Этичность в речах и в методах ведения дел.
Лекция № 1
Тема:Введение
Цель лекции:Рассмотреть.основные положения понятия Профессиональная эпика юрист
Ключевые слова: этика, юрист
Содержание лекции:
Предмет, понятие, задачи и специфика курса.
Место курса в системе юридических дисциплин.
Этика как наука о нравственности и ее социальная роль
Этика (греч. ethike < ethos - «нрав, обычай») - 1) наука о сущности, происхождении и развитии морали; 2) совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе.
Мораль (франц. morale)- нравственность, совокупность норм и правил, определяющая
поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг к другу; одна из форм общественного сознания.
Профессиональная этика (или профессиональная мораль) - так принято называть, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии. Несмотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или всего общества, существуют еще и специфические нормы поведения для все возрастающего числа видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких норм, соответствующей мотивации и оценок представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и задают гуманные критерии профессиональной деятельности.
Существенная роль профессиональной этики в обеспечении преемственности нравственно-культурного развития общества: при смене эпох, формаций, регулятивных комплексов, когда вследствие роста социальной напряженности слабеет непреклонная сила простых нравственных заповедей, кодексы профессиональной этики своей определенностью задают устойчивый порядок нравственной жизни людей... Заповеди медицинской этики призваны нейтрализовать возможность злоупотребления той властью, которую врачи имеют над больными. Ее осевая норма выражена в отрицательной форме – «не повреди». Со времен Гиппократа выработано представление о гуманном назначении труда врачевателя, который обязан руководствоваться в своих действиях соображениями сохранения и укрепления телесного и духовного здоровья пациентов, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных случаях - и с собственной безопасностью... Врачебная деонтология порицает случаи нарушения социального равенства в медицинском обслуживании, антигуманного использования профессиональных знаний и власти. От представителей права профессиональная этика требует верности духу и букве закона, неподкупности и принципиальности в отстаивании интересов правового государства, его организаций, групп и отдельных лиц, обеспечения во всей юридической практике равенства как каждого гражданина, так и государства перед законом. Профессиональная этика юриста поэтому имеет и общеморальный смысл, объединяя регулятивные возможности морали и права, в силу чего ее требования являются наиболее детально разработанными, отражаясь в кодексах различных видов права, в процессуальных нормах, в правилах деятельности милиции, следствия, прокуратуры, адвокатуры, судейских работников, сотрудников исправительно-трудовых учреждений. Наиболее общим принципом правовой этики можно считать признание самоценности человека, тогда как закон и его применение представляют лишь инструментальную ценность.
Человечество с древних времен размышляло над проблемой поведения человека в человеческом обществе. Всегда в человеческом обществе существовали определенные разрешительные и запретительные нормы, нарушение которых каралось, и иногда весьма сурово. Эти нормы во многом определялись образом жизни древних людей, их религией и в целом восприятием окружающего мира.
Впервые термин «этика» (греч. «Ethos»; лат.-«Ethika»), переводимый на русский язык как обычай, нрав, характер, был использован Аристотелем для определения особой области философского исследования. «Стоики» традиционно делили философию на логику, физику и этику, под которой часто понималась наука о природе человека.
Этика Б.Спинозы - учение о субстанции и ее модусах.
Иммануил Кант развил идеи так называемой автономной этики, как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах.
Таким образом, существует целый ряд глубоко научных и теоретических философских исследований на тему этики, и очень многие выдающиеся философы уделяли вопросу этики большое внимание.
Это внимание не случайно, поскольку этика имеет не только сугубо научную ценность, но и прикладную ценность.
«Словарь иностранных слов» под редакцией И.В.Лехина и профессора В.Н.Петрова (Государственное издательство иностранных и национальных словарей, М., 1949 г.) дает, на мой взгляд, совершенно правильную трактовку термина этика, разделяя 2 важных элемента этого понятия: «Этика... –
1. Философское учение о морали, о нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, ... содержании, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни;
2. Система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению к обществу, своему классу, Родине и друг другу. ...»
