На каких принципах построена организация и деятельность в прокуратуре?

Принципы прокурорского надзора – это мировоззренческие идеи основополагающего характера, выраженные в нормах права, определяющие место и роль прокуратуры в механизме осуществления государственной власти, а также устанавливающие цели, задачи ее деятельности, полномочия и правовые средства их реализации.

Принцип законности. Формула принципа: органы прокуратуры осуществляют возложенные на них полномочия на территории России в строгом соответствии с Конституцией и федеральным законодательством.

Принцип публичности. Формула принципа: органы прокуратуры обязаны осуществлять свои полномочия по надзору за соблюдением законов от имени государства независимо от волеизъявления заинтересованных лиц.

Принцип единства в организации и деятельности прокуратуры. Формула принципа: прокуратура является единой системой специальных федеральных государственных органов и учреждений, созданных для обеспечения верховенства Конституции, исполнения законов, а также непосредственно охраны прав и свобод личности, общества, государства на всей территории России.

Принцип централизации в организации и деятельности органов прокуратуры. Формула принципа: в основе прокурорского надзора лежит единое централизованное руководство всей деятельностью органов прокуратуры при неукоснительном подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, а также безусловном выполнении указаний вышестоящих прокуроров нижестоящими.

Принцип внепартийности. Формула принципа: организация и деятельность органов прокуратуры в РФ не может строиться в зависимости от каких-либо политических структур (партий, общественных организаций, объединений, движений) или идеологических взглядов.

Принцип независимости. Формула принципа: в своей организации и деятельности органы прокуратуры не зависимы от органов законодательной, исполнительной и судебной власти. При исполнении своих обязанностей прокурорские работники руководствуются только законом, своим правосознанием и совестью.

Принцип гласности в деятельности прокуратуры. Формула принципа: органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Принцип обязательности исполнения указаний прокурора. Формула принципа: требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, подлежат безусловному выполнению в установленный срок.

114)Какими нормативными правовыми актами регулируется деятельность прокуратуры?
1. Систему правовых актов прокуратуры составляют:

1) акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона;

2) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции.

1-1. Акты прокурорского надзора, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, подлежат опубликованию.

Примечание
2. Положения и инструкции прокуратуры утверждаются приказами соответствующих прокуроров.

Функции прокуратуры.

Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);

надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;

координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;

участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;

издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

116)Какие направления деятельности прокуратуры определены законом?
1.В соответствии со ст.4 закона О прокуратуре задачами являются:

1)обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура исполняет надзор за точным исполнением законов, НПА, декретов и указов президента всеми субъектами и организациями.
2)исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
3)исполнением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
4)соблюдение законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера
Прокуратура РБ действует в направлениях:
1)надзор за соблюдением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельность
2)надзор за соблюдением законов в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания
3)надзор за соответствия закону судебных постановлений, а также соблюдение закона при их исполнениях
4)надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характер
5)борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности
6)координация правоохранительной деятельности государственных органов по борьбе с преступлениями, в том числе с коррупцией, а также по борьбе с преступлениями иных организаций, участвующих в борьбе с преступлениями
7)разработка совместно с другими органами мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений
8)участие в совершенствовании законодательства и пропаганде законов, а также работа по повышению уровня культуры граждан и воспитание у них законопослушания

2.Отрасль прокурорского надзора – специализированное организационно-правовое подразделение органов прокуратуры, характеризующееся родовым объектом и предметом надзора, специфическими задачами и полномочиями прокурора. Понятие отрасли прокурорского надзора характеризуется и особыми задачами:1)предметная (отраслевая) концепция прокурора (органов прокуратуры) – сфера надзорной или иной функциональной специализации работников органов прокуратуры, в которой в соответствии с установленным в прокуратуре распределением обязанностей, в том числе и путем выделения в составе аппаратов органов прокуратуры определенных структурных подразделений реализуются задачи прокуратуры по определенным видам (сферам) деятельности и выполняющим их государственными и другим органом с использованием установленных органом прокуратуры. Различают различные отрасли прокурорского надзора:

1)надзор за исполнением законодательства – предметом надзора является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных НПА республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными СовМину, местными исполнительно-распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, д.л. и иными гражданами, в том числе и и.п.
2)надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности – предметом надзора является соответствующие закону акты и решения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и их д.л.
3)надзор за соответствия закону судебных постановлений, а также соблюдение закона при их исполнениях – предметом является соответствии УПК правовых актов, вешений, действий органов предварительного дознания и следствия и их д.л.
4) надзор за соответствия закону судебных постановлений, а также соблюдение закона при их исполнениях – предметом является соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным, гражданским делам, делам, связанным с предпринимательством и иной хозяйственно-экономической деятельности, по делам об административных правонарушениях, а также соответствия законодательству правовых актов и решений (действий) органов и д.л., осуществления исполнение судебных постановлений и других актов, подлежащих исполнению
5) надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера – предметом является соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, учреждениями, исполняющими принудительные меры безопасности и лечения, принудительные меры воспитательного характера, административных мест содержания под стражей и ЛТП законодательства, а также прав осужденных и других лиц, содержащихся в данные учреждения, выполнения ими своих обязанностей.

117)Общий надзор органов прокуратуры.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (СЗ РФ, 1995. № 47. Ст. 4472) органы прокуратуры осуществляют:

а) надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

б) надзор за соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

в) надзор за исполнением законов администрациями органов к учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В настоящее время эти учреждения находятся в ведении Министерства юстиции РФ.

Названные виды прокурорского надзора обычно называют общим надзором.

При осуществлении общего надзора прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов и материалов; проводить проверки по поступающим в прокуратуру материалам и обращениям; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений закона; возбуждать производство по делам об административных правонарушениях; вносить представления об устранении нарушений закона; освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; опротестовывать противоречащие закону правовые акты; обращаться в арбитражные суды с требованием о признании противоречащих закону пра­вовых актов недействительными.

В порядке надзора за соблюдением прав и свобод граждан прокуроры рассматривают и проверяют заявления, жалобы о их нарушении, разъясняют гражданам порядок защиты их прав и свобод, принимают меры по предупреждению и пресечению подобных нарушений, по привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного гражданам ущерба.

Правовыми формами общенадзорной деятельности органов прокуратуры являются протесты, представления и постановления.

Протест прокурора имеет своим объектом противоречащий закону акт исполнительного органа (должностного лица). Он приносится прокурором в орган (должностному лицу), издавший такой правовой акт. Он может вместо принесения протеста, обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста должен быть дан незамедлительный письменный ответ. О дне рассмотрения протеста коллегиальным исполнительным органом сообщается прокурору. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных им протестов и в других случаях.

В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции страны Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Представление прокурора вносится в исполнительный орган (должностному лицу), который полномочен устранить допущенные нарушения. Как правило, представление имеет предупредительный характер и направлено на устранение причин и условий, способствующих нарушениям законности. В течение месяца со дня его внесения адресатом должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление прокурора в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом имеет своим содержанием возбуждение уголовного дела или производства об административном правонарушении.

При осуществлении надзора за соблюдением прав задержанных и заключенных под стражу прокурор вправе, помимо внесения протестов и представлений, возбуждения дел об ответственности лиц администрации исправительных учреждений, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, освобождать их из штрафного изолятора, карцера, немедленно освобождать содержащихся под стражей.

Наши рекомендации