Суд как орган судебной власти

Понятие “суд” имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматриваю­щие дела.

Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным орга­ном. Иные организации, в названии которых содержится слово “суд” - суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. - не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и За­кон “О судебной системе РФ” предусматривают следующиевиды органов, ко­торым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Кон­ституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а не­сколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам не все­ми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами. Рас­сматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как дейст­вуют не от своего имени, а от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, оп­ределенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уго­ловные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений район­ного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распростра­няется на определенную территорию (район, область) или на структурное об­разование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный ок­руг). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности (Московский областной суд, военный суд Одинцовского гарни­зона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арби­тражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-террито­риальным делением. Предполагается, что и мировые судьи будут назначаться по судебным округам.

Понятие правосудия

Принципы правосудия.

  1. Понятие признаки и значение принципов правосудия.


Правосудие – это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность судов по уголовным, гражданским, административным, арбитражным делам, состоящая в установлении фактических обстоятельств дела, путем исследования доказательств и в разрешении дела, то есть применении соответствующего материального закона.

Принципы правосудия – это закрепленные в Конституции РФ и др. законах исходные положения, определяющие основные начала осуществления судом правосудия по различным делам.

Принципы правосудия отражают правовые, политические, нравственные воззрения общества и государства на то, каким должно быть правосудие.

Принципы правосудия исторически изменчивы.

Признаки принципов правосудия:

  1. Все принципы правосудия закреплены в Конституции РФ или в других нормативных актах.
  2. Принципы носятобъективный характер, поскольку отражают уровень общественного развития государства; культурные нравственные правовые традиции, сложившиеся в государстве.
  3. Принципы правосудия – это положения наиболее общего и руководящего характера. Они предполагают дальнейшую конкретизацию и развитие в законодательстве.
  4. Все принципы правосудия образуют целостную взаимосвязанную систему. Содержание отдельных принципов правосудия может отличаться в различных видах судопроизводства.
  1. Законность

Правовое регулирование:

а) ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы»; ст. 120 конституции РФ: «1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. 2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом»

б) УПК РФ ст.7 «Законность при производстве по уголовному делу»: «1.Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему кодексу.2. Суд, установив в ходе производства по уголовному делу несоответствие федерального закона или иного нормативного правового акта настоящему Кодексу, принимает решение в соответствии с настоящим кодексом»3. Нарушение норм настоящего Кодекса судом, прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученные таким путем доказательств.4. Определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными».

в) ГПК РФ ст.11

г) АПК РФ ст.6, 13

д) КоАП РФ ст.1.6,

е) закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» ст.7

Законность – это общеправовой принцип, заключающийся в том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции РФ и законы. Эти требования в полной мере относятся к суду, при осуществлении правосудия, ко всем участникам судопроизводства, а равно ко всем присутствующим в зале судебного заседания.

Гарантии соблюдения законности:

  1. Возможность проверки любого судебного решения в вышестоящей судебной инстанции.
  2. Институт допустимости доказательств (ч.2 ст. 50 конституции РФ «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона»).
  3. Институты прокурорского надзора и судебного контроля за соблюдением законности в деятельности правоохранительных органов.
  4. Деятельность Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ по анализу судебной практики и выработке рекомендаций по единообразному применению закона.

Наши рекомендации