Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе

Как считает В.Л. Васильев, изучение личности осужденного к момен­ту его освобождения из ИТУ имеет большое значение для решения вопросов борьбы с рецидивной преступностью*. С ним нельзя не со­гласиться. С этой проблемой тесно связана проблема адаптации осво­божденного к условиям нормального существования в обычной соци­альной среде на свободе. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие из ИТУ, вновь совершают преступления. И здесь встает проблема доказательства исправления человека, которая не менее акту­альна, чем проблема доказательства виновности.

_____________________________________________________________________________

*См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 452.

Обобщение опыта деятельности ИТУ убеждает в необходимости про­ведения специальной работы по психологической подготовке осужден­ных к жизни в новых условиях. Психологическая подготовка выступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления и пере­воспитания осужденных. Эта подготовка осужденных заключается в ак­тивизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состоя­ний, в формировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. С помощью таких целенаправленных психических воздействий у осужденного складывается психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает быстрое включение его в новую социаль­ную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Вызвана психологическая подготовка и тем, что человек, попадая в новые условия жизни и социальную среду, встречается со специфичес­кими трудностями, к преодолению которых он не всегда готов. Для осужденных такая встреча часто бывает неожиданной и вызывает реак­ции, неадекватные условиям ситуации и требованиям норм морали. Это часто усугубляется неправильным отношением окружающих к осужден­ным, что ведет к чрезмерному возбуждению или торможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает неверно оцени­вать свое поведение и поступки других людей и как следствие непра­вильно действовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертность человеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменением обстоятельств.

Следует прежде всего активизировать положительные качества лич­ности в процессе психологической подготовки осужденных к жизни в новых условиях. Можно сделать это обращением к лучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивных установок, морально-политических и правовых чувств, выражением уве­ренности, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Пси­хологическое воздействие, при котором осужденный получает информа­цию непосредственно, называется прямым. Примером этого вида воз­действия могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместный с ним анализ причин его прошлых действий и поступков. Психологическое воздействие называется косвенным, когда в процессе психопрофилактической беседы осужденный делает вывод о том, как ему поступать в том или ином случае на основе опыта других людей.

Освобождающихся из мест заключения лиц можно разделить условно на три категории: 1) лица, вполне исправившиеся в период отбытия наказания; 2) лица с дефектами воспитания; 3) лица, не исправившиеся в процессе отбытия наказания.

Процесс адаптации к условиям нормального существования в нор­мальной социальной среде после длительного срока лишения свобо­ды — сложное явление, требующее активных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошо развитого правосознания. Успех адаптации зависит от трех групп факторов. К первой группе относится личность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера, темперамент, интеллект, правосознание, мораль, нравствен­ность, этика, специальность, трудовые навыки и т. д. Ко второй — условия внешней среды, окружающей личность освобожденного: на­личие жилья, прописки, семья и взаимоотношения с ней, работа, удов­летворенность ею и взаимоотношения с трудовым коллективом, тактика работников милиции, которые осуществляют надзор. К третьей группе относятся условия, в которых осужденный ИТУ находился и которые сказываются на его поведении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структура коллектива осужденных, срок пребыва­ния в ИТУ, учеба, воспитательное воздействие администрации и т. п.

Процесс адаптации освобожденных из ИТУ завершается обычно к трем годам, а преобладающей их части — к одному году. Самое трудное время для адаптации период от 3 до 6 месяцев. Именно в это время требуется наиболее интенсивная работа по управлению процес­сом социальной адаптации освобожденных, строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой их общения. Если освобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или после трудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства или систематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития, это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекает неудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива.

Социальная адаптация считается успешной, когда социально полез­ные связи освобожденного от наказания в основных сферах жизнеде­ятельности установлены и не имеют существенных отклонений. Нор­мально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средой и другими лицами, чье поведение характеризуется как анти­общественное, не злоупотребляет алкоголем, не допускает право­нарушений.

Общественными являются миротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждение общечеловеческих норм и ценностей. Речь здесь идет не о религиозных объединениях как коллективном субъекте центра верующих и религиозных деятелей в качестве отдель­ных лиц*.

_____________________________________________________________________________

*См.: Требников В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков, 1990.

Сложный процесс ресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившего преступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчивается после его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.

* * *

Отметим, что, завершая обзор достаточно сложных и неординарных проблем юридической психологии, мы приходим к вполне определен­ному выводу, что юридическая психология, являясь прикладной отрас­лью психологии, исследует психологические аспекты эффективности правовой деятельности.

Практика показывает, что профессиональная компетенция юриста находится в прямой зависимости от его знания не только юридических дисциплин, но и проблем юридической психологии. Курс юридической психологии в вузе направлен как на повышение профессиональной компетентности юриста, так и на формирование его психологического образования.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М., 1980.

3. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в со­вершении преступления. М., 1973.

4. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихо­логия. М., 1991.

5. Асмолов Г.А. Психология личности. М., 1990.

6. Бодалев А.А. Психология личности. М., 1988.

7. Васильев В.Л. Судебная психология. Психологический прак­тикум для следователей. М., 1979

8. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1974.

9. Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991.

10. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1992.

11. Горшенин Л.Г. Анализ поведения людей и методика модели­рования предполагаемой ситуации. М., 1993.

12. Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992.

13. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1982.

14. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.

15. Жванков В.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации. М., 1993.

16. Зимин П.П., Чуфаровский Ю.В. Воспитание воли. Ташкент, 1990.

17. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993.

18. Использование специальных познаний при расследовании преступлений. Учебное пособие. Свердловск, 1978.

19. Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965.

20. Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию: ме­тодологические и теоретические проблемы. Киев, 1990.

21. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экс­пертизу. М., 1980.

22. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.

23. Личность преступника. Под ред. Кудрявцева В.Н. М., 1975.

24. Методика криминологического изучения личности несовер­шеннолетнего преступника. М., 1977.

25. Общая психология. Под ред. Петровского А.В. М., 1977.

26. Орзих М.Ф. Личность и право. М., 1975.

27. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. М., 1992.

28. Ратинов А.Р. Психологическое изучение личности преступ­ника. М.,1982.

29. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1977.

30. Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза. М., 1980.

31. Сотонин К. Очерки криминальной психологии. Казань. 1925.

32. Типология личности преступника и индивидуальное преду­преждение. М., 1979.

33. Тарарухин С.А. Преступное поведение. М., 1974.

34. Фатеев Н.М. Как провести социально-психологическое ис­следование в коллективе органа внутренних дел. М., 1993.

35. Филонов Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983.

36. Филонов Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников ор­ганов внутренних дел с различными категориями граждан. М., 1992.

37. Франк Л.М. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972.

38. Чуфаровский Ю.В. Общение: наука, культура. Ташкент, 1986.

39. Шахриманьян И.К. Психологические основы отдельных следственных действий. М., 1972.

40. Шепель В.М. Управленческая психология. М., 1984.

41. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1971.

42. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988.

Наши рекомендации