Специальности 2-24 01 02 «Правоведение»

СУДОУСТРОЙСТВО

Методические рекомендации и задания домашней контрольной работы

для учащихся 1 курса заочной формы получения образования

Специальности 2-24 01 02 «Правоведение»

Составлены на основании учебной программы, утвержденной директором колледжа 30.12.2016 г.

Пояснительная записка

Целью изучения дисциплины «Судоустройство» является усвоение учащимися основных положений организации судебной власти в государстве. Знания, касающиеся суда, прокуратуры, адвокатуры, органов предварительного расследования преступлений, являются базовыми при изучении таких юридических учебных дисциплин как «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Хозяйственный процесс», «Административное право», «Уголовное право».

В результате изучения данной дисциплины, учащиеся должны знать на уровне представления:

- основные этапы становления и развития судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов предварительного расследования, адвокатуры и нотариата в Беларуси;

- понятие и формы органов судейского сообщества (самоуправления);

- понятие и назначение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества, органы, осуществляющие данную деятельность, их компетенцию;

- принципы организации и основные направления деятельности прокуратуры, систему и структуру органов прокуратуры;

- систему, структуру и компетенцию органов предварительного следствия и дознания;

- принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности, организационные формы осуществления адвокатской деятельности, органы адвокатского самоуправления;

знать на уровне понимания:

- понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов;

- понятие и назначение судебной власти, ее свойства, место в системе разделения властей;

- понятие судебной системы, ее звеньев и судебных инстанций, принципы построения судебной системы;

- виды судов, их компетенцию;

- основные принципы правового статуса судьи, права и обязанности судей, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи;

- понятие народных заседателей, требования, предъявляемые к народным заседателям;

- права и обязанности секретаря судебного заседания (секретаря судебного заседания – помощника судьи);

- понятие министерства юстиции, систему и структуру Министерства юстиции Республики Беларусь;

- понятие и систему органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов;

- понятие судебного исполнителя, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судебного исполнителя, права, обязанности и ответственность судебных исполнителей;

- понятие прокуратуры, задачи прокуратуры в Республике Беларусь;

- понятие и задачи органов предварительного следствия и дознания;

- систему органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности;

- понятие адвокатуры и адвокатской деятельности, основные задачи адвокатуры, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами;

- права и обязанности адвокатов, помощников адвокатов, условия и порядок допуска к адвокатской деятельности;

- понятие нотариата и нотариальной деятельности, основные принципы нотариальной деятельности в Республике Беларусь;

- права и обязанности нотариусов, требования, предъявляемые к лицу, претендующему на приобретение статуса нотариуса;

должны уметь:

- анализировать законодательство в сфере судоустройства и практику его применения в Республике Беларусь;

- грамотно излагать свои суждения применительно к теоретическим положениям судоустройства, обосновывая их ссылками на соответствующие нормативные правовые акты;

- пользоваться специальной юридической терминологией в профессиональной деятельности.

При подготовке к занятиям учащемуся необходимо изучить вопросы к теме и теоретический материал к каждой теме. При изучении теоретического материала обязательно использование нормативных актов. Вопросы для самоконтроля позволяют учащемуся самостоятельно проверить знания и применить их при решении практических ситуаций.

Домашняя контрольная работа представляет собой самостоятельно выполненную учащимися письменную работу, которая определяет степень овладения им теоретических знаний в области курса «Судоустройство» и его способность к применению полученных знаний для решения как типовых, так и проблемных практических ситуаций. При выполнении домашней контрольной работы, кроме материала, представленного в данном методическом пособии необходимо использовать дополнительную литературу.

Приводя в работе высказывания отдельных авторов, необходимо указать фамилию и инициалы автора, точное наименование произведения, место издания, наименование издательства и год издания. Не допускается сплошное переписывание используемых источников. Задания должны выполняться самостоятельно.

Объем работы – примерно 20-25 страниц ученической тетради. Страницы в тетради следует нумеровать и оставлять поле для возможных замечаний преподавателя.

В конце работы указывается перечень использованной литературы, ставится дата и личная подпись. Необходимо оставить страницу для рецензии преподавателя.

Учащиеся, получившие ДКР после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний и рекомендаций доработать отдельные вопросы.

