попечитель мог совершать и независимо от воли и участия подопечного расточителя.
Душевнобольные вообще не могли совершать никаких сделок. Однако, как указывалось в разделе «дееспособность», полностью недееспособными, а значит, не имеющими права совершать сделки, были только безумные без моментов просветления. Попечитель над безумными имел право свободно управлять имуществом этого лица. Безумные с моментами просветления обладали полной дееспособностью во время отступления болезни и по правовым актам, заключенным ими в моменты просветления, помощь попечителя не была необходима. В остальное время таким лицам требовалось попечительство.
Постоянное попечительство над лицами моложе 25 лет было установлено Марком Аврелием (121-180 гг.), и с этого времени лица моложе 25 лет без труда могли участвовать в совершении сделок. Такой попечитель, назначенный государственными органами по просьбе несовершеннолетних, обладал теми же полномочиями, что и опекун. Основной обязанностью такого попечителя было не давать согласия или одобрения при заключении сделок, связанных с отчуждением имущества подопечного. Такое согласие могло предварять сделку, даваться во время совершения сделки или даже после ее заключения.