Автору близка эта формулировка, несмотря на ее несколько просоциалистическую направленность, поскольку, на его взгляд, большинство образованных людей понимает под этикой именно систему нравственного поведения людей, их обязанностей и прав по отношению к обществу и друг другу.
Профессиональная этика более узкое понятие, хотя это обстоятельство ни в коем случае не уменьшает его значения.
Под профессиональной этикой, по мнению автора, следует понимать определенную систему правил поведения представителей определенной профессии по отношению к обществу и друг другу. Профессиональная этика, как и всякая другая этика, учит правильно оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этически (нравственно) правильные поступки.
Почти в каждой профессии есть свои писаные и неписаные нормы, которые обычно исполняются всеми профессионалами этой профессии.
В некоторых профессиях молодой человек, еще будучи студентом, клянется соблюдать профессиональную этику, и нарушение им этических норм может привести его не только к исключению из своей профессиональной корпорации, но и даже на скамью подсудимых.
Ярким примером тому может служить медицинская профессия, где молодые юноши и девушки принимают клятву Гиппократа, и всю свою профессиональную деятельность большинство из них свято исполняет этические нормы своей профессии, основы которых заложены в словах клятвы.
В нашей стране уделяется определенное внимание вопросам профессиональной этики, но этого внимания явно недостаточно. По сравнению с тем, как тщательно и скрупулезно западные профессионалы относятся к этическим нормам своей профессии, нам предстоит еще очень много сделать в этом направлении, и автор надеется, что эта его публикация будет служить одним из инструментов для совершенствования профессиональной этики адвокатов, или, по крайней мере, обратит большее внимание на эту проблему.
Особое значение профессиональная этика имеет в таких профессиях, где работа ведется с людьми. Потому на Западе в профессиональных ассоциациях медиков, юристов, риэлтеров, учителей, брокеров и иных консультантов такое большое внимание уделяется нормам профессиональной этики.
Нарушение этических норм может повлечь за собой исключение из профессиональной организации и, соответственно, отсутствие членства в профессиональной организации в большинстве стран влечет за собой запрещение заниматься такой профессией, и за это уже существует даже уголовное наказание.
Неделя 2
Лекция №2
Тема:Сущность этики юриста
Цель лекции:Рассмотреть. сщность этики юриста
Ключевые слова: этаика, юрист
Содержание лекции:
Сущность, специфика и функции нравственности.
Этика, психология и юриспруденция.
2) Порядочность — принцип, который по праву может быть назван первым.
Нормальным людям претит непорядочность. Единожды поступив против совести, можно обеспечить себе на всю оставшуюся жизнь тяжесть на душе, чувство вины. Но тот, кому это не претит (а таких достаточно), должен помнить: бесчестный поступок крайне невыгоден. Кредит доверия и у коллег, и у клиентов будет навсегда подорван. Говорят: «Если нельзя, но очень хочется, то можно...» Это шутка недальновидных людей.
Великий русский поэт Н. Некрасов обессмертил свое имя прекрасной гуманной поэзией. Но он не всегда был дальновиден. И полтора столетия уже тянется за ним вместе со славой поэта — слава шулера, нечистоплотного человека, не отдававшего ни карточных, ни прочих долгов.
Обратимся к современности. Не так давно группа видных юристов, стремясь угодить «высшей власти», изготовила фальшивку, известную как «трастовый договор Руцкого». Вопреки замыслу правда стала широко известна, а затем и подтвердилась экспертизой. И теперь не их достоинства, а именно эта сомнительная акция вспоминается каждый раз, когда называют их имена. Это надолго, скорее всего — пожизненно.
Общепринято: адвокат обязан использовать все законные средства для защиты интересов клиента. Но требования нравственности шире рамок закона. И потому средства защиты должны быть не только законными, но и нравственно безупречными. Клиенту в большинстве случаев безразлично, какими средствами адвокат добьется нужного результата. Но нам и корпорации это не безразлично.