Не зачтенная контрольная работа выполняется повторно учащимся, без переписывания правильно выполненной части задания, и сдается вторично на проверку.

Вариант домашней контрольной работы определяется по двум последним цифрам книжки успеваемости или договора (шифр учащегося).

2. Тематический план

  Раздел, тема Количество учебных часов Время на самостоя-тельную работу учащихся (часов)
всего в том числе
для дневной формы для заочной формы на обзор-ные занятия на практи-ческие занятия
Ведение.    
Тема 1. Судебная власть и правосудие  
Тема 2. Конституционные основы (принципы) судебной власти      
Тема 3. Правовой статус судей, народных заседателей      
Тема 4. Судебная система (общие положения)      
Тема 5. Действующая судебная система Республики Беларусь
Тема 6. Органы судейского самоуправления. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов      
Тема 7. Министерство юстиции и его органы на местах      
Тема 8. Прокуратура  
Тема 9. Органы предварительного расследования      
Тема 10. Адвокатура      
Тема 11. Юридическая служба организаций. Оказание юридических услуг по лицензиям      
Тема 12. Нотариат      
Тема 13. Юстиция зарубежных государств      
Итого

3. Методические рекомендации по изучению разделов, тем

Введение

Учебный курс «Судоустройство» ставит своей целью дать учащимся необходимые знания о сущности и назначении судебной власти, о действующей судебной системе Республики Беларусь, о задачах, организации и полномочиях суда и правоохранительных органов.

Учащиеся получат четкие представления о целях и задачах дисциплины, источниках регулирования, определят взаимосвязь с другими дисциплинами, ее значении в системе подготовки специалиста.

Тема 7. Министерство юстиции и его органы на местах

При изучении данной темы учащиеся должны описывать направления деятельности и полномочия Министерства юстиции, его структуру.

Тема 8. Прокуратура

В результате изучения данной темы учащиеся должны раскрывать задачи, цели, направления деятельности, систему и структуру органов прокуратуры. Излагать порядок назначения прокуроров, освобождения их от должности.

Тема 9. Органы предварительного расследования

В результате изучения данной темы учащиеся должны раскрывать задачи, компетенцию, систему и структуру органов предварительного расследования, органов дознания, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Высказывать общее суждение о целях и задачах Национального Центрального бюро Интерпола в Республике Беларусь.

Тема 10. Адвокатура

При изучении данной темы учащиеся должны излагать цели и задачи адвокатуры, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами, права и обязанности адвокатов, условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.

Тема 12. Нотариат

В результате изучения данной темы учащиеся должны излагать цели и задачи, организационные формы деятельности нотариата, объяснять порядок допуска к нотариальной деятельности, описывать виды деятельности, права и обязанности нотариусов.

Варианты заданий для домашних контрольных работ

Вариант 1

1. Раскройте предмет, систему и значение курса «Судоустройство». Изложите и охарактеризуйте правовые источники курса «Судоустройство».

2. Раскройте порядок ведения и организации правовой работы юридической службой. Опишите виды юридических услуг.

3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы районных (городских) судов.

Вариант 2

1. Раскройте понятие, признаки и основные направления правоохранительной деятельности государства. Охарактеризуйте органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

2. Изложите основные этапы развития адвокатуры в Республике Беларусь. Проанализируйте взаимоотношение адвокатуры с Министерством юстиции.

3. Охарактеризуйте полномочия председателей районных (городских) и областных (Минского городского) судов.

Вариант 3

1. Раскройте предмет, систему и значение курса «Судоустройство». Изложите концепцию судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.

2. Раскройте понятие и организацию нотариата. Изложите компетенцию.

3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы областных (Минского городского) судов.

Вариант 4

1. Раскройте понятие судебной власти, изложите ее свойства. Охарактеризуйте символы судебной власти.

2. Охарактеризуйте юстицию Российской Федерации.

3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Верховного Суда Республики Беларусь.

Вариант 5

1. Раскройте понятие «легитимность», изложите ее уровни. Охарактеризуйте типы легитимности.

2. Охарактеризуйте юстицию Украины.

3. Охарактеризуйте полномочия председателя Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителей.

Вариант 6

1. Раскройте понятие и свойства судебной власти. Раскройте понятие «легитимность», опишите типы легитимности.

