Тема 7. ГОРОДСКОЕ ПРАВО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
1. Возникновение средневековых городов их историческое значение.
2. Коммунальные движения в X–XIII вв.
3. Общественный строй и организация городского самоуправления в городах Западной Европы.
4. Источники и основные черты городского права.
Темы докладов
1. Города-государства Италии.
2. Жизнь и быт горожан в средние века.
3. Борьба городов с феодальными сеньорами.
Методические рекомендации
1 вопрос.Возникновение городов и бюргерства были частью процесса генезиса феодальной формации. Градообразование происходило двумя путями: трансформацией, с одной стороны, античных городов и, с другой, новых, варварских по происхождению поселений. Раньше всего, в IX в., средневековые города сложились в Италии и в Византии, в Х в. – на юге Франции и по Рейну, в XI–XII вв. – во всей Европе.
Город был носителем динамичного начала, он способствовал расцвету феодальной формации. В социально-экономическом отношении город был средоточием товарных ремесел, наемного труда, товарного обмена, денежных операций, внутренних и внешних связей. В условиях средневекового общества с господствующим натуральным хозяйством, сепаратизмом и местной замкнутостью, догматическим мышлением, личной несвободой одних и всевластием других город явился носителем качественно новых, прогрессивных элементов: личной свободы, особых типов собственности, управления и права, связи с центральной властью, светской культуры. Он стал колыбелью понятия гражданства. Именно в городе в XV–XVI вв. зарождаются капиталистические отношения.
Горожане в массе своей были лично свободными. Постепенно сложившись в особое сословие феодального общества, горожане заняли важное место в его иерархии и активно воздействовали на эволюцию государства.
В городе размещались резиденции королей, епископов и других господ, опорные пункты дорожной сети, административной, фискальной, воинской служб, центры епархий, соборы и монастыри, школы и университеты. Таким образом, город был политико-административным и культурным центром.
2 вопрос.В X–XI вв. города в подавляющем большинстве попали под прямую власть сеньоров: епископов, герцогов, королей. Воля сеньора предопределяла наличие особых прав, привилегий горожан и их подсудность. На волне расцвета городской жизни в X–XIII вв. по всей Европе горожане начали борьбу с феодальными сеньорами. Первоначально эта борьба должна была решить экономические задачи: освободиться от наиболее тяжких форм сеньориальной зависимости, получить рыночные привилегии. Но она переросла в политическую борьбу – за городское самоуправление и правовую организацию – коммунальное движение.
Методы борьбы были разными: это мог быть выкуп прав или вооруженная борьба. В результате сеньоры предоставляли городам отдельные вольности и привилегии, закрепленные в особых хартиях. Первые хартии предоставляются городам с конца XI в. во Франции, в Германии – на рубеже XI-XII вв. Отсутствие сильной центральной власти позволяло самым развитым, богатым и населенным городам добиваться наиболее полных свобод. Вольности городов имели феодальную форму и приобретались в индивидуальном порядке.
Ряд городов превратился в коммуны – самостоятельные общины с особыми правами своих жителей, своей администрацией и судебной организацией (Северная и Средняя Италия, Южная Франция, Германия). Некоторые коммуны Италии (Генуя, Венеция, Флоренция) стали фактически городами-государствами, ряд германских городов (Любек, Гамбург, Бремен и др.) – городскими республиками.
В странах с относительно сильной центральной властью даже богатые и сильные города не смогли добиться права коммуны. Хотя они имели выборные органы, их деятельность контролировалась чиновниками короля (Париж, Орлеан, Лондон, Прага и др.). Многие мелкие и средние города по всему континенту не получали привилегий, иногда не имели самоуправления.
Одним из результатов коммунального движения было общее освобождение горожан от личной зависимости. В ходе коммунального движения окончательно сложился городской строй и городское сословие.
3 вопрос.В социальной и политико-правовой сфере сословие горожан занимало промежуточное положение между сословиями светских и духовных феодалов и феодально-зависимым крестьянством. Горожане пользовались рядом привилегий: личной свободой, особым (городским) держанием, подсудностью городскому суду, подвластностью городскому управлению, правообязанностью участвовать в городском ополчении и самообложении; горожане ряда стран участвовали в сословно-представительных учреждениях. В тоже время сословие горожан оставалось неравноправным по отношению к высшим сословиям, оно несло государственное тягло и считалось «неблагородным».
Полноправными, т.е. бюргерами, были только те жители городов, которые получили по наследству либо приобрели городское гражданство, пользовались всей полнотой городских привилегий. Бюргерство не было единым. Из его среды выделилась привилегированная прослойка нобилей – городской аристократии, патрициата; полноправных бюргеров и городского плебса. Патриции держали в своих руках администрацию, суд, финансы, налогообложение, оборону, строительство города, используя эти функции в своих интересах.
В эпоху феодализма в городах сформировались институты общественного самоуправления. Это было связано с сословным и политическим обособлением горожан от других классов феодального общества и с превращением городов в особые общественные организмы. Наиболее развитые формы городское самоуправление получило в Германии, Франции, Испании. В Италии самоуправление большинства городов превратилось в автономию, и даже особые города-государства.
В XI–XII вв. после освобождения от власти сеньора в городах-коммунах образуются учреждения самоуправления. Внутреннее городское управление в странах Западной Европы в начале средних веков воспроизводило основные институты античного Рима. В городах существовали совещательные советы из местной аристократии, городского патрициата и избираемые консулы, обладавшие исполнительной властью. В итальянских городах советы часто назывались сенатами. Иногда создавался особый городской суд.
