Общественный и государственный строй Древнего Египта.
Общественный строй.
Верхушку общества составляли жрецы, военная знать и чиновники. Жрецы являлись руководителями земледельческих и иных крупных общественных работ, располагали огромными богатствами и исключительным влиянием на государственный аппарат и фараона. (фильм «Фараон») Жрецы создавали сложные богословские теории, готовили законопроекты, осуществляли правосудие (многие из жрецов были царской фамилии).
Особую категорию населения составляли чиновники, владевшие огромными наделами, и их положение определялось не только богатством, но и служебным положением.
Большую роль играли писцы
Свободные крестьяне и общинники, ремесленники составляли самую значительную и эксплуатируемую часть населения. Основная масса крестьян проживала в тех деревнях, что принято называть общиной. В общине сохранялась коллективная собственность (продавать, обменивать землю можно было только с согласия общины).
Рабы находились в самом низу социальной лестницы. Источники рабства: плен, долг. Преобладала патриархальная форма рабства.
Государственный строй Древнего Египта.
Вершина египетского государства ФАРАОН.Фараон стоял во главе административного и судебного аппарата, власть его передавалась по наследству, он считался верховным жрецом.
Во главе центральной власти стоял ВИЗИРЬ(джати) – имел административную и судебную власть, визирь также являлся верховным главнокомандующим.
Управление государственным имуществом и доходами возлагались на ГЛАВНОГО КАЗНАЧЕЯ(заведовал государственными складами, сбором налогов, выплатой жалованья чиновникам).
Военное ведомство.
Военное ведомство ведало комплектованием и оснащением войск.
Местное управление.
На местах государственное управление осуществляли номархи. В пределах нома они осуществляли административную, судебную и финансовую власть.
Судебное управление.
Судебные органы не были отделены от административной власти. Фараон – глава судебной власти, Визирь – глава совета десяти. На местах номархи осуществляли судебную власть.
Чиновники.
№7Правовое положение социальных слоев население Древнего Вавилона.
Ø господствующую верхушку не принимавшую участия в производственном труде (царь, высшие царские и храмовые сановники);
Ø купцов, ростовщиков;
Ø общинников-земледельцев ведущих самостоятельно мелкое хозяйство (и на позднем этапе мало отличавшиеся по своему положению от рабов, т.к. рабство еще не стало классическим институтом, и сам раб не стоял в центре производственной деятельности). Разорившиеся общинники часто пополняли число храмовых или царских рабов, зависимых арендаторов.
Ø Законами предусматривались широкие формы личной зависимости. Например:
Ø зависимость раба от господина;
Ø зависимость дочери или сына от отца, имеющего право продавать детей в рабство, а сына беспричинно лишить наследства;
Ø “оживление” (по САЗ - Среднеассирийским законам) - когда обеспеченная семья принимает на содержание члена голодающей семьи (обычно девушку). Это дает право пользоваться ее трудом, отдавать замуж за выкуп и в целом распоряжаться ее судьбой;
Ø долговая кабала, следствием которой могло быть рабство (если должник или заложенный сын должника передавался храму или продавался за границу);
Свободные делились на следующие группы:
Ø авилумы ("человек", "сын человека") - владельцы общинной земли, занимали высшие государственные посты и владели служебными наделами. Они и члены их семей пользовались преимуществами в правовой защите;
Ø мушкенумы ("падающие ниц", "бьющие челом" и т.п.) - предполагают, что это потомки "чужаков" не имеющие корней в общине, занимавшие положение низших служилых людей царя. По иным точкам зрения, мушкнумы занимали высшее положение в обществе – следующие после авилумов т.к. относились к знати покоренных земель и народов;
Ø тамкары - зависимо-обязанные торговцы, кредиторы, ростовщики. Они отчисляли в царскую казну часть доходов, выполняли обязанности по выкупу пленных воинов (с последующим возмещением затрат этим воином, общиной, храмом) и т.п. Пользовались широкой свободой финансово-торговой деятельности (в Вавилоне I т.л. до н.э. существовали торговые объединения, банковские дома, которые скупали и перепродавали землю, вели крупные операции, кредитовали освоение земель и пр.). Предполагают, что тамкары являлись чиновниками финансовых и налоговых ведомств.
Ø шакканакумы – царские чиновники на местах, осуществляющие контроль за деятельностью местной администрации;
Ø шаммалумы – мелкие торговцы;
Ø ремесленники – зависимо-обязанные, имевшие право объединения и пользовавшиеся даже некоторой защитой государства;
Ø рабианумы – главы общинного совета, старосты;
Ø жрецы, предсказатели, врачи, писцы и т.п. - пользовались наибольшей свободой и независимостью. Могли объединяться в организации. Жречество Вавилона (в отличие от Египта) не создало своей касты или сословия. В храмовых советах они были представлены наряду с чиновниками. Жреческие должности могли продаваться.
№8 Государство и право Древней Индии .Законы манну
Во II - I тысячелетиях до н.э. - с северо-запада в долину вторглись индо-арийские племена. Местные группы вытеснены на юг. Более подробные сведения об индийской цивилизации относятся к магадо-мурийскому периоду (I тысячелетие до н.э. - I век н.э.).
В середине 1 тысячелетия до н.э. среди небольших государств долины Ганг выделилось Магадха . в сер. 4 в. до н.э. к власти приходит династия Нандов- объединить племена. Возникла одна из крупнейших империй того времени.
В конце 4 в. до н.э. династия Нандов была свергнута родом Маурьев. Во время правления царя Ашоке (сер.3 в.до н.э.) империя Маурьев (IV-II вв. до н.э.) достигла расцвета. В государство вошли территории Дальнего Востока, Гималаев, части Ближнего Востока. При Ашоке-устанавл. религиозно-духовной жизнью общества. распростр. буддизма и в целом культуры.
Во II в. до н.э. империя Муравьев распалась. Часть территории оказалась в составе др. гос-ва . После его разгрома в III - IV в.н.э., в Индии возникла новая империя – государство Гуптов(распавшееся только в VI в.н.э. на многочисленные княжества.)
Основными источниками по изучению истории государства и права Древней Индии являются древнеиндийский политический трактат Артхашастра и ряд религиозно и правовых документов в том числе и так называемые "Законы Ману" (II в. до н.э. - II в. н.э.).