2. Охарактеризуйте юстицию Великобритании.

3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь.

Вариант 7

1. Раскройте понятие «правосудие». Охарактеризуйте его виды.

2. Охарактеризуйте юстицию Французской Республики.

3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Президиума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.

Вариант 8

1. Раскройте понятие, систему и значение конституционных принципов судебной власти. Охарактеризуйте принципы.

2. Охарактеризуйте юстицию Федеративной Республики Германия.

3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Пленума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.

Вариант 9

1. Раскройте понятие правового статуса судей. Изложите требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей.

2. Охарактеризуйте юстицию Соединенных Штатов Америки.

3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы экономических судов областей (г. Минска).

Вариант 10

1. Раскройте порядок аттестации судей. Изложите основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

2. Охарактеризуйте юстицию Республики Польша.

3. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок формирования Конституционного Суда.

Вариант 11

1. Изложите порядок приостановления, возобновления и прекращения полномочий судей.

2. Раскройте понятие и задачи предварительного расследования преступлений.

3. Раскройте предмет, систему и значение курса «Судоустройство». Изложите и охарактеризуйте правовые источники курса «Судоустройство».

Вариант 12

1. Охарактеризуйте правовой статус народных заседателей.

2. Раскройте понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов.

3. Раскройте понятие, признаки и основные направления правоохранительной деятельности государства. Охарактеризуйте органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

Вариант 13

1. Раскройте понятие судебной системы, ее звена и инстанции. Изложите принципы построения судебной системы.

2. Опишите систему и структуру Министерства юстиции Республики Беларусь. Изложите его компетенцию.

3. Раскройте предмет, систему и значение курса «Судоустройство». Изложите концепцию судебно-правовой реформы в Республике Беларусь.

Вариант 14

1. Изложите признаки, характеризующие суды 1-ой инстанции, кассационной, надзорной и апелляционной в судебной системе судов общей юрисдикции.

2. Изложите понятие прокуратуры историю ее развития в Республике Беларусь. Изложите задачи и направления деятельности прокуратуры.

3. Раскройте понятие судебной власти, изложите ее свойства. Охарактеризуйте символы судебной власти.

Вариант 15

1. Опишите порядок становления и развития судебной системы в Республике Беларусь. Изложите общую характеристику действующей судебной системы.

2. Изложите задачи и направления деятельности прокуратуры. Опишите систему и структуру органов прокуратуры.

3. Раскройте понятие «легитимность», изложите ее уровни. Охарактеризуйте типы легитимности.

Вариант 16

1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы районных (городских) судов.

2. Опишите систему и структуру органов прокуратуры. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности прокуратуры.

3. Раскройте понятие и свойства судебной власти. Раскройте понятие «легитимность», опишите типы легитимности.

Вариант 17

1. Охарактеризуйте полномочия председателей районных (городских) и областных (Минского городского) судов.

2. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности прокуратуры. Опишите формы прокурорского реагирования на нарушения законности.

3. Раскройте понятие «правосудие». Охарактеризуйте его виды.

Вариант 18

1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы областных (Минского городского) судов.

2. Изложите понятие прокуратуры историю ее развития в Республике Беларусь. Охарактеризуйте меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников.

3. Раскройте понятие, систему и значение конституционных принципов судебной власти. Охарактеризуйте принципы.

Вариант 19

1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Верховного Суда Республики Беларусь.

2. Охарактеризуйте отрасли прокурорского надзора и формы прокурорского реагирования на нарушения законности.

3. Раскройте понятие правового статуса судей. Изложите требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей.

Вариант 20

1. Охарактеризуйте полномочия председателя Верховного Суда Республики Беларусь и его заместителей.

2. Охарактеризуйте органы предварительно следствия. Изложите их компетенцию.

3. Раскройте порядок аттестации судей. Изложите основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Вариант 21

1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь.

2. Раскройте понятие и задачи адвокатуры. Изложите меры поощрения и дисциплинарной ответственности адвокатов.

3. Раскройте понятие органов судейского сообщества. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы съезда судей и Республиканского совета судей.

Вариант 22

1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Пленума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.

2. Охарактеризуйте органы дознания. Изложите их компетенцию.

3. Раскройте понятие органов судейского сообщества. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы конференций судей и квалификационных коллегий судей.

