Юридическая психология в системе научного знания

Психология — это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки «психология» проис­ходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека. Термин «психология» был предложен немецким схоластиком Гоклениусом в конце XVI века.

Долгое время психология развивалась как составная часть фило­софии, и только в середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психология постепенно превра­щалась из науки описательной в науку экспериментальную. В настоя­щее время психология представляет собой довольно сложную и развет­вленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности, существуют и быст­ро развиваются частные, прикладные отрасли психологии. Так, группу прикладных отраслей, которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятых конкретными видами деятельности, составля­ют: психология труда и ее относительно самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология по­знания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.

Перед оперативными, следственными, прокурорскими и судебными работниками постоянно возникает множество вопросов, решение кото­рых требует не только широкого кругозора, юридической культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошего знания юридической психологии. Чтобы правильно разбираться в сложных отношениях людей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситу­ациях, которые находят свое отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.

Юридическая психология включает в себя различные области науч­ных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность лю­дей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специ­фикой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология — единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.

Потребность обращении к психологии, ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции. Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях кон­кретных людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии. Было бы, однако, приуменьшением роли есте­ственного в жизни и развитии личности обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, пси­хофизики и других наук, пограничных с психологией и естествознанием.

Вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей науки. Психология связывает общественные науки и естествен­ные, биологию и историю, медицину и педагогику, управление и юрисп­руденцию и др. Этим определяется ее место в системе научного знания.

В отечественном науковедении доминирующей является объектно-ориентированная система классификации научного знания, разработан­ная академиком Б.М. Кедровым. Построена она на учете процессов не только дифференциации, но и интеграции наук, их координации и суб­ординации, субъективности и объективности в их развитии, обособлен­ности и междисциплинарности*. Система Б.М. Кедрова отражает мно­гоплановые связи между науками, обусловленные главным образом их предметной и объективной близостью, методами исследования, их на­правлениями, организацией, кооперированием, координированием от­дельных областей, всем сложным комплексом взаимоотношений между теоретической и практической деятельностью в условиях современного этапа развития научного знания. Схематически она выглядит как тре­угольник, вершины которого занимают естественные, общественные, философские науки. Их взаимодействие осуществляется по принципу субординации или развития более высоких форм из нижестоящих, а не координации, основанному на формально-логическом делении поня­тий. Субъективистскому принципу здесь противопоставляется принцип объективности, согласно которому, науки должны располагаться после­довательно и связывать между собой предметы, ими изучаемые. Следует отметить и принцип развития, являющийся ведущим по отношению к остальным, заключается он в том, что классификация наук является расположением согласно внутренней присущей им последовательности их форм движения. Такой принцип классификации наук помогает избе­жать резких разрывов между ними, предполагает возникновение много­численных промежуточных наук и дисциплин**.

_____________________________________________________________________________

*Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1985, с. 37-45.

**Кедров Б.М. Классификация наук. М., 1965. Т. 2, с. 218, 467.

В системной классификации психология располагается внутри «тре­угольника» и образует связи со всеми тремя группами наук. Через эти основные группы наук психология связана с медициной, педагогикой, социологией и другими науками, в сферу исследований которых входит человек. Развитие этих связей, формирование промежуточных отраслей научного знания, выработка их понятийного и категориального аппара­та на базе понятий и категорий «материнский наук» происходит не только вне, но и внутри самой психологии, поскольку наука по своему существу едина.

С учетом изложенных моментов Б.М. Кедров развил «треугольник наук» в многогранник, который помогает более полно представить мес­то психологии в системе научного знания*. Отметим, однако, что в при­веденных выше данных не указаны место юридической науки и точки взаимодействия с ней психологии, в которой она обозначалась бы как юридическая психология. Естественно, что юриспруденция должна на­ходиться в блоке общественных наук.

_____________________________________________________________________________

*Кедров Б.М. Синтез наук. Проблемы и поиски. М., 1973, с. 30. Его же. О методологических вопросах психологии. Психологический журнал. 1982, № 6. Т. 3, с. 19.

Рассмотрев общие характеристики психологии как науки о законо­мерностях развития и функционирования психики, для того чтобы более полно представить базис возникновения юридической психо­логии, обратимся к вопросам, относящимся к юриспруденции.