Итак, прежде всего — избегать «как сатаны» всего бесчестного, непорядочного, как бы не был велик соблазн!
Неделя 3
Лекция №3
Тема: Этика юриста и мораль
Цель лекции:Рассмотреть взаимосвязь этики юриста и морали
Ключевые слова: этика, юрист
Содержание лекции:
Мораль как форма общественного сознания.
Происхождение и природа морали.
Мораль, ее функции и структура.
Мораль как форма общественного сознания. Происхождение и природа морали. Мораль, ее функции и структура
Этика - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.
М., 1940. Т. IV. Столб.1436.
Этика -
1) Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Э. стоиков.
Идеалистическая э. Э. Канта. Материалистическая э.
2) Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии. Партийная э. Врачебная э. Физкультурная э. Буржуазная э. Пролетарская э.
М., 1984. С.791, 310, 360.
Этика- 1) одна из форм идеологии - учение о морали, ее развитии, принципах нормах и роли в обществе.
2) Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии.
Партийная э. Врачебная э. Научная э.
Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.
Нравственность- правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Неделя 4
Лекция №4
Тема: Право и мораль
Цель лекции:Рассмотреть влияние права на мораль и наоборот
Ключевые слова: этика, юрист
Содержание лекции:
1. Каноническое право и мораль
2. Естественное право и мораль
3. Римское право как нравственная ценность
Юридические законы фиксируют внешнюю сторону поведения , поступка, они не могут регулировать помыслы,помочь в индивидуальном страдании, надежде- во всем том, что предполагаетрелигиозные чувства
, что связано с внутренним миром человека. Религия эволюционирует. Наряду с традиционными древними религиями сегодня идет процесс формирования новых, современных религиозных конфессии и движений. И те, и другие пытаются органично вписаться в современные жизненные реалии. Поэтому многим из них не чуждо сосуществование с современным правом, озабоченность фактами нарушений нрав человека. Об этом говорят такие примеры, как миротворческая деятельность церкви, благотворительная, образовательная( исламские университеты), воспитательная(храмы в колониях и тюрьмах), примиряющая(армейские священники).
Представление о естественном праве , сформировавшееся в период античности ( Аристотель, Сократ, Платон и др. ), дойдя до сегодняшнего дня выразилось в идее «прав человека» С ценностями естественного права были связаны концепции российских историков, философов( Чичерин, Сорокин, Бердяев, Соловьев, Новгородский)
Значение римского права не ограничивается его собственно юридическим содержанием. Нравственный аспект его имеет и самостоятельное значение. Римское право занимает в истории человечества исключительное значение. История Древнего Рима. Цивильное право и права человека.
Неделя 5
Лекция №5
Неделя 6
Лекция №6
Тема:Нравственные аспекты деятельности судьи
Цель лекции:Рассмотреть. нравственные аспекты деятельности судьи
Ключевые слова: этика, юрист
Содержание лекции:
1. Судейская этика и ее содержание
2. Значение нравственного аспекта для эффективной деятельности судьи
3.Нравственные требования к деятельности судебной власти
В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в суде его прав, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершит правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.
Само законодательство, как говорилось ранее, содержит нравственные требования к деятельности судов и правоохранительных органов. Но эти требования, адресованные обычно учреждениям, относятся к людям, осуществляющим судопроизводство. Так, Всеобщая декларация прав человека исходит из того, что суд должен быть равным для всех, справедливым и беспристрастным. Международный пакт о гражданских и политических правах говорит, кроме того, о суде компетентном. Но суд справедливый, беспристрастный и компетентный способны вершить те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны, высококомпетентны.
Судья должен быть честен. Честность — важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела; искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности — ложь, лицемерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное исполнение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполагает честность судьи как человека. Нельзя быть честным «на службе» и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.
Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи — повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи — справедливое правосудие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и другими участниками дела, которые вправе требовать от судьи защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.
Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо личных мотивов, — не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.
Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при принятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.
Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах лишь «средство», а не «цель», не подходит для судебной работы. Сказанное выше о нравственных качествах судьи опирается на нормы действующего законодательства, которое предъявляет к кандидатам в судьи и судьям нравственно-правовые требования, обязательные для исполнения. Что касается следователей, прокуроров и адвокатов, то таких развернутых характеристик их моральных качеств в законе не содержится.
Адвокат содействует устранению нарушений закона. Адвокат обязан беречь и умножать престиж профессии. Точность, пунктуальность, честность, правдивость и компетентность — гарантия нормальных отношений адвоката с клиентом. Правила содержат рекомендации, основанные на обобщении опыта адвокатской деятельности, в том числе и касающиеся разрешения проблемных ситуаций нравственного плана.
С учетом специфики и содержания деятельности различных профессиональных участников судопроизводства, их нравственные качества в принципе должны быть едины. И прокурор, и следователь, и адвокат должны быть справедливы, гуманны, честны, обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести. Требование объективности в какой-то мере распространяется и на адвоката, хотя позиция его в деле неизбежно бывает односторонней.
Психологические качества судей, а также работников правоохранительных органов тесно связаны с их нравственными качествами.
Анализ психологических позитивных качеств, которыми необходимо обладать судье, следователю и прокурору — предмет самостоятельной науки. Здесь уместно лишь отметить, что личность каждого человека, в том числе деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств. При этом важно, чтобы они были позитивны и реализовывались в практической деятельности. То же относится и к личности следователя, прокурора, адвоката.
Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гарантии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь возникает опасность так называемой профессиональной деформации, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности.
Писатель Виктор Курочкин так описывает это состояние: «Не прошло и года, а какая-то частица моей души, причем лучшая частица, пропала. Не прошло и года, я стал автоматом. Осудив человека на пятнадцать лет, я моментально о нем забываю, с аппетитом ем, с удовольствием пью и засыпаю крепким сном, с сознанием, что сегодня я много и плодотворно потрудился на пользу Отечества. Теперь я автомат. Человек вместо высшего, таинственного и хрупкого существа стал для меня субъектом преступления». (Курочкин В. Записки народного судьи Семена Базыкина //Нева. 1988. № 5.)
Не менее опасна профессиональная деформация и для следователя, прокурора. Профессиональной деформации может противостоять только человек с развитым чувством долга, справедливости, подлинно гуманный.
Неделя 7
Лекция №7
Тема:Нравственные аспекты деятельности судьи
Цель лекции:Рассмотреть.
Ключевые слова: этаика, юрист
Содержание лекции:
1. Культура судебного разбирательства и роль в нем судьи.
2. Нравственные основы взаимоотношений судьи с участниками процесса и свидетелями. Принцип состязательности
3. Соотношение судейской независимости и уважении к мнению сторон
Судебные прения — яркая и обычно эмоциональная часть судебного разбирательства, в которой наглядно проявляется состязательное начало процесса. Стороны обвинения и защиты, адресуясь к суду, подводят итоги судебного разбирательства в том виде, как они им представляются, и обращаются со своими предложениями о том, какие решения по делу они считают справедливыми.
Судебные прения — борьба мнений, процессуальное состязание сторон, интересы которых обычно не совпадают. Тем не менее к любому участнику судебных прений относятся общие требования нравственного характера. Это те требования, которые А.Ф.Кони связывал с этическими началами, с представлениями о том, что нравственно дозволительно или недозволительно в судебных прениях.
Участники судебных прений должны уважать и соблюдать моральные нормы, принятые в обществе. Они не вправе проповедовать аморальные взгляды, демонстрировать пренебрежение к нравственным ценностям и таким путем отстаивать свои позиции.
