Федеральная служба судебных приставов
Федеральная служба судебных приставов — это одна из трёх федеральных служб Министерства юстиции Российской Федерации (помимо неё существуют Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная регистрационная служба). Она имеет свои управления в каждом субъекте Российской Федерации. Управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю — одно из них.
На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебных приставов по ОУПДС), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
Судебный департамент Верховного суда РФ
Судебный департамент является новым структурным образованием Верховного Суда РФ, созданным в соответствии с Законом “О судебной системе РФ”. Задачей Судебного департамента является осуществление организационного обеспечения деятельности судов. Ранее эта функция принадлежала подразделениям Министерства юстиции РФ и его местным органам. Главное содержание организационного обеспечения деятельности судов составляет финансирование судов, их кадровое и ресурсное обеспечение. Судебному департаменту, находящемуся в настоящее время в процессе становления, передаются из Министерства юстиции РФ соответствующие штаты и финансирование судов.
Предполагается организовать судебные департаменты при областных и других равных им судах.
Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде РФ назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ по согласованию с Советом судей Российской Федерации. Работники Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента определяется федеральным законом.
Арбитражный суд
РФарбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему Российской Федерации. На них возложено осуществление правосудия при разрешении дел об экономических спорах и в некоторых других, определенных законом случаях.
Организация и деятельность арбитражных судов регулируется как общими судебными законами - Законом “О статусе судей в РФ”, Законом “О судебной системе РФ”, так и специальными - Федеральным конституционным законом “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Арбитражному процессуальному кодексу (ст. 22) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных отношений:
1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;
2) между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
Арбитражные суды чаще всего разрешают споры о разногласиях по договору, ненадлежащем исполнении обязательств, нарушении прав собственника и возмещении убытков, об обжаловании отказа в государственной регистрации, о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.
Арбитражные суды образуют централизованную систему, возглавляемую Высшим Арбитражным Судом РФ. Арбитражные суды, обладающие одинаковой структурой и имеющие равную компетенцию, образуют звенья. Среднее звено составляют федеральные арбитражные суды округов, третье (низшее) звено - арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов (эти суды для краткости именуются арбитражными судами субъектов Российской Федерации).
§ 2. Арбитражные суды субъектов РФ
Основным звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды, действующие на территории субъектов Российской Федерации - в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах и в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге).
В компетенцию арбитражных судов субъектов Российской Федерации входит рассмотрение по первой инстанции практически всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Они же повторно, в апелляционном порядке, рассматривают дела, которые слушались в этом суде по первой инстанции.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации состоит из арбитражных судей, которые назначаются на свою должность Президентом РФ без ограничения срока полномочий. На судей арбитражного суда субъекта РФ полностью распространяется действие положений Закона “О статусе судейв РФ”. Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны.
Законом “О судебной системе РФ” предусмотрено участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия. Но пока их участие находится в стадии эксперимента. Арбитражными заседателями являются лица, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере предпринимательской деятельности или иной экономической деятельности, достигшие 25 лет. Список арбитражных заседателей утверждает ныне Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.
Дела по первой инстанции рассматриваются в арбитражных судах субъектов Российской Федерации судьей единолично. Лишь при необходимости применения специальных знаний при рассмотрении конкретных дел привлекаются арбитражные заседатели. Тогда образуется состав суда - один судья и два арбитражных заседателя. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов государственного самоуправления и иных органов, дела о банкротстве рассматриваются коллегиально судьями. При этом в состав суда должно входить трое или другое нечетное число судей. В апелляционном порядке дела рассматриваются только коллегиально, в состав суда входит нечетное количество судей - трое или больше.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации действует в составе президиума и двух судебных коллегий: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Коллегии рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и иных нормативных актов.
Президиум утверждает членов коллегий по представлению председателя арбитражного суда, рассматривает вопросы судебной практики, а также вопросы организации работы суда.
Организация работы в арбитражном суде субъектаРФ возлагается на председателя суда и его заместителей.
Председатель арбитражного суда субъекта РФ является судьей и рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда. Кроме того, она распределяет обязанности между заместителями, формирует судебные составы, созывает президиум арбитражного суда, председательствует на его собраниях и вносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные законом к ведению президиума, осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного суда, назначает на должность и освобождает от нее работников аппарата суда, представляет арбитражный суд в отношениях с государственными и общественными органами.
Заместители председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации возглавляют судебные коллегии и организуют их работу, осуществляют руководство деятельностью структурных подразделений аппарата арбитражного суда.
§ 3. Федеральные арбитражные суды округов
Федеральные арбитражные суды округов являются вторым звеном системы арбитражных судов. Они осуществляют деятельность по проверке в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях.
Каждый федеральный арбитражный суд округа осуществляет свою юрисдикцию на территории нескольких областей, республик, автономных округов и т. д. Существует 10 федеральных арбитражных судов соответствующих округов: Волго-Вятского, Восточно-Сибирского, Дальневосточного, Западно-Сибирского, Московского, Поволжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Центрального.
