Стимулирование в процессе управления.
Стимулирование - это функция, связанная с процессом активации деятельности людей и трудовых коллективов, направляет работников на повышение результатов своего труда. Эта функция используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного ими труда и времени. Кроме того, эта функция направлена на обеспечении заинтересованности в достижении высокой эффективности работы всего предприятия. Предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Здесь стимулирование труда создает условия для осознания работником, что он способен трудиться более производительно. Хотя стимулы и побуждают человека трудиться, но их одних еще недостаточно для производительного труда.
Стимулы являются своеобразными инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать какие-то предметы или действия других людей, всё то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия, или то, что он хотел бы приобрести в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы неосознанно. Часто его реакция на стимулирование может и не поддаваться сознательному контролю.
Реакция на разные стимулы неодинакова у различных людей. Поэтому стимулы не имеют точного значения, если люди не способны реагировать на них. Например, в условиях высокой инфляции заработная плата не является надёжным инструментом стимулирования, деньги во многом утрачивают роль стимулов и уже реже используются в рамках управления людьми.
Использование многообразных стимулов для мотивирования людей являет собой процесс стимулирования, который имеет самые различные формы. Одним из самых распространенных видов стимулирования является материальное стимулирование. Его роль в обстановке рынка особенно значительна. Здесь важно правильно оценивать ситуацию, в рамках которой материальное стимулирование реализуется, стараться не превышать его возможности, учитывая, что человек характерен очень сложной системой потребностей, целей и интересов.
Система стимулов и мотивов должна опираться на определенную базу - нормативный уровень трудовой деятельности. Тем самым сам факт вступления работника в трудовые отношения уже предполагает, что он за оговоренные вознаграждения должен выполнять некоторый круг своих обязанностей. В этой ситуации для стимулирования нет еще места. Здесь уже распространяется сфера контролируемой деятельности и работают мотивы избегания, связанные со страхом наказания за невыполнение предъявленных требований.
Система стимулирования постепенно вырастает из административно-правовых методов управления, но не заменяет их, т.к. стимулирование труда эффективно лишь в том случае, когда органы управления умеют добиваться того уровня, за который платят. Цель стимулирования заключается не только в том, чтобы побудить человека работать вообще, а чтобы побудить его делать это лучше и больше того, что обусловлено трудовыми отношениями.
Определяя структуру стимулирования труда можно вынести основные способы стимулирования. Таким образом, система стимулирования труда выглядит так:
1. Материальное денежное стимулирование.
Деньги - это наиболее очевидный и наиболее используемый способ, которым организация может вознаградить сотрудников за выполнение своих должностных обязанностей.
2. Материально-социальные стимулы.
К ним относят:
- создание необходимых условий высокопроизводительного труда. К таким условиям относят: оптимальную организацию рабочего места, отсутствие отвлекающих шумов (особенно монотонных), достаточную освещенность, темп, режим труда и др.
- возможность ухода от монотонного к более интересному, творческому, содержательному трудовому процессу. Под монотонностью одни понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие - только психическое состояние человека, являющееся следствием однообразия работы.
- стимулирование свободным временем. В результате недостатка свободного времени многие работники трудятся с ощущением хронической усталости, испытывают постоянные нервно-эмоциональные перегрузки.
- улучшение отношений в коллективе. Построение удачных социальных связей в коллективе способно положительно сказываться на эффективности труда служащих.
- продвижение по службе. Возможность продвижения по службе является так же важным стимулом, который является очень распространённым для увеличения заинтересованности в труде.
3. Морально-психологические стимулы.
Эти стимулы ориентированы на мотивацию человека как личности, а не только индивида, призванного исполнять производственные функции. В отличие от вышеописанных стимулов, моральные являются внутренними стимулами, то есть напрямую ими нельзя воздействовать на человека.
Правильное использование системы стимулов позволяет направить деятельность работника в нужном направлении, повысить его эффективность и положительно сказывается на результате труда.