Никто из участников судебных прений не вправе унижать достоинство участвующих в деле и других лиц, начиная со своих «процессуальных противников» и кончая теми, кто в деле не участвует, но упоминается по тому или иному поводу. Отрицательная характеристика личности, основанная на установленных в суде фактах, вполне допустима, но не может использоваться для унизительных оценок кого бы то ни было из упоминаемых в судебных прениях. Что касается оценок личности противной стороны в процессе, то они в принципе всегда нежелательны.
Во время судебных прений каждый их участник обязан соблюдать такт в споре с теми, чье мнение он не разделяет, а также быть сдержанным в оценках личности и поведения на суде экспертов, свидетелей, переводчиков.
Стороны в судебных прениях должны оказывать уважение суду, содействовать поддержанию его авторитета. Оценка поведения судей участниками судебных прений вообще недопустима.
Стороны в судебных прениях чаще занимают разные позиции по вопросу о доказанности обвинения, существенных для дела обстоятельств, а также о юридических оценках поведения подсудимого и потерпевшего, других лиц и об обстоятельствах, подлежащих учету в случае применения судом наказания. В связи с этим возникает проблема нравственной свободы участника судебных прений, а в более конкретном ее выражении — проблема обязанности говорить суду правду и при произнесении судебной речи. Если защитительную речь произносит сам подсудимый, что возможно при отсутствии в деле на законных основаниях защитника, то претензий правового характера, в случае если он говорит суду неправду к нему предъявить нельзя. Но в нравственном плане подсудимый не освобождается от обязанности быть правдивым, избегать лжи.
Другие стороны: государственный обвинитель (прокурор) и защитник (адвокат), частный обвинитель (потерпевший) находятся в ином правовом положении, и нравственные требования, адресованные им, иные. Ни прокурор, ни адвокат, ни потерпевший не вправе лгать суду, сообщать ему заведомо ложные сведения и на этом строить, в частности, свои судебные речи.
Русский юрист П.С. Пороховщиков писал: «Суд не может требовать истины от сторон, ни даже откровенности:они обязаны перед ним только к правдивости». (Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1960. с. 262).
Но и профессиональные участники уголовного процесса — прокурор и адвокат по-разному оперирует фактами и аргументами во время судебных прений. Это обусловлено разницей в их роли и процессуальном положении. Если прокурор обязан быть объективен и не вправе игнорировать то, что говорит в пользу защиты, должен отказаться от обвинения, когда в суде оно не подтвердилось, то защитник-адвокат действует только в интересах защиты, и позиция его, естественно, односторонняя. Отказаться от защиты и в случае полного согласия с обвинителем он не вправе.
Нравственное значение судебных прений состоит и в том, что они должны способствовать нравственному воспитанию подсудимого, потерпевшего, свидетелей, других участвующих в деле лиц, а также публики, присутствующей в зале суда. Опубликование средствами массовой информации сведений о содержании судебных речей, а также издание судебных речей по выдающимся делам, представляющим общественный интерес, может также служить нравственному воспитанию.
В суде присяжных значение судебных прений возрастает. Правдивые, яркие, искусно построенные речи сторон могут оказать очень большое влияние на внутреннее убеждение присяжных заседателей, их вердикт, о чем свидетельствует опыт деятельности этого суда.
Видный профессиональный юрист Великобритании Рональд Уолкер в книге об английском суде сообщает, что в этой стране еще сохраняются некоторые предубеждения против суда присяжных. «Часто встречающийся упрек по отношению к присяжным — это упрек в чувствительности к риторике…». (Уолкер Р. Английская судебная система. М., 1980. с. 278).
Возможно, была связана с влиянием красноречия сторон и одна особенность деятельности суда присяжных в России. П.С. Пороховщиков писал: «Ежедневный опыт говорит, что для виновного выгодно, для невиновного опасно судиться перед присяжными» (Сергеич П. Указ. соч. с. 263)
Неделя 8
Лекция №8
Тема:Нравственные аспекты деятельности судьи
Цель лекции:Изучить. нравственные аспекты деятельности судьи
Ключевые слова: этика, юрист
Содержание лекции:
1. .Нравственное содержание приговора и других решений суда.
