Система психических процессов

Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В этом случае кибернетики самого человека характеризует как сложную, саморегулирующую сис­тему, поддерживающую динамическое равновесие с окружающей средой. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психи­ческое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности*. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощу­щений и восприятий — с психических познавательных процессов. С них и логично начинать рассмотрение психических явлений.

_____________________________________________________________________________

* Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, М., 1957, с. 264.

Познавательная деятельность включает в себя следующие процессы:

Сенсорные (от лат. sensus - ощущение) познавательные процессы отражают отдельные свойства предметов и явлений. Психический ре­зультат этого действия называется ощущением.

Перцептивные (от лат. percipere — воспринимать) познавательные процессы отражают предметы и явления в их целостном виде. Психи­ческие образы этих предметов и явлений называются восприятием.

Мнемические (от греч. mneme — память) процессы создают образы памяти. Преобразование представлений памяти в новые образы — это процессы воображения.

Интеллектуальные (от лат. intellectus - разум), или мыслительные, процессы отражают существенные связи между явлениями.

Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувствен­ным формам познания.

Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим по­знанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании сущест­венную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) осно­вывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс.

В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздра­жителей (например, более высокая или более низкая температура).

Как правило, накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собствен­ным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особеннос­тей воспринимающего человека,

В жизни восприятие окружающих предметов представляет собой ди­намический процесс. Человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта вос­приятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном воспри­ятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводя­щей слышимый звук, и т. п.

Связаны акты человеческого восприятия также с анализом и син­тезированием впечатлений, получаемых от объекта, воспринимаемого при различной освещенности, удалении, под разными углами зрения, в различных положениях и условиях (туман, дождь, снег и т. д.). Наблю­датель получает при этом более правильное представление о его форме, цвете, размере, соотношении частей. На основе различных представле­ний от разных ракурсов восприятия все более ясным и точным делается синтетическое впечатление лучшего свидетеля, потерпевшего, подо­зреваемого и обвиняемого о наблюдаемом предмете.

Отметим, что, несмотря на то что физическое существование внеш­них объектов никак не связано с мозгом, свойства и отношения внеш­них объектов трансформируются в процессе восприятия благодаря тому, что в них участвуют основные психические процессы, содержанием которых являются эти свойства и отношения. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, отношения между которыми она отражает, а эмоция — в терминах, обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Цвет, звуки, запахи, фор­мы предметов и явлений выступают в восприятии то с большей, то с меньшей силой — в зависимости от установок, внимания личности.

Внимание может быть специально направлено на восприятие отдельной стороны вещей и явлений и этим содействовать их тонкому различению, установка же облегчает восприятие объектов. Сложность формирования материалов показаний заключается и в том, что в акт восприятия включаются имеющиеся у субъектов ранее сложившиеся представления о предметах такого рода и накопленные знания о них.

Так, предметом допроса обычно являются обстоятельства, которые имели какое-либо отношение к событию преступления. Но из этого не следует, что материал будущих показаний воспринимается изолирован­но от тех предметов и событий, которые не относятся к предмету допроса. Если бы человек каждый раз пользовался только теми сиг­налами из внешнего мира, которые в данный момент получают его органы чувств, то вряд ли была бы возможна сознательная деятельность. Умение ориентироваться в том, что происходит вокруг, понимать назна­чение воспринимаемых объектов дает человеку его жизненный опыт, в основе которого лежит память. Восприятие человеком любого пред­мета представляет собой не просто приобретение чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано с осмыс­ливанием, истолкованием увиденного, будет ли восприятие длительным или мгновенным. Проявление единства этих процессов П.М. Якобсон описывает так: «В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолковывание увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначе­ния предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рас­смотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета дела­ются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами»*. Как правило, такими ориентирами могут выступать, характер движения, особенности звука, контур предмета и т. д. Обычно люди не осознают все звенья процесса восприятия, например, характер сопоставления частей воспринимаемого объекта, оценку продолжительности процесса восприятия, взвешивание тех или иных соображений, которые приходят в голову в ходе сопоставления, и т. д. Вследствие того что они тысячи раз видели подобные явления и предметы, их различные формы, цвета, контуры, размеры, длительности, процесс восприятия и истолкования может быть сокращенным и даже мгновенным. Осмысливание и истолкование происходит более развернуто и осознанно, как бы «выходит» наружу лишь в тех случаях, когда появляются затруднения и сомнения при восприятии. В этом случае воспринимающий мысленно, иногда даже вслух рассуждает о том, что видит. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным.

