Экономика имеет с налогами несколько точек соприкосновения.
Во-первых, экономика выступает общим источником уплаты налогов. Если налоги являются натуральными, то в порядке налогообложения распределяется та продукция, создаваемая на стадии производства. Если же налог является денежным, то стоимость, созданная на стадии производства, должна пройти стадию обмена, где возникнет денежная форма стоимости, в распределении которой принимает участие и налогообложение. Затем эта денежная форма, проходя самые разнообразные формы распределения и перераспределения, еще не один раз выступит источником выплаты налога.
Планирование, то есть волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов.
По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (для предприятий) и личное (для физических лиц). Для указанных субъектов возможности законного обхода налогов могут определяться:
• спецификой объекта обложения (например, могут не облагаться налогами доходы от государственных лотерей);
• спецификой субъекта налога (например, малые предприятия имеют определенные льготы в виде налогового кредита).
Налоговое регулирование – это комплекс налоговых мероприятий, проводимых с целью создания благоприятного налогового климата для внутренней и внешней деятельности предприятий. Это связующее звено между планированием и контролем.
Это составная часть процесса управления налогами, направленного на обеспечение реализации концепции налоговой политики государства, а также предприятий.
Основная цель налогового регулирования – уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов.
Налоговый контроль как составная часть государственного финансового контроля представляет собой сравнительно новое понятие в системе контроля Республики Казахстан.
Налоговый контроль – завершающая стадия управления налогообложением, один из элементов методики планирования налоговых доходов бюджета.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.
В современном цивилизованном обществе налоги — основной источник доходов государства. Помимо этого, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Экономическая сущность и природа налогов
Налоги – это обязательные платежи в бюджет, уплачиваемые физическими и юридическими лица в установленные сроки и в установленных размерах. Налоги формируют 80 – 90 % всех доходов бюджета, как экономическая категория выражают отношение, возникающее между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования доходов государственного бюджета. Основная функция налогов фискальная, т.к. с их помощью создаются материальные условия действия государства. Регулирующая функция: налоги стимулируют или сдерживают темпы развития экономики. Контрольная функция – означает налоговую дисциплину, это контроль над правильностью исчисления и уплаты налогов.
Эволюция налогообложения:
Ый этап – появились налоги с возникновением государства. Характеризуется неорганизованностью и случайным характером этого процесса. Налоги на данном этапе развития имеет бессистемный характер и существовали в натуральной форме.
Ой этап – в этот период налоги превращаются уже в основной источник дохода государственного бюджета многих стран. Налоги определяют определенную системность: появляются системы прямых и косвенных налогов.
3-ий этап – развиваются различные научные теории, касающиеся проблем налогообложения;
4-ый этап – налоги становятся не только основным источником пополнения доходов бюджетов, но и превращаются в один из мощных регуляторов социально-экономических процессов;
Классификация налогов:
- в зависимости от объекта налогообложения: прямые – КПН, ИПН, налог на транспортные средства и др., косвенные – акцизы и НДС;
- от степени оценки объекта налогообложения: прямые реальные и прямые личные;
- по форме платежа: натуральные и денежные;
- по использованию: общие и специальные;
- по субъекту платежа: налог с физических лиц, налог с юридических лиц;
- по уровню взаимоотношений с бюджетом: закрепленные и регулирующие;
- по экономическому признаку: налог на доходы, налоги на потребление, налог от операции с капиталом, налоги на собственность.