К XIII в. основным органом управления становится городской совет (магистрат). Председателем городского совета был бургомистр (во Франции и Англии – мэр). Правом избирать пользовались городские собственники и цеховые мастера, гильдии. Пассивным избирательным правом располагал еще более узкий круг горожан.
Городские советы имели право на собственный налог на городские нужды, они заводили печати, а некоторые германские города чеканили свою монету, устанавливали герб. Крупнейшие города, прежде всего, в Германии, становились автономными. Они образовывали особые политические союзы (Ганзейский, Рейнский, Швабский).
В городах также сложилось самоуправление сословно-профессиональных организаций – гильдии купцов, ремесленников, крестьян, занимавшихся торговлей. Гильдии представляли собой объединения по профессиональной, а не территориальной принадлежности. Все члены гильдии были равны. Собрание гильдии управляло делами общины, выбирало старшину.
Цехи объединяли ремесленников и других профессионалов по их местожительству и защищали интересы лиц определенной профессии. Цех не был общиной равных. Здесь различалось положение мастеров, подмастерьев и прочих работников. Только мастера были полноправными членами цеха и городской общины. Собрание мастеров обладало высшей распорядительной, административной, а иногда даже судебной властью в отношении своих членов.
В XIV–XV вв. в рамках цеховой организации образовались внутренние союзы подмастерьев для защиты от мастеров. Они решали некоторые трудовые и социальные вопросы.
Еще одним вариантом профессионального самоуправления было самоуправление университетов. Они освобождались от налогов и имели собственную юрисдикцию. Студентам необходимо самостоятельно разобраться в вопросе об организации самоуправления университетов.
4 вопрос.Организация и полномочия городского управления фиксировались правовыми актами. Формируется городское право, по которому жили все члены городской общины. Право было строго сословным. Городские органы самоуправления сами вырабатывали правила и уставы городской юстиции и всей жизни города. Наибольшую известность получили системы Любекского и Магдебургского права. Городское право было почти полностью светским правом, свободным от влияния канонического, а также оно было исключительно писаным правом, зафиксированным в записях судебных решений или в особых кодексах.
Город в городском праве фигурировал как особый политический и юридический организм, а горожане были особой корпорацией, наделенной отличающими их от остальных жителей правами и обязанностями. В этом смысле городское право было ответвлением феодального по своим принципам права. В публично-правовом отношении оно исходило из принципа господства и верховенства городского совета. Горожане в целом не располагали правосубъектностью.
Статус горожанина отличался от статуса жителя города. Только горожанин мог пользоваться городским правом, при наличии соответствующих цензов – избирать и быть избранным в городские органы управления. Горожанин был свободным человеком. Действовало правило: «Городской воздух делает человека свободным». Однако горожанин должен был выполнять определенные обязанности. Город выступал в качестве «коллективного сеньора» в отношении горожан.
Городское право установило особые судебно-нотариальные полномочия магистрата: регистрацию сделок с недвижимостью, хранение книг, удостоверяющих разные юридические факты (наследственные, долговые, гражданские записи).
Городское право регулировало торговлю, мореплавание, деятельность ремесленников и их корпораций, содержало разделы о правах бюргеров, об условиях найма, кредита и аренды, о городском управлении и судопроизводстве, ополчении, бытовых распорядках. Городская юрисдикция распространялась на пригород (субурбий, контадо) шириной 1-3 мили.
Студентам необходимо самостоятельно разобраться в особенностях имущественных и уголовно-правовых отношений горожан.
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Вопросы к зачету
Для дневного отделения
1. Право родового общества.
2. Общественный строй древневосточных государств.
3. Государственный строй древневосточных государств.
4. Египетское право. Древнекитайское право.
5. Древнееврейское право.
6. Древнеиндийское право. Брачно-семейные отношения по Законам Ману.
7. Древневавилонское право. Брачно-семейные отношения по Судебнику Хаммурапи.
8. Преступления и наказания по Судебнику Хаммурапи и Законам Ману.
9. Основные закономерности и локальные особенности государствообразования в античном мире.
10. Афинская республика. Основные черты афинского права.
11. Государственный механизм Римской республики.
12. Государственные институты и учреждения Римской империи.
13. Основные этапы развития римского права.
14. Развитие политической системы феодального общества.
15. Раннефеодальное государство франков.
16. Салическая правда – памятник раннефеодального права.
17. Феодальное государство Франции.
18. Феодальное государство Англии.
19. Феодальное государство Германии.
20. Сословно-представительная монархия в странах Западной Европы.
21. Абсолютная монархия в странах Западной Европы
22. Источники и система феодального права Франции и Германии. Рецепция римского права в средние века.
23. Английское право в период средневековья.
24. Судоустройство и судопроизводство в феодальной Европе.
25. Основные институты феодального права Англии, Франции и Германии.
26. Великая хартия вольностей в Англии 1215 г. Общая характеристика.
27. «Каролина» 1532 г. Общая характеристика.
28. Общественный строй и организация городского самоуправления в средние века. Городское право.
29. Католическая церковь в средние века. Каноническое право.
30. Мусульманское право.
31. Средневековое государство Византии.
32. Османская империя в XI–XVII вв.
33. Феодальное государство и право Китая и Японии.