Тема 1. Судебная власть и правосудие
При изучении данной темы учащиеся должны раскрывать суть понятий «правоохранительная деятельность», «суд», «правоохранительные органы», высказывать общее суждение о правовых источниках дисциплины, их классификации.
Тема 2. Конституционные основы (принципы) судебной власти
В результате изучения данной темы учащиеся должны освещать систему и значение конституционных принципов судебной власти, излагать содержание и особенности конституционных принципов судебной власти.
Тема 3. Правовой статус судей, народных заседателей
В результате изучения данной темы учащиеся должны раскрывать понятие и характерные черты статуса судей и народных заседателей. Описывать процесс дисциплинарного производства в отношении судей, порядок приостановления, возобновления и прекращения полномочий судей.
Тема 4. Судебная система (общие положения)
При изучении данной темы учащиеся должны раскрывать суть понятия «судебная система». Описывать ее звенья и инстанции. Излагать принципы построения судебных систем, освещать виды судов.
Тема 5. Действующая судебная система Республики Беларусь
В результате изучения данной темы учащиеся должны освещать историю становления и развития судебной системы Республики Беларусь. Описывать систему, компетенцию, состав, структуру Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, международного арбитражного (третейского) суда, Экономического суда Содружеств Независимых Государств.
Тема 6. Органы судейского самоуправления. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
В результате изучения данной темы учащиеся должны высказывать общее суждение о становлении и перспективах развития органов судейского самоуправления, их значении. Описывать систему органов судейского самоуправления, их состав, порядок формирования, полномочия.Описывать органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, основные этапы их развития.
Тема 7. Министерство юстиции и его органы на местах
При изучении данной темы учащиеся должны описывать направления деятельности и полномочия Министерства юстиции, его структуру.
Тема 8. Прокуратура
В результате изучения данной темы учащиеся должны раскрывать задачи, цели, направления деятельности, систему и структуру органов прокуратуры. Излагать порядок назначения прокуроров, освобождения их от должности.
Тема 9. Органы предварительного расследования
В результате изучения данной темы учащиеся должны раскрывать задачи, компетенцию, систему и структуру органов предварительного расследования, органов дознания, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Высказывать общее суждение о целях и задачах Национального Центрального бюро Интерпола в Республике Беларусь.
Тема 10. Адвокатура
При изучении данной темы учащиеся должны излагать цели и задачи адвокатуры, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, права и обязанности адвокатов, условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.
Тема 11. Юридическая служба организаций. Оказание юридических услуг по лицензиям
При изучении данной темы учащиеся должны описывать основные направления деятельности юридической службы организаций, объяснять порядок оказания юридических услуг по лицензиям, описывать виды юридических услуг.
Тема 12. Нотариат
В результате изучения данной темы учащиеся должны излагать цели и задачи, организационные формы деятельности нотариата, объяснять порядок допуска к нотариальной деятельности, описывать виды деятельности, права и обязанности нотариусов.
Тема 13. Юстиция зарубежных государств
В результате изучения данной темы учащиеся должны высказывать общее суждение о юстиции государств-членов Содружества Независимых государств и других зарубежных стран.
Варианты заданий для домашних контрольных работ
Вариант 1
1. Раскройте предмет, систему и значение курса «Судоустройство». Изложите и охарактеризуйте правовые источники курса «Судоустройство».
2. Раскройте порядок ведения и организации правовой работы юридической службой. Опишите виды юридических услуг.
3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы районных (городских) судов.
Вариант 2
1. Раскройте понятие, признаки и основные направления правоохранительной деятельности государства. Охарактеризуйте органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.
2. Изложите основные этапы развития адвокатуры в Республике Беларусь. Проанализируйте взаимоотношение адвокатуры с Министерством юстиции.
3. Охарактеризуйте полномочия председателей районных (городских) и областных (Минского городского) судов.
Вариант 3
1. Раскройте предмет, систему и значение курса «Судоустройство». Изложите концепцию судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.
2. Раскройте понятие и организацию нотариата. Изложите компетенцию.
3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы областных (Минского городского) судов.
Вариант 4
1. Раскройте понятие судебной власти, изложите ее свойства. Охарактеризуйте символы судебной власти.
2. Охарактеризуйте юстицию Российской Федерации.
3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Верховного Суда Республики Беларусь.
Вариант 5
1. Раскройте понятие «легитимность», изложите ее уровни. Охарактеризуйте типы легитимности.
2. Охарактеризуйте юстицию Украины.
3. Охарактеризуйте полномочия председателя Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителей.
Вариант 6
1. Раскройте понятие и свойства судебной власти. Раскройте понятие «легитимность», опишите типы легитимности.
2. Охарактеризуйте юстицию Великобритании.
3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь.
Вариант 7
1. Раскройте понятие «правосудие». Охарактеризуйте его виды.
2. Охарактеризуйте юстицию Французской Республики.
3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Президиума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.
Вариант 8
1. Раскройте понятие, систему и значение конституционных принципов судебной власти. Охарактеризуйте принципы.