Вариант 23

1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Президиума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь.

2. Охарактеризуйте органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Изложите их компетенцию. Перечислите оперативно-розыскные мероприятия.

3. Охарактеризуйте юстицию Соединенных Штатов Америки.

Вариант 24

Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы экономических судов областей (г. Минска).

Изложите историю учреждения Интерпола. Охарактеризуйте компетенцию Национального центрального бюро Интерпола в Республике Беларусь.

Охарактеризуйте юстицию Великобритании.

Вариант 25

1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок формирования Конституционного Суда.

2. Раскройте понятие и задачи адвокатуры. Изложите основные этапы развития адвокатуры в Республике Беларусь.

3. Изложите понятие прокуратуры историю ее развития в Республике Беларусь. Раскройте задачи и направления деятельности прокуратуры.

Вариант 26

1. Охарактеризуйте полномочия председателя Конституционного Суда.

2. Охарактеризуйте правовой статус адвоката. Опишите условия и порядок допуск к адвокатской деятельности.

3. Изложите задачи и направления деятельности прокуратуры. Опишите систему и структуру органов прокуратуры.

Вариант 27

1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Международного арбитражного (третейского) суда, Экономического суда Содружества Независимых государств, суда Евразийского экономического сообщества.

2. Изложите виды юридической помощи, оказываемые адвокатами. Охарактеризуйте условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.

3. Опишите систему и структуру органов прокуратуры. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности прокуратуры.

Вариант 28

1. Раскройте понятие органов судейского сообщества. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы съезда судей и Республиканского совета судей.

2. Опишите органы адвокатского самоуправления. Изложите их компетенцию.

3. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности прокуратуры. Опишите формы прокурорского реагирования на нарушения законности.

Вариант 29

1. Раскройте понятие органов судейского сообщества. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы конференций судей и квалификационных коллегий судей.

2. Охарактеризуйте правовой статус адвоката. Изложите порядок приостановления и прекращения адвокатской деятельности.

3. Изложите понятие прокуратуры историю ее развития в Республике Беларусь. Охарактеризуйте меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников.

Вариант 30

1. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы органов судейского сообщества.

2. Изложите порядок приостановления и прекращения адвокатской деятельности. Опишите порядок регулирования и оплаты труда адвокатов.

3. Охарактеризуйте отрасли прокурорского надзора и формы прокурорского реагирования на нарушения законности.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте правоохранительную функцию государства. Раскройте предмет курса «Судоустройство».

2. Перечислите и охарактеризуйте функции правоохранительных органов. Назовите задачи правоохранительных органов.

3. Раскройте понятие источников курса «Судоустройство», изложите их классификацию.

4. Раскройте понятие «судебная власть». Раскройте понятие «легитимность судебной власти».

5. Раскройте понятие и назовите виды правосудия. Охарактеризуйте символы судебной власти.

6. Перечислите и охарактеризуйте принципы судебной власти.

7. Раскройте понятие «правовой статус судей».

8. Назовите задачи и охарактеризуйте виды квалификационной аттестации судей.

9. Охарактеризуйте порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Назовите виды дисциплинарных взысканий, применяемых к судьям.

10. Охарактеризуйте статус народных заседателей.

11. Раскройте понятие «судебная система». Охарактеризуйте звенья судебной системы.

12. Опишите судебные инстанции. Перечислите признаки, характеризующие суды первой инстанции, в судебной системе судов общей юрисдикции.

13. Перечислите признаки, характеризующие суд кассационной инстанции, в судебной системе судов общей юрисдикции.

14. Перечислите признаки, характеризующие суд надзорной инстанции, в судебной системе судов общей юрисдикции.

15. Охарактеризуйте принципы построения судебных систем. Охарактеризуйте виды судов.

16. Назовите основные этапы становления и развития судебной системы в Республике Беларусь.

17. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы районных (городских) судов.

18. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы областных (Минского городского) судов.

19. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Верховного Суда Республики Беларусь.

20. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы экономических судов областей (г. Минска).

21. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок формирования Конституционного суда.

22. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Международного арбитражного (третейского) суда.

23. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Экономического суда Содружества Независимых государств.

24. Раскройте понятие органов судейского сообщества.

25. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Съезда судей Республики Беларусь

26. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Республиканского совета судей.

27. Охарактеризуйте состав, компетенцию и порядок работы Конференций судей.

28. Раскройте понятие организационного обеспечения деятельности судов.

29. Проанализируйте роль Министерства юстиции и его органов по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

30. Раскройте понятие и задачи прокуратуры. Опишите систему органов прокуратуры.

31. Охарактеризуйте отрасли прокурорского надзора.

32. Охарактеризуйте формы прокурорского реагирования на нарушения законности.

33. Охарактеризуйте дисциплинарную ответственность прокурорских работников.

34. Раскройте понятие протеста – как формы реагирования прокурора на нарушения законности.

35. Раскройте понятие представления – как формы реагирования прокурорского надзора на нарушения законности.

36. Раскройте понятие постановления – как формы реагирования прокурорского надзора на нарушения законности.

37. Раскройте понятие предписания – как формы реагирования прокурорского надзора.

38. Раскройте понятие официального предупреждения – как формы реагирования прокурорского надзора.

39. Раскройте понятие задачи и формы предварительного расследования преступлений.

40. Назовите задачи органов предварительного следствия и органов дознания.

41. Охарактеризуйте состав и компетенцию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

42. Охарактеризуйте компетенцию Национального центрального бюро Интерпола в Республике Беларусь.

43. Раскройте понятие и задачи адвокатуры. Охарактеризуйте правовой статус адвоката.

44. Назовите виды юридической помощи, оказываемые адвокатами.

45. Охарактеризуйте условия и порядок допуска к адвокатской деятельности.

46. Охарактеризуйте дисциплинарную ответственность адвокатов.

47. Проанализируйте взаимоотношения адвокатуры с Министерством юстиции.

48. Раскройте понятие и сущность нотариата. Классифицируйте виды нотариальных действий.

49. Назовите задачи юридической службы организаций. Охарактеризуйте порядок выдачи лицензий на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг.

50. Охарактеризуйте юстицию зарубежных государств.

Нормативные акты

1.Конституция Республики Беларусь, 1994, с изм. и доп. от 24.11.1996; от 17.10.2004, Минск, 2004.

2.Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 29.06.2006, с изменениями и дополнениями, 2017.

3.Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 08.05.2007, №220-З, с изм. и доп. от 18.07.2016.

4.Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» от 30.12.2011, №334-З, с изм. и доп. от 2016.

5.Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18.07.2004, №305-З, с изм. и доп. от 05.01.2016.

Основная литература

СУДОУСТРОЙСТВО

Методические рекомендации и задания домашней контрольной работы

для учащихся 1 курса заочной формы получения образования

специальности 2-24 01 02 «Правоведение»

Составлены на основании учебной программы, утвержденной директором колледжа 30.12.2016 г.

Пояснительная записка

Целью изучения дисциплины «Судоустройство» является усвоение учащимися основных положений организации судебной власти в государстве. Знания, касающиеся суда, прокуратуры, адвокатуры, органов предварительного расследования преступлений, являются базовыми при изучении таких юридических учебных дисциплин как «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Хозяйственный процесс», «Административное право», «Уголовное право».

В результате изучения данной дисциплины, учащиеся должны знать на уровне представления:

- основные этапы становления и развития судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов предварительного расследования, адвокатуры и нотариата в Беларуси;

- понятие и формы органов судейского сообщества (самоуправления);

- понятие и назначение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов и органов судейского сообщества, органы, осуществляющие данную деятельность, их компетенцию;

- принципы организации и основные направления деятельности прокуратуры, систему и структуру органов прокуратуры;

- систему, структуру и компетенцию органов предварительного следствия и дознания;

- принципы организации адвокатуры и адвокатской деятельности, организационные формы осуществления адвокатской деятельности, органы адвокатского самоуправления;

знать на уровне понимания:

- понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов;

- понятие и назначение судебной власти, ее свойства, место в системе разделения властей;

- понятие судебной системы, ее звеньев и судебных инстанций, принципы построения судебной системы;

- виды судов, их компетенцию;

- основные принципы правового статуса судьи, права и обязанности судей, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи;

- понятие народных заседателей, требования, предъявляемые к народным заседателям;