_____________________________________________________________________________

* Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964, с. 11—12.

В настоящее время психология уделяет большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний различных прибо­ров и сигналов современных средств связи. При анализе наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования показа­ний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юридическая психология может использовать положения инженерной психологии. В условиях нынешнего научно-техничного прогресса нередко приходит­ся допрашивать свидетелей, потерпевших, подозреваемого и обвиняемо­го об информации, полученной через новейшие средства связи. В послед­ние годы в производстве следственных органов возникают новые кате­гории уголовных дел, связанных с авиационными и железнодорожными катастрофами, работой скоростных машин и аппаратуры. В связи с этим следственным работникам необходимо знать, какие ошибки возможны в восприятии, переработке сигналов от приборов и технических устано­вок свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми.

Важное значение для успешного исследования показаний потерпев­ших и свидетелей имеет знание основных вопросов психологии этих показаний. Дача показаний органам дознания и расследования связана с различными сторонами психической деятельности человека. Чтобы человек мог дать показания, он, конечно, должен ранее наблюдать события, интересующие органы расследования. Воспринятое им должно оформиться, сложиться в его сознании, должно быть удержано им в памяти в течение более или менее длительного промежутка времени и, наконец, должно быть изложено следователю. В каждом из этих момен­тов процесса формирования показаний свидетелей и потерпевших в си­лу самых различных причин объективного и субъективного свойства возможны ошибки, которые, безусловно, могут отразиться на достовер­ности показаний в целом. Поэтому для лучшего изучения факторов, могущих оказать влияние на достоверность показаний, остановимся на них более детально.

Один из важнейших вопросов психологии — это проблема внимания, под которым понимается направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо определенном. Известно, что на каждого из нас в каждый данный момент действуют тысячи самых разнообразных раздражителей, вызывая зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения. Од­нако не все внешние раздражения, которые действуют на наши органы чувств, доходят до нашего сознания, запечатлеваются с одинаковой яркостью. В каждый данный момент мы отчетливо воспринимаем лишь сравнительно небольшое количество предметов. В связи с этим от­метим, что внимание к одному или нескольким предметам всегда есть вместе с тем, однако, невнимание ко всем остальным. В этом смысле психологи говорят, что в явлениях внимания обнаруживается избира­тельный характер сознания. Именно потому, что человек обращает внимание на одни объекты, он тем самым отвлекается от других. В прак­тической деятельности те внешние раздражения, которые не сосредота­чивают нашего внимания, или вовсе не доходят до нашего сознания, или доходят до него очень слабо, оставляют в нем совсем незначитель­ный и легко забывающийся след.

Отметим, что направленность внимания определяется и интересом, значением определенных, конкретных фактов для данного человека. Такую личность прежде всего интересует все то, что близко связано с деятельностью, к которой он в данный момент имеет отношение, работой, которую он выполняет. Следует отметить и зависимость качес­тва восприятия от состояния органов чувств человека. У разных людей различны острота и сила зрения или слуха, впечатлительность обоня­ния, вкуса и осязания, неодинакова способность различать цвета, лока­лизовать звук, определять время и пространство.

Естественно, что известного рода физические недостатки, в частности неполноценность зрения, слуха и т. п., могут препятствовать воспри­ятию тех или иных фактов либо существенно влиять на достоверность восприятия. Однако следует заметить, что лица, обладающие тем или иным недостатком органов чувств, весьма часто и не подозревают о сво­ем недостатке.

