Становление демократического гос-ва у арабов. Арабский халифат.
Возник Халифат в результате объединения арабских племен (первоначальная территориальная основа - Аравийский полуостров). Особенность - религиозная окраска процесса формирования государства (на основе ислама). Религиозно-политическое движение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, получило название "ханифского''.
Ислам – третья и самая молодая мировая религия, зародившаяся в VII в. Ее возникновение связано с деятельностью Мухаммада. Ислам сформировались на основе древнейших традиций , иудаизма, и прежде всего, христианство.
VII век - это время распада родоплеменных отношений и формирования классового общества.
Хиджаз (Западная Аравия) являлся узлом торговых путей между Китаем, Индией, Ираном, Вавилонией, , Сирией и Палестиной, Византией и пр. Вдоль караванного пути возникли крупные торговые центры: Таиф, Ясриб (Медина), Мекка и др. Племена Аравии, объединились в три межплеменных союза: хумс, тилла и тулс. Начался процесс оформления государств.
Мекка - стала центром племенного объединения, постепенно превратившись в экономический и политический центр региона.
Возникновение мусульманской религии непосредственно связано с деятельностью Пророка Мухаммада (ок. 570 - 632 гг). Сирота, воспитываемый дядей Абу Талибом. Служба у богатой вдовы Хадиджи завершилась в 595 г, браком 25 летнего Мухаммада и 40-летней вдовы.
В призывах к новой вере, основанных на признании единого Бога - Аллаха, Про-рок проповедовал братство верующих, необходимость соблюдать простые нормы морали, ограничение ростовщичества, оказание помощи неимущим, предсказывал воскресение из мертвых, наказание за земные грехи и т.п. Но идеи единобожия были встречены большинством мекканцев враждебно.
стал не только рели-гиозным и политическим лидером, но и авторитетом в области права. Ему удалось провести реформу семьи. На
В VII - первой половине VIII в. арабами-мусульманами были завоеваны огромные территории из бывших византийских и персидских владений, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье, Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.
Шариат сформировался в процессе религиозно-политической борьбы арабских народов, а также в противостоянии родоплеменным и соседним этническим и мировым религиям. Поэтому, мусульманское право:
· является одной из сторон, составной частью самого религиозного учения;
· является отражением исламской правовой идеологии;
· существенно влияет на культурное развитие народов Востока;
· тотально охватывает абсолютно все стороны жизни мусульманина - с рождения до конца дней;
· имеет мировое значение.
Шариат — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.
Время и место появления — VII-XII века, Халифат.
Шариат опирается на Коран, Сунну и фикх; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного , семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения.
МУСУЛЬМАНСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Характерно:
· доминирующее положение государственной собственности на землю;
· широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве (ирригационные сооружения, рудники, мастерские )
· государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правя-щей верхушки;
· отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо привилегий.
Первоначально отношение к покоренным иноверцам отличалось терпи-мостью: они сохраняли самоуправление, язык и собственные суды. Однако их положение изменилось :
· запрещался брак с мусульманами;
· обязаны были носить отличающую их одежду;
· обеспечивать снабжение арабского войска (прежде всего продуктами) и ряд дополни-тельных повинностей;
· уплачивать поземельный налог, подушную подать и ряд дополнительных налогов (например: на право выращивать свиней )
Вместе с тем, политика исламизации (насаждения новой религии) и арабизации (расселения арабов на покоренных территориях, распространения арабского языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого принуждения со стороны завоевателей.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ХАЛИФАТЕ
На первом этапе развития, халифат представлял собой относительно централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако, довольно быстро власть халифа стала передаваться по его завещательному распоряжению.
Стали формироваться и центральные институты власти.
Главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. В раннем халифате обычно практиковалось назначение визиря с ограниченной властью.
К числу важных чиновников при дворе относились также
· начальник личной охраны халифа,
· заведующий полицией,
· чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.
Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Они оформились еще при династии Омейя-дов, вели обязательное делопроизводство на арабском языке.
* Диван военных дел ведал * Диван внутренних дел контролировал финансовые органы * Диван почтовой службы занимался доставкой почты Выполнял функции тайной полиции.
По мере расширения функций арабского государства усложнялся и центральный государственный аппарат, росло общее число центральных ведомств.
Территория халифата -на провинции, управляемые, - военными наместниками - эмирами, ответственными только перед халифом. Эмиры обычно назначались халифом из числа приближенных. Однако были и эмиры, назна-ченные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных терри-торий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов.
Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управля-лись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских общин - старшин (шейхов).
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
Судебные функции в халифате были отделены от административных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей.
Верховным судьей считался глава государства - халиф. Отправление правосудия было привилегией духовенства. Высшую судебную власть осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые одновременно являлись правоведами.
АРМИЯ. ДЖИХАД
Армии в халифате определялась вторая ведущая роль . Основной стратегической задачей халифов считалось завоевание территории, населенной немусульманами, путем "священной войны" - джехата(наступательный и оборонительный характер ). Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане.
Окончательно Халифат был заво-еван и упразднен монголами в ХIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам
43. Институты и источники мусульманского права на примере Арабского Халифата .
Учитывая, что шариат выступал как свод религиозных предписаний, можно отметить, что шариат - система, сочетающая и религию, и право. Основными источниками шариата явились:
Коран - главная священная книга мусульман, содержащая религиозно-моральные предписания;
Сунна - сборники хадисов (преданий) о жизни и поступках Мухаммеда, содержат предписания семейно-наследственного и судебного права, некоторым образом напоминает судебные прецеденты, т.е. пророк Мухаммед как верховный судья мусульманской общины выносил решение по делу, которое впоследствии служило решением аналогичных дел;
Иджма - решения, вынесенные авторитетными исламскими юристами по вопросам, не рассмотренными вышеназванными источниками, причем поощрялось свободное усмотрение судей (иджтихад);
Фетва - письменное заключение религиозных высших авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.
По характеру ответственности все преступления условно подразделяются на три вида:
преступления против религии, семьи, собственности, государства, за которые преступник платит телом или жизнью. Например: кража карается отсечением руки; прелюбодеяние жены, богохульство – смертной казнью.За такие преступления следует точно определенное наказание – хадд;
преступления против отдельных лиц, влекущие также определенные санкции обычно в виде штрафа или выкупа (плата за кровь). К этому виду главным образом относится умышленное и неосторожное убийство, нанесение увечий и ран. Кровная месть разрешалась, но не поощрялась - предпочтительней было заплатить выкуп;
преступления и правонарушения, наказания по которым (тазир) назначается по усмотрению суда.
Особенность исламского права собственности заключается в том, что собственник только пользуется и распоряжается имуществом, а владеет всем всевышний бог.
В семейных отношениях шариат признавал полную власть мужа и отца. Допускалось иметь четырех жен и неограниченное число наложниц. В наследстве завещатель распоряжался лишь третью имущества, кроме того, к наследникам переходили лишь права, а не обязанности наследодателя, т.е. имущество, оставшееся после выплаты всех долгов умершего. Таким образом, две трети наследуется на основании закона (законными наследниками) и одна треть- по воле завещателя (по завещанию).
Судопроизводство велось профессиональными судьями- кадиями. Судья не был связан строгими процессуальными правилами. Прокурор и адвокат в исламском процессе отсутствовали. Судья решал единолично и окончательно все дела. Соответственно кассационная и апелляционная инстанция отсутствовали. Среди доказательств особое значение имели клятвы, признания и свидетельские показания. Свидетелем мог выступать обычно мужчина, женщины и иноверцы свидетельствовать не могли, допускалось суждение по аналогии в определении виновности приговора. Клятвы давались на священной книге и обычно были правдивыми, так как здесь сказывалось религиозное богобоязненное мышление и мировоззрение мусульман.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КИТАЯ
расширения бесконтрольной эксплуатации земледельцев стало крестьянское восстание под руководством даосской секты «Желтых повязок» (в 184 г. – подавлено). Нестабильная социально-политическая ситуация, междоусобная борьба привели к 100-летней внутренней смуте. Итогом стало: СОКРАЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ОБНИЩАНИЕ И ЗАПУСТЕНИЕ РЕГИОНОВ
РАЗРУШЕНИЕ ИМПЕРИИ ХАНЬ (189 г.) И СОЗДАНИЕ НА ЕЕ МЕСТЕ ВОЕННАЧАЛЬНИКАМИ ТРЕХ НОВЫХ ЦАРСТВ (ПЕРИОД «ТРОЕЦАРСТВИЯ»)
Царство ВЕЙ Царство У Царство Шу
податное крестьянство делилось на 3 разряда: (РЕФОРМЫ СИМА ЯНЯ)
1-й разряд - возраст от 16 до 60 лет. -земельный надел у мужч. урожай шел гос-ву не меньш. 2/5
2-й разряд – возраст от 13 до 15 лет и от 61 до 65 лет - получали землю по аналогичному принципу, но только половину от вышеуказанных наделов. Соответственно налог - также падал до ½;
3-й разряд – возраст до 13 и после 65 лет - землю вообще не получал;
Одновременно, на севере от Китая, в III - IV веках начался процесс «великого переселения народов» затронувший весь континент Северный Китай - превратился в арену борьбы многочисленных племен, где возникали и разрушались царства, менялись династии
В 485 г. императоры царства Вей ограничили рост крупного землевладения и ввели ряд реформ ориентиро-ых на создание крупной гос. собственности.