- права и обязанности секретаря судебного заседания (секретаря судебного заседания – помощника судьи);

- понятие министерства юстиции, систему и структуру Министерства юстиции Республики Беларусь;

- понятие и систему органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов;

- понятие судебного исполнителя, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судебного исполнителя, права, обязанности и ответственность судебных исполнителей;

- понятие прокуратуры, задачи прокуратуры в Республике Беларусь;

- понятие и задачи органов предварительного следствия и дознания;

- систему органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности;

- понятие адвокатуры и адвокатской деятельности, основные задачи адвокатуры, виды юридической помощи, оказываемой адвокатами;

- права и обязанности адвокатов, помощников адвокатов, условия и порядок допуска к адвокатской деятельности;

- понятие нотариата и нотариальной деятельности, основные принципы нотариальной деятельности в Республике Беларусь;

- права и обязанности нотариусов, требования, предъявляемые к лицу, претендующему на приобретение статуса нотариуса;

должны уметь:

- анализировать законодательство в сфере судоустройства и практику его применения в Республике Беларусь;

- грамотно излагать свои суждения применительно к теоретическим положениям судоустройства, обосновывая их ссылками на соответствующие нормативные правовые акты;

- пользоваться специальной юридической терминологией в профессиональной деятельности.

При подготовке к занятиям учащемуся необходимо изучить вопросы к теме и теоретический материал к каждой теме. При изучении теоретического материала обязательно использование нормативных актов. Вопросы для самоконтроля позволяют учащемуся самостоятельно проверить знания и применить их при решении практических ситуаций.

Домашняя контрольная работа представляет собой самостоятельно выполненную учащимися письменную работу, которая определяет степень овладения им теоретических знаний в области курса «Судоустройство» и его способность к применению полученных знаний для решения как типовых, так и проблемных практических ситуаций. При выполнении домашней контрольной работы, кроме материала, представленного в данном методическом пособии необходимо использовать дополнительную литературу.

Приводя в работе высказывания отдельных авторов, необходимо указать фамилию и инициалы автора, точное наименование произведения, место издания, наименование издательства и год издания. Не допускается сплошное переписывание используемых источников. Задания должны выполняться самостоятельно.

Объем работы – примерно 20-25 страниц ученической тетради. Страницы в тетради следует нумеровать и оставлять поле для возможных замечаний преподавателя.

В конце работы указывается перечень использованной литературы, ставится дата и личная подпись. Необходимо оставить страницу для рецензии преподавателя.

Учащиеся, получившие ДКР после проверки, должны внимательно ознакомиться с рецензией и с учетом замечаний и рекомендаций доработать отдельные вопросы.

Не зачтенная контрольная работа выполняется повторно учащимся, без переписывания правильно выполненной части задания, и сдается вторично на проверку.

Вариант домашней контрольной работы определяется по двум последним цифрам книжки успеваемости или договора (шифр учащегося).

2. Тематический план

  Раздел, тема Количество учебных часов Время на самостоя-тельную работу учащихся (часов)
всего в том числе
для дневной формы для заочной формы на обзор-ные занятия на практи-ческие занятия
Ведение.    
Тема 1. Судебная власть и правосудие  
Тема 2. Конституционные основы (принципы) судебной власти      
Тема 3. Правовой статус судей, народных заседателей      
Тема 4. Судебная система (общие положения)      
Тема 5. Действующая судебная система Республики Беларусь
Тема 6. Органы судейского самоуправления. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов      
Тема 7. Министерство юстиции и его органы на местах      
Тема 8. Прокуратура  
Тема 9. Органы предварительного расследования      
Тема 10. Адвокатура      
Тема 11. Юридическая служба организаций. Оказание юридических услуг по лицензиям      
Тема 12. Нотариат      
Тема 13. Юстиция зарубежных государств      
Итого

3. Методические рекомендации по изучению разделов, тем

Введение

Учебный курс «Судоустройство» ставит своей целью дать учащимся необходимые знания о сущности и назначении судебной власти, о действующей судебной системе Республики Беларусь, о задачах, организации и полномочиях суда и правоохранительных органов.

Учащиеся получат четкие представления о целях и задачах дисциплины, источниках регулирования, определят взаимосвязь с другими дисциплинами, ее значении в системе подготовки специалиста.

Наши рекомендации