Формирование правовых институтов феодального строя.(феодальное право стран Западной Европы)

Средние века – эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств - формируются основы будущих правовых систем.

Древние правовые обычаи длительное время оставались важнейшим источником права и на позднем этапе стали одним из основных элементов национальной правовой культуры. Для них характерно:

■ мягкая интеграция в феодальных отношениях: регулировались личностные и поземельные связи между феодалами сеньорами и вассалами на основе обычая-договора (ленное право), между феодалами и зависимыми крестьянами (манориальное право) [от слова "манор" – собственник];

■ закрепление в правовых документах (хартиях, грамотах), в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов. Сходство простейших форм урегулирования отношений позволял средневековым юристам выделять систему, общие признаки и особенности права. Появляются первые сборники основных принципов феодального права ("Обычаи Барселоны"-1068, "Обычаи феодалов" - автор Умберто де Орто, частные записи правовых обычаев: "Саксонское зерцало" в Германии, "Кутюмы Бовези" во Франции и пр.).

Городскому писанному праву принадлежит особая роль. Фиксировалось статутами, королевскими и сеньориальными хартиями, пожалованными городу. Дня них характерно:

* слабая связь с феодальным правом и разработка основ будущего буржуазного права;

* формирование единых для стран Западной Европы правовых традиций (сборники международного торгового права, морского права и т.д.).

Каноническое право возникшее на базе христианского церковного права (наиболее разработано в римо-католической церкви.Оно оказывало заметное влияние на формирование светского права, особенно, после т.н. "папской революции").

Для канонического права характерно:

■ поддержка политически влиятельной римо-католической церковью;

■ универсальность и экстерриториальность (не знало границ);

■ широта регулируемых общественных отношений духовной и светской жизни.

■ его обязательность как для клира так и для мирян;

■ традиционность (т.к. сохраняло многие элементы и выросло на основе греческой философии и римской правовой культуры);

■ регламентация церковной власти, отношений церкви со светской властью, процедуры разрешения споров, статус церковной собственности, режим владения и пользования церковными землями, сбор доходов церкви и пр.

Каноническое право делится на "старое" и "новое".

Источники «старого права»: Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам. Нормы церковного права закрепленные в императорских законах при Константине и пр., в писаниях отцов церкви (св. Августина и др.), постановлениях Соборов (поместных и вселенских), решениях римских пап (декретариях Дионисия младшего и др.).

Источники "нового права"(11-13 вв. в период "папской революции" каноническое право складывается в самостоятельную правовую систему): папские конституции (буллы, рескрипты, бреве, энциклики и пр.), декрет Грациана "Гармония несогласующихся канонов", толкования и комментарии данного декрета, дополнения внесенные при па-пах Григории IX (1234), Бонифации VIII (1298), Иоанне XXII (переизданы декретарии и акты более поздних пап). Свод канонического права - составлен в 1500 г., признан - в 1580 г.

Не смотря на то, что Реформация XVI в. существенно подорвала эффективность канонического права, оно оставалось одним из основных платформ европейского законодательного творчества.

 Для Средневековой Европы характерна рецепция римского права. Синтез римской и германской правовых систем оказал влияние на формирование права вестготов, остготов, франков и др. В итоге возникает упрощенное и варваризированное римское право. Наиболее известным источником являются Кодекс короля вестготов Аларика II(начало 6 в.).

С 11-12 вв. в результате бурного экономического развития, стремления к правовой стабильности, рецептированное римское право с его точными формулами позволило урегулировать отношение в области договоров, торговли, частной собственности и пр. Рецепция римского права поддерживалась католической церковью и в конечном итоге королевской властью.

Римское право стало фундаментом европейской правовой культуры, развития юридической науки и образования.

Важную роль по изучению, классификации, переработке для применения римского права в условиях феодализма играли университеты в городах Равенне, Падуе, Болонье, Париже.

Наши рекомендации