Восприятие всякого конкретного предмета — явление сложное. Дос­таточно сложным является восприятие человека: будущий участник следствия охватывает и осмысливает не только его целостный облик и отдельные «физические» качества. Здесь в этот процесс включается также истолкование присущих ему качеств: по особенностям речи, про­изношения, по облику и поведению делается суждение о национальнос­ти, возрасте, роде занятий, характере, свойственном ему эмоциональ­ном отношении к людям. Точность восприятия социальных качеств у каждого человека может быть различной и опять-таки зависит от жизненного опыта.

Содержащиеся в устной речи людей сведения воспринимаются также благодаря взаимодействию двигательных, слуховых и зрительных ощу­щений, но в отличие от ощущений простых физических звуков они в большей степени определяются деятельностью мышления и носят смысловой характер. На практике одним из непременных условий пра­вильного формирования показаний свидетеля, потерпевшего, подо­зреваемого и обвиняемого является понимание слова. Полное понима­ние достигается тогда, когда обе стороны: и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, имеют в виду одно и то же. Непонимание одним человеком другого может происходить по многим причинам. Это зависит не толь­ко от языкового барьера, но и от индивидуальных особенностей лица, как произносящего, так и воспринимающего речь. Первый может про­износить слова невнятно, не выговаривать некоторые звуки. Второй же может иметь пониженную слуховую восприимчивость или плохо вла­деть языком, на котором идет речь. Большое внимание на восприятие могут оказывать «предвзятые мысли», например заранее сложившееся представление о том, какой смысл имеют слова и поступки говоряще­го. Безусловно, сказанное относится не только к восприятию свиде­теля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого, но и к деятельнос­ти следователя, когда он слушает рассказ последних во время допроса.

Следует отметить, что в допроцессуальной стадии формирования по­казаний фактическое восприятие предметов, людей, явлений обуслав­ливается не только наличными периферическими раздражениями ор­ганов чувств, но и всем прошлым опытом воспринимаюшего. Конечно, это существенно, так как помогает разобраться в том, какие важные моменты «накладываются» на самый обычный процесс восприятия, которые могут не осознаваться самим свидетелем, потерпевшим, подо­зреваемым и обвиняемым. Мы считаем, что полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и назначение. Это обстоятельство связано с единст­вом ощущений и мышления. Чтобы правильно оценить показания до­прашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализиро­вать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозрева­емым и обвиняемым.

В заключении этого параграфа следует отметить, что психика челове­ка развивается как результат его практического взаимодействия с внеш­ним миром. Только деятельность и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной пси­хологии теории деятельности, высшие психические процессы —ощуще­ние, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции — рассмат­риваются как особые формы действий.

Память человека

В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание являются той осно­вой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основ­ных в системе психологической подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.

Память представляет собой сложный психический процесс, включаю­щий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыс­лей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запом­нено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение за­помненного. Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.

Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непо­средственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздей­ствия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания. Память — это интегративный психический про­цесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления.

В психологии различают четыре типа памяти.

Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса обще­ния и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учеб­ной и творческой деятельности человека.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроиз­ведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа па­мяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.

Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбужде­ния и торможения соответствующих проводящих путей и нервных кле­ток. Например, следователь может очень четко представить свои дей­ствия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершен­ные им движения.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особен­ностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств.

Необходимо учитывать, что одни люди при запоминании материала пользуются преимущественно зрительными представлениями, другие — слуховыми, третьи — двигательными. Однако не следует думать, что для человека, у которого преобладают определенного вида представления, недоступны другие виды,

Различают следующие виды памяти: зрительную, слуховую, двига­тельную и смешанную. В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.

Различают также долговременную и кратковременную память. Крат­ковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долго­временная память служит для запоминания информации надолго, не­редко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложен. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы.

Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная ин­формация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее продуктивно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продук­тивным, чем произвольное.

Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие за­трагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпев­шего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.

Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Забывание — явление физиологически вполне нор­мальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновре­менно всплывала в сознании человека, то практически было бы не­возможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти лишь ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. «Дви­жение мысли, — пишет А.Н. Лук, — та нить, которая переводит необ­ходимую информацию длительной памяти в оперативную»*. Таков и ме­ханизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подо­зреваемым, обвиняемым.

