Общая характеристика варварских правд. Салическая Правда.
«Варварские правды» - наиболее ранние письменные источники права. В них:
§ закреплены правовые обычаи;
§ устоявшиеся образцы судебных решений;
§ элементы урегулирования раннефеодальных отношений, выходящих за пределы обычаев;
§ элементы церковного права.
Название «правда», связано с религиозными представлениями об источнике права - высшей справедливости предписанной людям Богом. Практически для любой рели-гии характерно представление о некоем законе воздаяния, божественной справед-ливости. Закон воздаяния предопределяет вмешательство Высшего в судьбу каждого человека, «Божественная воля», «справедливость», «истина», «правда» приобретают знак равенства. Таким образом, религиозные, идеи, регулировавшие отношения в обществе на раннем этапе, легли в основу более позднего права. Например, дигесты римского императора Юстиниана начинаются с определения: «Право есть наука о добром и справедливом», а большинство средневековых актов, стали называться «Правда» (Салическая правда, Вестготская правда, Аламанская правда, Русская правда и пр.).
Салическая правда - запись обычного права салических франков, одна из ранних варварских правд. Записана (на вульгарной латыни с вкраплениями франкских слов и выражений) в начале VI в. по распоряжению короля Хлодвига; При его преемниках дополнялась и перерабатывалась. Характеризуется отсутствием общих, абстрактных понятий. Структурно делится на титулы (главы). Основное содержание С. п. составляют нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права дают представление о развитии права собственности на землю. С. п. (также в общих чертах) описывает брачно-семейные отношения.
Система преступлений и наказаний по Салической Правде.
Согласно «Салической правде», усадебная земля находилась в индивидуальной собственности каждого свободного франка. На это обстоятельство указывают высокие штрафы, установленные за порчу и уничтожение изгородей или проникновение с целью воровства в чужие дворы. Вместе с тем луга и леса находились в коллективной собственности крестьянской общины. Принадлежавшие крестьянам соседних деревень стада паслись на общих лугах. Свободный крестьянин мог брать из леса любое дерево, в том числе срубленное, если на нем имелась пометка, что оно было срублено более года назад. Крестьянская община сохраняла верховные права на пахотные земли. Однако пахотная земля не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого свободного франкского крестьянина.
В Правде есть план, крайне примитивный, но все-таки указывающий на попытку дать нечто цельное. Первая часть говорит о штрафах; ей предпослана статья о вызове в суд, так как с этого акта начинается судебная процедура. Вторая часть содержит постановления о судебном производстве, о штрафах за оскорбление начальства, о правах и обязанностях, вытекающих из семейных отношений.
Салический закон - преступления и наказания
Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Определения преступления «правда- это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского «мира». Все известные «правде» преступления можно свести к 4-м видам: 1. Преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др. 2. Преступления против собственности (кража, поджег, грабеж). 3. Преступление против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство). 4. Нарушение предписаний короля (пример - титул 45 «о переселенцах).
В «правде» упомянуты отягчающие обстоятельства (групповое убийство, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата щтрафа королю за нарушение королевского мира. Отмирание кровной мести. Вместо нее - выкуп (вергельд или пеня). Выкуп был высок, и платился семье убитого, родственникам и казне. Размер выкупа зависел от тяжести преступления, национальности, сословия, возраста и пола потерпевшего.