Формирование правовых институтов феодального строя.(феодальное право стран Западной Европы)
Средние века – эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств - формируются основы будущих правовых систем.
Древние правовые обычаи длительное время оставались важнейшим источником права и на позднем этапе стали одним из основных элементов национальной правовой культуры. Для них характерно:
■ мягкая интеграция в феодальных отношениях: регулировались личностные и поземельные связи между феодалами сеньорами и вассалами на основе обычая-договора (ленное право), между феодалами и зависимыми крестьянами (манориальное право) [от слова "манор" – собственник];
■ закрепление в правовых документах (хартиях, грамотах), в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов. Сходство простейших форм урегулирования отношений позволял средневековым юристам выделять систему, общие признаки и особенности права. Появляются первые сборники основных принципов феодального права ("Обычаи Барселоны"-1068, "Обычаи феодалов" - автор Умберто де Орто, частные записи правовых обычаев: "Саксонское зерцало" в Германии, "Кутюмы Бовези" во Франции и пр.).
Городскому писанному праву принадлежит особая роль. Фиксировалось статутами, королевскими и сеньориальными хартиями, пожалованными городу. Дня них характерно:
* слабая связь с феодальным правом и разработка основ будущего буржуазного права;
* формирование единых для стран Западной Европы правовых традиций (сборники международного торгового права, морского права и т.д.).
Каноническое право возникшее на базе христианского церковного права (наиболее разработано в римо-католической церкви.Оно оказывало заметное влияние на формирование светского права, особенно, после т.н. "папской революции").
Для канонического права характерно:
■ поддержка политически влиятельной римо-католической церковью;
■ универсальность и экстерриториальность (не знало границ);
■ широта регулируемых общественных отношений духовной и светской жизни.
■ его обязательность как для клира так и для мирян;
■ традиционность (т.к. сохраняло многие элементы и выросло на основе греческой философии и римской правовой культуры);
■ регламентация церковной власти, отношений церкви со светской властью, процедуры разрешения споров, статус церковной собственности, режим владения и пользования церковными землями, сбор доходов церкви и пр.
Каноническое право делится на "старое" и "новое".
Источники «старого права»: Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам. Нормы церковного права закрепленные в императорских законах при Константине и пр., в писаниях отцов церкви (св. Августина и др.), постановлениях Соборов (поместных и вселенских), решениях римских пап (декретариях Дионисия младшего и др.).
Источники "нового права"(11-13 вв. в период "папской революции" каноническое право складывается в самостоятельную правовую систему): папские конституции (буллы, рескрипты, бреве, энциклики и пр.), декрет Грациана "Гармония несогласующихся канонов", толкования и комментарии данного декрета, дополнения внесенные при па-пах Григории IX (1234), Бонифации VIII (1298), Иоанне XXII (переизданы декретарии и акты более поздних пап). Свод канонического права - составлен в 1500 г., признан - в 1580 г.
Не смотря на то, что Реформация XVI в. существенно подорвала эффективность канонического права, оно оставалось одним из основных платформ европейского законодательного творчества.
Для Средневековой Европы характерна рецепция римского права. Синтез римской и германской правовых систем оказал влияние на формирование права вестготов, остготов, франков и др. В итоге возникает упрощенное и варваризированное римское право. Наиболее известным источником являются Кодекс короля вестготов Аларика II(начало 6 в.).
С 11-12 вв. в результате бурного экономического развития, стремления к правовой стабильности, рецептированное римское право с его точными формулами позволило урегулировать отношение в области договоров, торговли, частной собственности и пр. Рецепция римского права поддерживалась католической церковью и в конечном итоге королевской властью.
Римское право стало фундаментом европейской правовой культуры, развития юридической науки и образования.
Важную роль по изучению, классификации, переработке для применения римского права в условиях феодализма играли университеты в городах Равенне, Падуе, Болонье, Париже.