_____________________________________________________________________________

* Лук А.Н. Память и кибернетика. М., 1966, с. 80.

Большую роль при запоминании материала играет установка на запо­минание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Если человек явно осознает, что запоминаемый материал решает успех важной операции, то установ­ка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда следует вы­вод: запоминаемый материал должен быть классифицирован по степени важности,

В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринима­емую информацию по плану: 1) основная мысль (осмысливание запо­минаемого): 2) факты и события (что, когда и где происходит); 3) при­чины происходящих событий; 4) выводы и источник информации.

Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего, подо­зреваемого. обвиняемого работникам правоохранительных органов и су­дьям важно знать закономерности процесса развития памяти человека, Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. При этом развитие происходит как количественно, так и качественно. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происходят подъемы и спады в памяти человека.

Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать*. Однако если люди вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть малозаметен. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.

_____________________________________________________________________________

* Воронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. М., 1965.

Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что провал памяти устраняется.

Следователю и судье необходимо учитывать индивидуальные харак­терологические особенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого: при прочих равных условиях одни люди склонны к запо­минанию приятного, другие — неприятного, в зависимости от жизнера­достного, бодрого, оптимистического или пессимистического склада личности. На запоминание материала, воспринятого свидетелем, потер­певшим, подозреваемым, обвиняемым, обычно оказывает влияние их последующая деятельность. Впечатления могут забываться полностью или частично.

Отметим, что воспоминание и припоминание не являются процес­сами, изолированными друг от друга. Между ними существует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание является, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой — оно оказывается его ре­зультатом*. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Поэтому не следует без крайней надоб­ности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допра­шиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов.

_____________________________________________________________________________

* Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2 , с. 326.

Известно, что люди легко и быстро забывают сведения, которыми они в повседневной жизни редко пользуются, не освежают в памяти, не воспроизводят часто. В практике наблюдаются случаи, когда и много­кратно воспроизводившиеся материалы вдруг забываются и, несмотря на усилия человека, не припоминаются сразу. Подобные «осечки» па­мяти не являются отклонением от нормы, ибо они довольно часто, а иногда и быстро проходят. Здесь в необходимых случаях следователь может попросить допрошенного свидетеля, потерпевшего, подозрева­емого, обвиняемого сообщить дополнительно то, что он вспомнит после допроса, или провести через определенное время повторный допрос. Безусловно, следователь не должен терять надежду и в том случае, если даже какое-то обстоятельство допрашиваемому покажется безвозвратно забытым, ибо это психологически демобилизующе действует на послед­него. Побуждая его к активной мыслительной работе и мобилизации волевых усилий, можно добиться припоминания забытого.

При воспроизведении какого-либо события всегда имеют место уз­навания. Здесь мы имеем в виду не узнавание человека или предмета при повторном восприятии во время следствия, а узнавание допрашива­емым воспроизводимого им материала на допросе. Воспроизведение явления, факта, которые не сопровождается чувством узнавания, не будет осознаваться как воспоминание. От того, какова степень узнава­ния сообщаемых сведений, будет зависеть и точность, правильность показаний*. Как правило, узнавание бывает различной степени — от слабого чувства знакомства с воспроизводимым материалом до пол­ной уверенности в его точности. Следует поэтому помнить, что самооценка свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым пока­заний не всегда может соответствовать действительности. В юридичес­кой практике известны случаи, когда показания, точность которых казалась несомненной, впоследствии оказывались ошибочными. Необ­ходимо учитывать, что узнавание иногда создает иллюзию достоверного знания, вызывает ложную уверенность в прочном запоминании матери­ала, внешности человека, приводя к добросовестному заблуждению.

_____________________________________________________________________________

* Корнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1958,с. 33.