2. Охарактеризуйте юстицию Федеративной Республики Германия.
3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Пленума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.
Вариант 9
1. Раскройте понятие правового статуса судей. Изложите требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей.
2. Охарактеризуйте юстицию Соединенных Штатов Америки.
3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы экономических судов областей (г. Минска).
Вариант 10
1. Раскройте порядок аттестации судей. Изложите основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
2. Охарактеризуйте юстицию Республики Польша.
3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок формирования Конституционного Суда.
Вариант 11
1. Изложите порядок приостановления, возобновления и прекращения полномочий судей.
2. Раскройте понятие и задачи предварительного расследования преступлений.
3. Раскройте предмет, систему и значение курса «Судоустройство». Изложите и охарактеризуйте правовые источники курса «Судоустройство».
Вариант 12
1. Охарактеризуйте правовой статус народных заседателей.
2. Раскройте понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов.
3. Раскройте понятие, признаки и основные направления правоохранительной деятельности государства. Охарактеризуйте органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.
Вариант 13
1. Раскройте понятие судебной системы, ее звена и инстанции. Изложите принципы построения судебной системы.
2. Опишите систему и структуру Министерства юстиции Республики Беларусь. Изложите его компетенцию.
3. Раскройте предмет, систему и значение курса «Судоустройство». Изложите концепцию судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.
Вариант 14
1. Изложите признаки, характеризующие суды 1-ой инстанции, кассационной, надзорной и апелляционной в судебной системе судов общей юрисдикции.
2. Изложите понятие прокуратуры историю ее развития в Республике Беларусь. Изложите задачи и направления деятельности прокуратуры.
3. Раскройте понятие судебной власти, изложите ее свойства. Охарактеризуйте символы судебной власти.
Вариант 15
1. Опишите порядок становления и развития судебной системы в Республике Беларусь. Изложите общую характеристику действующей судебной системы.
2. Изложите задачи и направления деятельности прокуратуры. Опишите систему и структуру органов прокуратуры.
3. Раскройте понятие «легитимность», изложите ее уровни. Охарактеризуйте типы легитимности.
Вариант 16
1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы районных (городских) судов.
2. Опишите систему и структуру органов прокуратуры. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности прокуратуры.
3. Раскройте понятие и свойства судебной власти. Раскройте понятие «легитимность», опишите типы легитимности.
Вариант 17
1. Охарактеризуйте полномочия председателей районных (городских) и областных (Минского городского) судов.
2. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности прокуратуры. Опишите формы прокурорского реагирования на нарушения законности.
3. Раскройте понятие «правосудие». Охарактеризуйте его виды.
Вариант 18
1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы областных (Минского городского) судов.
2. Изложите понятие прокуратуры историю ее развития в Республике Беларусь. Охарактеризуйте меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников.
3. Раскройте понятие, систему и значение конституционных принципов судебной власти. Охарактеризуйте принципы.
Вариант 19
1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Верховного Суда Республики Беларусь.
2. Охарактеризуйте отрасли прокурорского надзора и формы прокурорского реагирования на нарушения законности.
3. Раскройте понятие правового статуса судей. Изложите требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей.
Вариант 20
1. Охарактеризуйте полномочия председателя Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителей.
2. Охарактеризуйте органы предварительно следствия. Изложите их компетенцию.
3. Раскройте порядок аттестации судей. Изложите основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
Вариант 21
1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь.
2. Раскройте понятие и задачи адвокатуры. Изложите меры поощрения и дисциплинарной ответственности адвокатов.
3. Раскройте понятие органов судейского сообщества. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы съезда судей и Республиканского совета судей.
Вариант 22
1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Пленума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.
2. Охарактеризуйте органы дознания. Изложите их компетенцию.
3. Раскройте понятие органов судейского сообщества. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы конференций судей и квалификационных коллегий судей.
Вариант 23
1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Президиума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.
2. Охарактеризуйте органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Изложите их компетенцию. Перечислите оперативно-розыскные мероприятия.
3. Охарактеризуйте юстицию Соединенных Штатов Америки.
Вариант 24
Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы экономических судов областей (г. Минска).
Изложите историю учреждения Интерпола. Охарактеризуйте компетенцию Национального центрального бюро Интерпола в Республике Беларусь.
Охарактеризуйте юстицию Великобритании.
Вариант 25
1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок формирования Конституционного Суда.
2. Раскройте понятие и задачи адвокатуры. Изложите основные этапы развития адвокатуры в Республике Беларусь.
3. Изложите понятие прокуратуры историю ее развития в Республике Беларусь. Раскройте задачи и направления деятельности прокуратуры.
Вариант 26
1. Охарактеризуйте полномочия председателя Конституционного Суда.
2. Охарактеризуйте правовой статус адвоката. Опишите условия и порядок допуск к адвокатской деятельности.
3. Изложите задачи и направления деятельности прокуратуры. Опишите систему и структуру органов прокуратуры.
