Понятие и признаки правосудия.
татья 4 Закона о судоустройстве называет правосудием два вида деятельности: 1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел; 2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных».
Вместе с тем понятие правосудия не исчерпывается деятельностью по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. С момента принятия указанного выше Закона судебная система серьезно изменилась. Наряду с судами общей юрисдикции были созданы арбитражные и конституционные (уставные) суды, деятельность которых также связана с осуществлением правосудия. Статья 4 Закона об арбитражных судах, в частности, говорит о том, что арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции соответствующими законами.
Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях также можно отнести к правосудию. Для этого есть не только теоретические и эмпирические, но и нормативные основания. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 1) говорит о том, что рассмотрение мировыми судьями административных дел является правосудием.
Остается открытым вопрос о том, является ли правосудием деятельность конституционных судов. Исходя из того что правосудием следует называть лишь деятельность, которая так поименована законом, можно сделать вывод, что деятельность Конституционного Суда РФ понятием правосудия не охватывается.
Итак, прежде чем сформулировать определение правосудия, следует выделить его признаки.
Первый признак правосудия вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.
Второй признак – реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).
Теперь можно сформулировать определение правосудия.
Правосудие – это деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.
Вместе с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудия у граждан ассоциируется с такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное определение правосудия можно уточнить следующим образом: правосудие – это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ.
Для того чтобы глубже понять смысл правосудия, необходимо обратить внимание на принципы правосудия.
6. Понятие и сущность конституционных принципов правосудия;
классификация (система) принципов.
В гл. 7 разд. 1 Конституции Российской Федерации сформулированы важнейшие правовые положения, характеризующие российский суд и правосудие. Поскольку эти положения закреплены в Основном законе нашего государства, они составляют конституционные основы, или принципы, суда и правосудия, являясь правовыми гарантиями демократизма.
Сущность данных принципов заключается в следующем:
1) это обусловленные характером самого общества идейные основы права и правосудия. Исторически они возникают в общественном сознании народа, в научных теориях и идеях, а принципами права и правосудия становятся тогда, когда воспринимаются государством и закрепляются в праве как общеобязательные положения. Принципы как идейные основы формируются на базе идеологического многообразия и исторического опыта народа;
2) это политические основы права и правосудия, так как право само является политической категорией, поскольку затрагивает интересы значительного числа людей. Потребности общественного развития преломляются через политическую, т. е. государственную волю, сформулированную в законах. Законы, а, следовательно, и правовые принципы, устанавливает государство (политическая организация общества), они выражают волю и интересы народа, классов, партий, политических движений. Как политические основы принципы формируются, опираясь на политическое многообразие и многопартийность;
3) это нормы права (общеобязательные правила), но не обычные, а руководящие, они не только сами непосредственно регулируют общественные отношения, но и направляют развитие права данного государства;
их влияние выходит далеко за пределы законодательных формулировок. Как нормы права принципы формируются с учетом общепризнанных принципов и норм международного права;
4) как идейно-политические основы права и правосудия принципы концентрированно выражают в правовом государстве демократизм права, суда и правосудия, почему они и называются демократическими основами суда;
5) являются выражением специфики судебной власти в отличие от власти законодательной и исполнительной, а также национальных особенностей российской правовой и судебной систем.
Таким образом, конституционные основы (принципы) правосудия — это закрепленные в Конституции и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей правовой и судебной систем России.
Принципы правосудия играют важную роль в развитии законодательства о суде, в осуществлении задач по обеспечению законности и защиты прав человека.
Конституционные принципы помимо того, что содержат в себе идейно-политические начала права, являются еще и правовыми нормами, регулирующими организацию и деятельность суда. Эти нормы обязательны для исполнения всеми, кого они касаются, и прежде всего судьями и другими участниками судебного процесса. Нарушение конституционных принципов влечет вынесение неправосудных судебных актов, которые подлежат безусловной отмене вышестоящим судом.
Конституционные принципы правосудия нашли свое воплощение и развитие в содержании тех отраслей права, которые регулируют построение и деятельность суда — в судоустройстве, гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном и уголовно-процессуальном праве.
Принципы правосудия в нормах судоустройства и процессуального права могут быть закреплены в виде формулировок конкретных статей законов. Однако из этого не вытекает, что все содержание таких принципов ограничивается означенными формулировками. Сущность любого принципа проявляется во многих нормах и институтах данной отрасли права, иначе он (принцип) потерял бы свое основополагающее значение, перестал служить идейно-политической основой той или иной отрасли права.
Некоторые принципы не сформулированы в отраслевом законодательстве в виде отдельных норм или статей закона. В этом случае содержание их раскрывается в различных положениях отрасли права, а понятие выявляется в процессе научного исследования и в ходе практического осуществления многих норм и институтов соответствующей отрасли. Особенность принципов правосудия заключается в том, что почти все они даны в Конституции и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судоустройства и процессуального права.
В законодательстве закреплена целая система принципов правосудия, которая строится по двум направлениям.
Прежде всего, принято подразделять принципы на конституционные, т. е. сформулированные непосредственно в Конституции, и те, которые прямо в Конституции не закреплены, но вытекают из ее положений. К последним можно отнести, например, принципы непрерывности, непосредственности, устности и др. Однако такое деление не означает, что принципы правосудия следует подразделить на главные и второстепенные. Все они по своему характеру, назначению и значимости играют важную роль в разностороннем раскрытии специфики и демократической сущности правосудия.
Вместе с тем, конституционные принципы (основы) правосудия можно и нужно выделять, либо они предопределяют развитие и совершенствование любых других принципов, закрепленных в отраслевом законодательстве, так как Конституция является юридической базой развития всех отраслей и принципов права.
В Конституции России закреплены получившие отражение и развитие в отраслевом законодательстве о судоустройстве и судопроизводстве следующие принципы правосудия: единство судебной системы; законность:
осуществление правосудия только судом; доступность судебной защиты прав; осуществление правосудия на началах равенства сторон перед законом и судом; коллегиальность рассмотрения дел в судах; участие граждан в суде первой инстанции (народные и присяжные заседатели); государственный и национальный язык судопроизводства; открытое разбирательство дел во всех судах; обеспечение обвиняемому права на защиту; презумпция невиновности; состязательность и равноправие сторон; несменяемость судей; неприкосновенность судей, присяжных и народных заседателей.
Кроме указанного подразделения принципов правосудия на конституционные и иные, система их может строиться на другом основании, в частности, по отраслевой принадлежности. Иначе говоря, принципы правосудия в целом можно разделить на принципы судоустройства и принципы судопроизводства (уголовного, арбитражного и гражданского процессов) в зависимости от того, в нормах какой отрасли права они закреплены и находят свое отражение.
Поскольку организация и деятельность суда в основном регулируется нормами судоустройства (подотрасли конституционного права) и отраслей процессуального права — уголовного, гражданского и арбитражного, то и. принципы правосудия закрепляются в данных отраслях права. При этом, если принципы закреплены лишь одной из отраслей и только в ней осуществляются, то речь идет о специфически отраслевых принципах. Например, принцип права обвиняемого на защиту закреплен и раскрывается именно в уголовно-процессуальном праве, следовательно, он является специфически отраслевым принципом уголовно-процессуального права и уголовного процесса.
Большинство же принципов правосудия закреплены во всех отраслях права, регулирующих правосудие, т. е. в нормах и судоустройства, и судопроизводства. Поэтому они являются межотраслевыми принципами, свойственными и организации, и деятельности суда, а потому становятся принципами правосудия в целом.