Реформы династии Северных Вей, известны под названием «реформы равных полей» (485 г). Реформа была проведена, действовала и постепенно совершенство-валась при династиях Северных Вей, династии Суй (VI - VII вв.) и Тан. В последующем, основные принципы реформы, получили распространение во всем Китае. реформа :
Крестьяне в возрасте от 15 до 70 лет наделялись землей с целевым
-большая часть шла под зерновые культуры
-меньшая часть- предназначалась под огородные культуры
Вводилась система управления в деревне
Продажа и иной вид передачи государственного зернового участка запрещалась.
За держание государственного надела крестьянами казне выплачивался налог зер-ном, шелком, конопляной тканью и ватой
Чиновники получали наделы земли в зависимости от ранга
Одновременно возникли новые причины, требовавшие объединения Китая:
§ угроза нового вторжения кочевников (возник Тюркский каганат);
§ этническая ассимиляция либо слияние китайцев и пришлых племен;
§ прекращение внутренних войн;
В 581 г. в северном царстве Чжоу к власти пришел военачальник императором династии Суй= экономический и культурный подъем.
1. прекращение вооруженной борьбы
2. идеологической опорой стало учение Конфуция;
3. дворцовая система сформировалась по образцу ханьской династии
4. выпустили новую монету
опять кризис!! Междоусобная борьба в Китае получила название «эпохи пяти династий и десяти царств».
императором военачальника Чжао Куаньиня, основателя династии Сун (правление династии 960-1279 гг.). Новый этап реформирования связан с именем Ван Анъши (1021-1086), которому при поддержке влиятельных лиц удалось стать ближайшим помощником императора.
предоставление льготных государственных ссуд мелким и средним торговцам
вводился государственный контроль казенного управления над
проведен учет земель и обложены налогами
при взимании налогов вводится круговая порука
В это время, на севере, в результате разложения родоплеменных отношений у племен чжурчженей возникает новая империя Зинь (Золотая) = заключается мирный договор при министре Цинь Гуй (является продажником чиновником и символом жестокости )
В итоге в XII веке на территории современного Китая существовало 4 государства:
Ø Империя чжурчженей Цзинь (север)
Ø Государство тангутов Си Ся (северо-запад);
Ø Китайская империя династии Сун (юг и часть центра);
Ø Небольшое государственное объединение Наньчжао в Юньнами.
В 1211 г. Китай подвергся новому вторжению кочевников во главе с Чингис-ханом.= уничножена империя Цзинь и Си Ся. Территория Китая, вместе с Тибетом и соб-ственно Монголией вошла в состав Монгольской империи.
Императоры монгольской династии использовали китайский чиновничий аппарат, применяя традиц. методы налогообложения. В то же время, основные гос. посты находились в руках завоевателей. На территории Китая появилось рабство, усилилась эксплуатация населения. Монголы равнодушны религиям, что способствовало появлению многочисленных общин, даже христианской.
После освобождения Пекина в 1368 году, Чжу Юаньчжан был провозглашен императором Поднебесной. В стране установилось правление новой китайской династии Мин. Династия Мин находилась у власти с 1368 по 1644 гг. Императорами были проведены реформы налогообложения и управления. Все они основывались на конфуцианских идеях государственности.
соц. структура
-благородные - светская и духовная знать
-добрые люди- богатые купцы и ростовщики
-подлые люди - неполноправные свободные , частные рабы.
гос.строй
5военных комисаров Цензорат канцлер канцлер
(военно-командн.орган) высший контрольный орган большой секретариат гос.совет левого крыла правого крыла
армия +военное общ. работы +суд.наказания возник при династ. Мин родств. импер. старшего младшего
(увольнен.+снабжение армии)
Суд. система :Император- Суд. ведомство (наказания) - цен. Уголов. суд - храм большой истины . в провинциях: Управа: админ. дел, по военным делам, по рассмотрению суд. д