Вариант 27
1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Международного арбитражного (третейского) суда, Экономического суда Содружества Независимых государств, суда Евразийского экономического сообщества.
2. Изложите виды юридической помощи, оказываемые адвокатами. Охарактеризуйте условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.
3. Опишите систему и структуру органов прокуратуры. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности прокуратуры.
Вариант 28
1. Раскройте понятие органов судейского сообщества. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы съезда судей и Республиканского совета судей.
2. Опишите органы адвокатского самоуправления. Изложите их компетенцию.
3. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности прокуратуры. Опишите формы прокурорского реагирования на нарушения законности.
Вариант 29
1. Раскройте понятие органов судейского сообщества. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы конференций судей и квалификационных коллегий судей.
2. Охарактеризуйте правовой статус адвоката. Изложите порядок приостановления и прекращения адвокатской деятельности.
3. Изложите понятие прокуратуры историю ее развития в Республике Беларусь. Охарактеризуйте меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников.
Вариант 30
1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы органов судейского сообщества.
2. Изложите порядок приостановления и прекращения адвокатской деятельности. Опишите порядок регулирования и оплаты труда адвокатов.
3. Охарактеризуйте отрасли прокурорского надзора и формы прокурорского реагирования на нарушения законности.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте правоохранительную функцию государства. Раскройте предмет курса «Судоустройство».
2. Перечислите и охарактеризуйте функции правоохранительных органов. Назовите задачи правоохранительных органов.
3. Раскройте понятие источников курса «Судоустройство», изложите их классификацию.
4. Раскройте понятие «судебная власть». Раскройте понятие «легитимность судебной власти».
5. Раскройте понятие и назовите виды правосудия. Охарактеризуйте символы судебной власти.
6. Перечислите и охарактеризуйте принципы судебной власти.
7. Раскройте понятие «правовой статус судей».
8. Назовите задачи и охарактеризуйте виды квалификационной аттестации судей.
9. Охарактеризуйте порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Назовите виды дисциплинарных взысканий, применяемых к судьям.
10. Охарактеризуйте статус народных заседателей.
11. Раскройте понятие «судебная система». Охарактеризуйте звенья судебной системы.
12. Опишите судебные инстанции. Перечислите признаки, характеризующие суды первой инстанции, в судебной системе судов общей юрисдикции.
13. Перечислите признаки, характеризующие суд кассационной инстанции, в судебной системе судов общей юрисдикции.
14. Перечислите признаки, характеризующие суд надзорной инстанции, в судебной системе судов общей юрисдикции.
15. Охарактеризуйте принципы построения судебных систем. Охарактеризуйте виды судов.
16. Назовите основные этапы становления и развития судебной системы в Республике Беларусь.
17. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы районных (городских) судов.
18. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы областных (Минского городского) судов.
19. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Верховного Суда Республики Беларусь.
20. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы экономических судов областей (г. Минска).
21. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок формирования Конституционного суда.
22. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Международного арбитражного (третейского) суда.
23. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Экономического суда Содружества Независимых государств.
24. Раскройте понятие органов судейского сообщества.
25. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Съезда судей Республики Беларусь
26. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Республиканского совета судей.
27. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Конференций судей.
28. Раскройте понятие организационного обеспечения деятельности судов.
29. Проанализируйте роль Министерства юстиции и его органов по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов.
30. Раскройте понятие и задачи прокуратуры. Опишите систему органов прокуратуры.
31. Охарактеризуйте отрасли прокурорского надзора.
32. Охарактеризуйте формы прокурорского реагирования на нарушения законности.
33. Охарактеризуйте дисциплинарную ответственность прокурорских работников.
34. Раскройте понятие протеста – как формы реагирования прокурора на нарушения законности.
35. Раскройте понятие представления – как формы реагирования прокурорского надзора на нарушения законности.
36. Раскройте понятие постановления – как формы реагирования прокурорского надзора на нарушения законности.
37. Раскройте понятие предписания – как формы реагирования прокурорского надзора.
38. Раскройте понятие официального предупреждения – как формы реагирования прокурорского надзора.
39. Раскройте понятие задачи и формы предварительного расследования преступлений.
40. Назовите задачи органов предварительного следствия и органов дознания.
41. Охарактеризуйте состав и компетенцию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
42. Охарактеризуйте компетенцию Национального центрального бюро Интерпола в Республике Беларусь.
43. Раскройте понятие и задачи адвокатуры. Охарактеризуйте правовой статус адвоката.
44. Назовите виды юридической помощи, оказываемые адвокатами.
45. Охарактеризуйте условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.
46. Охарактеризуйте дисциплинарную ответственность адвокатов.
47. Проанализируйте взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции.
48. Раскройте понятие и сущность нотариата. Классифицируйте виды нотариальных действий.
49. Назовите задачи юридической службы организаций. Охарактеризуйте порядок выдачи лицензий на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг.
50. Охарактеризуйте юстицию зарубежных государств.