Вопрос. Государство и право Древнего Китая
1-е цивилизации иньских племен- в долине реки Хуанхе во 2 тыс. летии до н.э. 1-е китайское гос. Шан (Инь) - в 15-11вв.до н.э.
Институты государственной власти - функции по регулированию и организации сельскохозяйственного производства, предотвращению последствий разлива рек, защите территории от врагов. Главой государства-царь из иньской династии - ВАН (племенной вождь и обожествленный правитель, верховный собственник земли).
Даже для раннего периода китайского государства характерно наличие многочисленной администрации и чиновников: управителей, военачальников, жрецов.
С конца 12 в. до н.э. - царство Инь было захвачено чжоусскими племенами. объединившими весь Северный Китай. В итоге возникло новое государство Чжоу (11-3 в. до н.э.). Чжоусский ван - передает захваченные земли в наследственное владение родственникам и приближенным, получавшим вместе с землей и титулы. С 8 в. централизованная власть постепенно слабеет, местные правители получают почти полную независимость и власть вана ограничивается его доменом (период Чуньцю: 8-5вв. до н.э. и Чжаньго "борющихся царств" 5-3 вв. до н.э.).
Удельные правители, раздают земли вассалам и создают собственный чиновничий аппарат, ведут непрерывную междоусобную борьбу за первенство и присоединение земель соседей. В итоге, междоусобица привела к социально-политическому кризису и упадку государства.
С 5 в. - перелом в экономическом и политическом развитии Китая. Намечаются новые тенденции к централизации управления государством. Причиной тому-освоение металлургии. Изготовление орудий труда из железа позволило освоить новые земли, что привело к подъему сельского хозяйства. Следствием стало развитие товарно-денежных отношений, ремесла, торговли. Одновременно, разрушаются родо-племенные связи, возникает частное землевладение.
Укреплению централизованной власти, объединению государства, развитию науки и культуры Китая способствовало и новое религиозно-нравственное философское учение одного из выдающихся ученых древности, религиозного и политического деятеля Кун-цзы (Конфуция).
Возникает две тенденции в развитии, основанные на:
* наличии крупной частной собственности на землю (предусматривает эксплуатацию труда крестьян-арендаторов, наемных работников и рабов);
* сохранении государственной собственности на землю, где трудится относительно свободное крестьянское население, платящее налоги (например при царстве Цинь).
Борьба за власть в Китае завершилась в 221 г.до н.э. созданием империи Цинь, а следом и второй империи - Хань (III в. до н.э. - III в.н.э.).
Сословно-классовое деление
В царстве Шань (при династии Чжоу) формируется следующая социальная структура:
* привилегированный слой: ван, родовая аристократия (родственники, приближен-ные), местные правители (родственники, приближенные), главы крупных родов;
* свободные крестьяне-общинники (вместо налога обрабатывали "общественные поля». 1/9 урожая с этих земель шла на содержание правителя, знати, государства);
* рабы (обычно, использовались в хозяйстве знати).
в процессе развития государства Чжоу возникает новый слой чиновников разных рангов (содержащихся за счет "кормления" с сельских общин, городов и пр.);
Со временем, вместо отработки на "общественных полях" вводится натураль-ный налог в зависимости от качества земли (впервые такая система с VI в. возникла в царстве Лу). Формируется следующая социальная структура обществаОсновной проблемой данного периода стало постепенное разорение крестьян, и, как следствие, сокращение поступлений на-лога в казну. Царская власть разрешает проблему путем проведения реформ:
В царстве Чжоу – были заложены основы деспотической формы правления.
ВАН - царь, "сын Неба", он же первосвященник. Его власть обожествлена.
Дворцовое управление: Цзай - управитель. Ему подчинялась сеть чиновников (глашатай воли вана, управляющий дворцом, управляющий дворцовыми ремесленникамив. Он отвечал за строительство и ремонт храмов предков вана и т.д.);
Шаньфу - стольник вана (обслуживал нужды вана, доверенное лицо по выпол-нению административных и военных поручений вана).
Надзиратель земель и другие дворцовые чиновники: ведали лесом, водой, пастбищами и пр.
В автономные уделы царства назначались правители чжухоу (одновременно, они являлись советниками царя по вопросам наказаний, ритуала, справедливос-ти). В уделах и на местах - структура управления аналогичная двор-цовой. С 7-5 в. чжухоу фактически вышли из подчинения вану и стали регулировать отношения между собой путем заключения на съездах "клятвенных договоров". В циньско-ханьском Китае возникла централизованная деспотическая империя. Проведенные придворным чиновником и ученым Шань Яном в 4 в. до н.э. реформы были направлены на централизацию государства, сокращение частного землевладения, что привело в возникновению не только Циньской империи, но и к изменению всей системы государственного управления.