2. Законность и обоснованность приговора: соотношение требований закона и морали
Справедливость в правосудии предполагает наличие многих условий, начиная от содержания законов и до общественно-политической обстановки. Но она невозможна там, где сам судья руководствуется неосознанной обязанностью действовать и принимать решения справедливо, а какими-то другими мотивами, не обладает развитым чувством справедливости. Где же человек может «научиться» быть справедливым, чтобы судить затем других людей? Таким «университетом» является сама жизнь.
Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование.
При советской власти образовательный ценз для судей длительное время отсутствовал в законе. Это можно объяснить как пренебрежением к развертыванию подготовки кадров юристов, так и сознательным сохранением возможности замещать судейские должности преданными политически людьми, независимо от их компетентности. В 1928 году в РСФСР высшее юридическое образование имели 5,9 процента судей, со средним юридическим образованием или окончивших юридические курсы было 17,2 процента. Все остальные судьи юридического образования вовсе не имели. Но зато членами ВКП(б) было 85,6 процента судей. В 1936 году высшее юридическое образование имели 6,4 процента судей, среднее юридическое образование — 39,8 процента. Остальные, то есть больше половины, не имели никакого юридического образования. По Закону о статусе судей в СССР, принятому 4 августа 1989 года, судьей мог быть избран только тот, кто имеет высшее юридическое образование. К этому времени на должности судей избирались уже только лица с высшим юридическим образованием.
Человек «учится» справедливости, опираясь в какой-то мере на свое специальное образование и приобретая разнообразный жизненный опыт. Возрастной ценз кандидата на должность судьи — не менее 25 лет. Чтобы стать судьей, надо иметь и опыт применения права, активной деятельности в правовой сфере — стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Возрастной ценз для судей вышестоящих судов и стаж работы по юридической специальности еще выше.
Принимая присягу,судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.
Неделя 9
Лекция №9
Тема: Этика адваката
Цель лекции:Изучить этику адваката.
Ключевые слова: этика, юрист
Содержание лекции:
1. Понятие и задачи адвокатской этики.
2. Этические принципы деятельности адвоката.
3. Адвокатская истина по делу.
4. Адвокатская тайна
Адвокат выступает как важное действующее лицо при свершении правосудия. Адвокат, равно как и судья, является служителем в храме правосудия.
В связи с важной и ответственной ролью, которая возложена на адвоката, он должен соответствовать определенным профессиональным и этическим критериям, причем требования, которые предъявляются к адвокату, гораздо выше требований обычно предъявляемых к любому другому гражданину: достоинство, целостность, независимость, незаинтересованность, прилежание, конфиденциальность ("соблюдение профессиональной тайны") и т. д.
В качестве примера здесь можно привести слова присяги, которую принимают французские адвокаты:
«Становясь адвокатом.
Я обязуюсь исполнять свои обязанности
В соответствии со своим высоким предназначением,
Действуя ответственно, честно, независимо и гуманно».
Принимая присягу, адвокаты берут на себя обязательство придерживаться строгих этических правил, соблюдение которых контролируется коллегией адвокатов. Важнейшей задачей этой организации является обеспечение соблюдения ими верности юридической профессии, сохранения в тайне сведений, сообщенных клиентом, соблюдения принципов лояльности и незаинтересованности в исходе дела.
Профессиональная этика -это то, что выделяет профессию адвоката среди других.
Адвокаты обязаны работать над повышением своих этических принципов. Потеря этических принципов адвокатов снижает доверие публики к профессии и уважение к закону.
Сущность юридической профессии может быть выражен в трех словах: целостность, независимость и достоинство, основанное на осознании своего высокого предназначения.