Главная задача, стоящая перед этими судами, - проверка обоснованности и законности в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации по делам, рассмотренным ими в первой и апелляционной инстанциях. Федеральным арбитражным судам округов предоставлено право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционного закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, подготавливать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Судебные коллегии проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируют судебную статистику.
Президиум утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, рассматривает вопросы организации работы суда и вопросы судебной статистики.
Федеральный арбитражный суд округа состоит только из судей. Судьи федерального арбитражного суда округа назначаются Президентом РФ, без ограничения срока их полномочий. Судьи независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Дела рассматриваются коллегиально, в составе нечетного количества судей - трое или больше.
Работа в федеральном арбитражном суде округа организуется председателем и его заместителями, которые выполняют эту работу помимо осуществления правосудия по арбитражным делам.
Председатель распределяет обязанности между заместителями, формирует из судей федерального арбитражного суда округа судебные составы, созывает президиум, председательствует на его заседаниях, а также вносит на его рассмотрение вопросы, отнесенные законом к ведению президиума, осуществляет общее руководство аппаратом федерального арбитражного суда округа, назначает и освобождает от должности работников аппарата суда, представляет федеральный арбитражный суд округов в отношениях с государственными, общественными и иными органами.
Заместители председателя возглавляют коллегии, где организуют работу по рассмотрению дел в кассационном порядке, организуют деятельность структурных подразделений аппарата суда. В отсутствие председателя его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии первого заместителя - один из заместителей председателя.
§ 4. Высший Арбитражный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст. 127 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает арбитражные дела в первой инстанции и в порядке надзора.
По первой инстанцииВысший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела:
1) о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих законные интересы организаций и граждан;
2) об экономических спорах между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.
В порядке надзора Высший Арбитражный Суд РФ проверяет вступившие в законную силу судебные акты всех нижестоящих арбитражных судов. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов, договоров, изучает и обобщает судебную практику, разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.
Высший Арбитражный Суд РФ руководит деятельностью арбитражных судов. Это выражается в том, что он вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, подлежащим обязательному применению нижестоящими арбитражными судами. Он также осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному и материально-техническому обеспечению. Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопросам его ведения.
В составе Высшего Арбитражного Суда РФ действуют следующие структурные подразделения: Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Президиум и Пленум.
Судебные коллегии рассматривают дела, отнесенные законом к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, в первой инстанции. Кроме того они изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируй судебную статистику.
Президиум рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Осуществляя руководство деятельностью нижестоящих арбитражных судов, он pacсматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации. В состав Президиума входят Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители и председатели судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. Собирается Президиум по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в его работе могут участвовать Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФобразуют все судьи, входящие в его состав. Главная прерогатива Пленума - рассмотрение материалов изучения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дача разъяснений по вопросам судебной практики. Кроме того, Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров, вопросы организации и деятельности арбитражных судов. Пленум собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Он полномочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава. В работе Пленума вправе принимать участие депутаты Совета Федерации и Государственной Думы, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. Постановления Пленума принимаются большинством голосов.
Высший Арбитражный Суд РФ состоит из судей, которые назначаются на свою должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, без ограничения срока полномочий. Все судьи Высшего Арбитражного Суда РФ независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Их правовое положение определяется Законом «О статусе судей в РФ».
Согласно Закону «О судебной системе РФ» в рассмотрении дел по первой инстанции могут участвовать арбитражные заседатели. Пока их список утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ. Дела рассматриваются коллегиально, нечетным количеством судей. Если по просьбе сторон дело рассматривается с участием арбитражных заседателей, то в состав суда входят один судья и два арбитражных заседателя, которые при рассмотрении дела обладают равными правами с судьей.
Организационная работа в Высшем Арбитражном Суде РФ возлагается на Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и его заместителей.
Председатель выполняет и функции по осуществлению правосудия: принимает участие в рассмотрении дел, вносит протесты в порядке надзора на судебные акты арбитражных судов в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Кроме того, он созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, председательствует на их заседаниях, выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению, осуществляет общее руководство аппаратом суда, распределяет обязанности между заместителями, формирует из числа судей судебные составы, представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами.
Заместители Председателя также осуществляют правосудие по арбитражным делам и имеют право внесения протестов в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Они возглавляют судебные коллегии, где организуют работу по рассмотрению дел, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в РФ. В отсутствие Председателя его обязанности выполняет первый заместитель Председателя, а соответственно в его отсутствие - один из заместителей.
При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов. Его заседания проводятся по мере необходимости, на них решаются вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в РФ. Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.
При Высшем Арбитражном Суде РФ образован Научно-консультативный совет, в который входят ученые, юристы, практики, специалисты в области предпринимательства и экономической деятельности. Научно-консультативный совет разрабатывает и представляет на рассмотрение Пленума рекомендации по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и иных нормативных актов, предложения по их совершенствованию.