При проведении допроса следователю и судье нужно уметь разбирать­ся в индивидуальных различиях памяти свидетеля, потерпевшего, подо­зреваемого, обвиняемого. Индивидуальность памяти личности проявля­ется, с одной стороны, в особенностях ее процесса, то есть в том, как осуществляются запоминание, сохранение и воспроизведение, а с дру­гой — в особенностях содержания памяти, то есть в том, что запомина­ется. Указанные две стороны памяти, по-разному сочетаясь, делают память каждого человека индивидуальной в смысле ее продуктивности. В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, объеме, точности, прочности запоминания и готовности к воспроиз­ведению, которые определяются биологическими особенностями, ус­ловиями жизни, воспитания и профессиональной деятельности. Готов­ность памяти допрашиваемого к воспроизведению также будет зависеть от знаний и жизненного опыта.

В зависимости от цели деятельности запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. При произвольном запо­минании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главно­го в нем, а если это необходимо, информация заучивается. При непро­извольном же запоминании закрепление впечатления происходит как бы само собой, без усилия со стороны воспринимающего. Юридическая деятельность показывает, что непроизвольное, как и произвольное, за­поминание в большинстве случаев обеспечивает правильное воспроиз­ведение нужной информации на допросе.

Индивидуальные различия памяти могут проявляться и в том, что один человек хорошо запоминает даты, цифры, другой — имена людей, третий — цвета красок и т. д.

Следует, однако, отметить, что существует люди, память которых всегда работает безотказно, без срывов, промахов и искажений, В таких случаях, для того чтобы добиться максимальной полноты воспроизведе­ния, следователю важно сделать правильный выбор времени допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Практика по­казывает, что чем ближе по времени допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого к тому факту, который он освещает, тем больше вероятность полноты и достоверности в показаниях.

На основании исследований психологов можно сделать вывод, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применения осмысленных приемов заучивания. Можно рекомендовать следующие приемы развития памяти:

1. Повторение заученного. Известно, что К. Маркс постоянно зани­мался повторением даже того, что им было хорошо усвоено. «У него была привычка после продолжительных перерывов перечитывать свои записные тетради и отмеченные в книгах места для того, чтобы закре­пить их в своей памяти. Он изощрял свою память с юных лет, выучивая по совету Гегеля наизусть статьи на незнакомом языке»*. Работник юридической профессии должен периодически освежать в памяти все, что было им усвоено в процессе деятельности (перечитывать и перелистывать источники, продумывать полученную информацию и т. д.).

_____________________________________________________________________________

* Цит. по кн.: Пекелис В. Твои возможности, человек. М., 1973, с. 90.

2. Целенаправленные упражнения. Все виды памяти можно развить путем специальных упражнений: а) заучивание цифрового материала; б) заучивание прозы и стихов; в) запоминание образов. В последнем случае можно рекомендовать метод известного художника Айвазовского. К примеру, на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы запечатлеть его в памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз подряд, закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, с тем, что вы представляете, когда ваши глаза закрыты. Постепенно зрительное впечатление будет становиться все полнее и ярче. Если вам понадобится в считанные секунды оценить обстановку или запомнить большой объем зрительной информации, навыки запоминания, приобретенные с помощью этого метода, вам очень пригодятся.

3. Тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить увиденное, надо развивать наблюдательность. Она способствует улучшению непроиз­вольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регуляр­ные упражнения по обдумыванию и запоминанию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.

Гигиена памяти. Память является важнейшей функцией интеллекта. Поэтому каждый человек, особенно работник юридического труда, дол­жен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно рекомендо­вать следующее:

1) при утомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирую­щими напитками (чай, кофе, алкоголь). Вред этих «взбадриваний» заключается в том, что, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления, а длительное «взбадривание» приводит к нервным расстройствам;

2) при интенсивной умственной работе (чтение, составление до­кументов, подготовка к важным совещаниям, мероприятиям) целесообразно через 40—45 минут делать небольшие перерывы в работе на 10—12 минут. Необходимы также продуманная организация рабочего дня и полноценный сон;

3) существенное значение для памяти имеет правильное питание не реже трех раз в день при обязательном употреблении жиров и углеводов.

Память — это та основа, на которой базируется любая профессиональная деятельность. Юрист должен обладать хорошей памятью.

Наши рекомендации