Эти принципы должны не только декларироваться, они должны воплощаться в жизнь адвокатами.
Свободное общество и свободные люди не могут существовать без компетентных и независимых юристов.
Без независимых юристов не может быть беспристрастных судей.
Независимость — это квинтэссенция юридической деятельности.
Независимость является наиболее характерной стороной деятельности адвокатов. Независимость является одновременно сильной стороной, обязанностью и в целом сущностью адвоката.
Адвокат обязан действовать абсолютно независимо, он должен быть свободен от любого давления извне, особенно со стороны государства и от других внешних воздействий и особенно от своих личных интересов.
Правительства должны обеспечить адвокатам возможность исполнять свои профессиональные функции без принуждения. домогательства или ненадлежащего вмешательства.
Адвокат должен, таким образом, избегать любых посягательств на свою независимость и следить за тем, чтобы не поступаться своими профессиональными стандартами в отношениях с клиентами, судом или третьими лицами.
Все нормативные акты, регулирующие деятельность юристов, признают независимость как абсолютный принцип такой деятельности.
Приведем в качестве примера Внутренние правила Парижской коллегии адвокатов.
Статья 1.3. Основные Принципы:
«Профессия адвоката является свободной и независимой профессией, основным принципом которой является верховенство закона.
Сущность профессии, которая считается «свободной», — это высокое достоинство, ответственность, умеренность, вежливость, незаинтересованность, тактичность — то есть те самые принципы, соблюдение которых является фундаментальной обязанностью адвоката».
В соответствии с Правилом №1 Кодекса профессионального поведения адвокатов (солиситоров), принятого Юридическим Обществом Англии и Уэльса:
«Для солиситора(и барристер) при исполнении профессиональных, обязанностей недопустимо предпринимать какие-либо действия или санкционировать совершение другими лицами от своего имени каких-либо действий, которые могут повредить или поставить под сомнение:
а) независимость адвоката...»
и Правилом профессионального поведения 11.01:
«Одним из основных принципов в отношениях между солиситором и клиентом является возможность солиситора давать непредвзятые и честные советы клиенту, при этом солиситор должен быть свободен от любого внешнего или внутреннего давления или влияния, которые противоречат интересам клиента и которые могут повредить профессиональным взаимоотношениям солиситора и его клиента».
Статья 8 Основного Устава адвокатов Испании 1982 года говорит:
«Профессия адвоката — это профессия свободная и независимая...»
и статья 42 продолжает:
«Адвокат при исполнении своих обязанностей должен действовать свободно и независимо...»
В Своде правил профессиональной этики и ответственности Испанской коллегии адвокатов (987) провозглашается:
«В правовом государстве интеллектуальная и нравственная независимость адвоката является столь же существенным условием, как и независимость суда. Независимость, которую адвокат должен сохранять постоянно, представляет гарантию того, что интересы клиента защищаются объективно».
Правило 5.4 Типовых Правил Профессионального Поведения, принятых Американской коллегией адвокатов, говорит о профессиональной независимости адвоката:
«а) адвокат или юридическая фирма не может делить гонорар, полученный за оказание юридических услуг, с кем-либо, кто не является адвокатом...
6) адвокат не может заключать соглашение о совместной деятельности (образовывать товарищество) с кем-либо, кто не имеет статуса адвоката, если предполагается, что одним из видов деятельности такого товарищества будет оказание юридических услуг:
в) адвокат обязан не допускать. чтобы лицо, которое рекомендовало, наняло его или оплачивает услуги, которые адвокат оказывает другому лицу, оказывало руководящее или направляющее воздействие на решения, принимаемые адвокатом как профессионалом в ходе оказания таких услуг;
г) адвокат не должен осуществлять профессиональную деятельность совместно с коммерческой (то есть преследующей цель извлечения прибыли) организацией в форме профессионального объединения или корпорации и не может избрать такую организационную форму для своей практики...»
<