Юриспруденцию мы понимаем как теоретическую и практическую деятельность в области права, а не только как юридическую науку. В качестве науки юриспруденция изучает право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности госу­дарства, других структурных элементов политической системы общест­ва. Юридическая наука подразделяется на ряд отраслей, среди которых методологическая функция принадлежит теории государства и права. Это: нормативные науки (гражданское, административное, уголовное, муниципальное, семейное, хозяйственное, финансовое, банковское, экологическое право), прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, этика, правовая кибернетика и др.), теоретические науки (теория государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права отечества и т. д.).

Юридическая наука изучает государство и право в их единстве с точки зрения внутренних закономерностей возникновения и развития, связи и взаимного влияния с социально-экономической структурой общества. Она изучает также специфику общественного осознания государствен­но-правовых явлений, правосознание, практическое функционирование государственно-правовых отношений и других правовых связей субъек­тов права. Юридическая наука изучает, следовательно, государственно-правовую организацию общества и поэтому входит в систему общест­венных наук.

Воздействие права на социальную среду осуществляется двумя пу­тями: деятельностью правоохранительных и правоприменительных ор­ганов и влиянием, оказываемым на сознание личности, социальных групп, общества уже самим фактом наличия, закрепления определен­ного порядка должного поведения. В настоящее время все больший вес приобретает подход, согласно которому юридическая наука — это ис­следование не только общественных институтов, но и деятельности человека в его государственно-правовых связях и отношениях. Пред­посылкой эффективности исследований в области юриспруденции и эффективности правоохранительной и правоприменительной деятель­ности является ориентация на реальных людей с их сложным сознани­ем, изучение воздействия государственно-правовых институтов на раз­витие их сознания. Поэтому необходим социально-психологических подход к трактовке права как основы юриспруденции.

Юридическая наука, безусловно, не может замыкаться в собственных узких рамках и не учитывать экономических, демографических, куль­турных, социально-психологических и других факторов при решении проблем правоохранительной и правоприменительной деятельности. На стыках юриспруденции с указанными науками могут развиваться новые отрасли научного знания, имеющие двойственную природу и единст­венную цель — обеспечение правоохранительной и правоприменитель­ной деятельности. Интеграция юриспруденции и психологии достаточ­но четко проявляется на трех уровнях:

- применение психологического знания в юриспруденции в «чистом» виде;

- использование в юриспруденции психологического знания путем его «трансформации»;

- синтез психологии и юриспруденции, собственно их стыков, и воз­никновение новой отрасли науки — юридической психологии.

Первое направление — это непосредственное использование психо­логических знаний в виде метода экспертных психологических оценок. В данном случае психолог выступает в роли эксперта, консультанта или специалиста в уголовном, гражданском, административном процессе или в ходе исполнения наказания или других мер правового воздействия на личность.

Второе направление — это уточнение, расширение, совершенствова­ние юридических понятий и институтов за счет привлечения психологи­ческих категорий и понятий, а также применения юристами психологи­ческих методов в научных исследованиях или правоприменительной, правоохранительной и другой юридической практике, использования данных психологии в организационной и процессуальной деятельности, профессиональном отборе, расследовании правонарушений, исправле­нии и перевоспитании осужденных. Применяют психологические зна­ния и при установлении профессиональной пригодности к работе в пра­воохранительных органах, профориентации и др.

Третье направление взаимодействия психологии и юриспруденции имеет более выраженный, чем два предыдущих, двухсторонний харак­тер. Потребности юриспруденции в психологическом знании предо­пределяют возникновение юридической психологии, являющейся дву­единой наукой, одновременно и психологической и юридической, ана­лизирующей психологические особенности в сфере применения права. Безусловно, возникновение такой интегративной науки одновременно стимулирует развитие и совершенствование знания как психологичес­кого, так и юридического.

Учеными-правоведами традиционно в юриспруденции выделяются следующие три формы ее взаимодействия со смежными науками:

1. Использование данных смежных с юриспруденцией наук для ре­шения актуальных специфических проблем правотворчества и право­вого регулирования.

2. Использование научных идей и принципов смежных наук для анализа системы государственно-правового регулирования.

3. Использование в социально-правовом познании конкретных при­емов, методов, способов, научного исследования, заимствованных из той или иной конкретной науки*.

_____________________________________________________________________________ *Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Под ред. Васильева А.М.: М., 1986. Кн. 1, с. 347—348.

Нам представляется, что предложенная первая модель взаимодей­ствия юриспруденции и психологии более полно, чем вторая, традици­онная, отображает объективный характер процесса, в результате кото­рого и формируется юридическая психология.

Наши рекомендации