Наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния.

Наличие (отсутствие) обстоятельств, смягчающих или отягчающихнаказание.

Наличие (отсутствие) обстоятельств, которыемогутповлечьзасобойосвобождениеотуголовнойответственностиинаказания.

Представляется, чтоврезультатеиспользованияприведеннойпрограммыпрокуроркмоментуокончанияанализаматериаловуголовногоделаможет, во-первых, располагать информацией отом, какие из указанныхобстоятельствдостоверноустановлены, какимидоказательствамиониподтверждаются, во-вторых, оценитьэтидоказательствасточкизренияотносимости, допустимости, достоверностиидостаточности, в-третьих, установить, какиеизобстоятельствнуждаютсявдополнительнойпроверке.

Анализ и оценка прокурором использования результатов оперативно-розыскной деятельности по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе.

Анализ и оценка прокурором результатов производства отдельных следственных действий: следственным осмотр, обыск, выемка документов и носителей цифровой информации, допрос по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе.

ОЦЕНКА ДОПРОСА

В целом у заявителядолжны быть выяснены следующие вопросы:

· каковы причины и обстоятельства обращения в правоохранительные органы (когда и в связи с чем возникло решение об обращении, почему заявление не сделано сразу после содеянного и др.);

· кому именно передана взятка или предмет коммерческого подкупа, является ли это лицо, по мнению заявителя, должностным;

· кто был инициатором передачи взятки или осуществления коммерческого подкупа, как достигнуто соглашение о передаче вознаграждения и конкретном предмете взятки или коммерческого подкупа;

· какие взаимоотношения существуют с коррупционером и другими субъектами преступления;

· когда, где и при каких обстоятельствах передавался предмет взятки или коммерческого подкупа, каков способ передачи (лично из рук в руки, через посредников или завуалированным способом, каким именно);

· что послужило предметом взятки или коммерческого подкупа, каковы его индивидуальные признаки, источник приобретения предмета, имеются ли документы, подтверждающие приобретение предмета или изыскания средств для его приобретения;

· за удовлетворение какого интереса коррумпатора передано вознаграждение;

· за какие действия (бездействие) коррупционера передана взятка или предмет коммерческого подкупа, выполнены ли эти действия фактически и когда именно, в каких документах это отражено;

· кому известно о совершенном преступлении;

Допрашивая заявителя о злоупотреблениях коррупционера, также требуется выяснить:

· в каких отношениях находится с коррупционером, был ли знаком с ним ранее, как развивались отношения;

· если не может назвать фамилию и должность коррупционера, выяснить его приметы, при необходимости составить словесный или композиционный портрет;

· в связи с чем обращался к должностному лицу, какие разъяснения получил;

· какие действия (бездействие) были совершены коррупционером, в каких документах они были отражены;

· какие последствия для заявителя наступили, как оценивает причиненный ему вред;

· имеются ли очевидцы коррупционного деяния;

· рассказывал ли кому-либо о поведении коррупционера, обращался ли с жалобами в суд, к вышестоящим руководителям, в СМИ и т. п.;

· в каких документах могли остаться следы коррупционного деяния.

Допрос подозреваемого

Предметом допроса подозреваемого (обвиняемого) должен быть не только факт приема предмета взятки или коммерческого подкупа либо использования служебного положения в своих интересах, но и другие обстоятельства, например организация работы государственного органа, учреждения или организации, его структура, задачи и проблемы, возникающие при их решении, характеристика коллектива, взаимоотношения сотрудников, объем полномочий должностного лица, причины, порождающие отступление в процедуре принятия решений, другие вопросы, под-лежащие установлению

ОЦЕНКА ОБЫСКА

Имеется ли судебное решение, если такая необходимость присутствует

Соблюдены ли правила личного обыска

Оценить объекты поиска:

предметы взятки или коммерческого подкупа, их упаковка или ее фрагменты, документы к ним (паспорта, технические характеристики, инструкции и пр.);

предметы, запрещенные к обращению;

документы, относящиеся к служебной деятельности субъекта;

удостоверения личности и другие документы, характеризующие субъекта;

переписка, черновые записи, блокноты, записные книжки, в том числе электронные;

документы, свидетельствующие об образе жизни лица (договоры купли-продажи, свидетельства о праве собственности на недвижимость, о праве наследования, паспорта на дорогостоящую бытовую технику, технические паспорта на автомобили, доверенности на право управления, заграничные паспорта и др.);

носители цифровой информации, имеющей значение для расследования (компьютеры и их периферийные устройства, флэш-карты, дискеты, компакт-диски, мобильные телефоны, телефоны с электронной памятью, электронные записные книжки и другие электронные носители текстовой или цифровой информации);

ценности, добытые преступным путем;

фотографии, аудио- и видеозаписи, документы, характеризующие образ жизни, связи и взаимоотношения с другими лицами, фиксирующие наличие определенных предметов у субъекта (техники, украшений, мебели, предметов искусства и пр.), а также могущие послужить свободными образцами голоса, портретных черт и динамических признаков;

Протокол следственного действия составляется либо по окончании обыска, либо по ходу его. В нем должно быть отражено, в каком месте и при каких обстоятельствах обнаружены предметы, документы и ценности, выданы они добровольно или получены принудительно, количество изымаемых объектов, размер, вес, индивидуальные признаки, стоимость. Обязательно отражается в протоколе попытка присутствующих уничтожить или спрятать подлежащие изъятию объекты, а также меры, предпринятые оперативно-следственной группой по предотвращению такого поведения.

ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ

По делам о коррупционных преступлениях изымаются и исследуются документы:

характеризующие организацию, государственный орган или учреждение, осуществляемую ими деятельность, положение в них коррупционера;

устанавливающие компетенцию и полномочия коррупционера, его подчиненность и подконтрольность;

регламентирующие процедуру прохождения документов и порядок принятия решений;

связанные с совершением коррупционером аналогичного действия без незаконного вознаграждения;

связанные с совершением коррупционером действия (бездействием) в интересах коррумпатора;

отражающие признаки допущенного злоупотребления или иного коррупционного деяния (акты проверок, проведенных контрольно-ревизионными органами; жалобы на действия соответствующего должностного лица или руководителя организации; статьи и заметки в средствах массовой информации с критикой в его адрес; акты на списание товарно-материальных ценностей; накладные; пропуска на вывоз с охраняемой территории незаконно отпущенных товаров; приказы и распоряжения должностного лица о приеме на работу или назначении на должность, освобождении от нее, перемещении по службе, премировании, предоставлении льгот и др.);

свидетельствующие об изыскании средств на взятку или коммерческий подкуп и о маскировке незаконности этих действий; об использовании средств коммерческой организации коррумпатора; о получении средств преступным путем; о приобретении предмета взятки или коммерческого подкупа; о маскировке приема-передачи взятки или коммерческого подкупа;

свидетельствующие о заинтересованности коррумпатора в совершении должностным лицом действия (бездействии), за которое дана взятка или предпринят коммерческий подкуп;

связанные с использованием коррумпатором результатов действия (бездействия) коррупционера, выполненного за вознаграждение;

подтверждающие наступление вредных последствий вследствие злоупотреблений коррупционера;

свидетельствующие о причинно-следственной связи между злоупотреблениями коррупционера и наступлением вредных последствий;

подтверждающие умысел коррупционера, направленный на получение корыстной или иной выгоды для себя или своих близких в результате коррупционного деяния;

личные документы коррупционера и коррумпатора, характеризующие их личность, связи, времяпрепровождение, образ жизни, состояние здоровья, доходы и пр.;

иные документы, характеризующие или устанавливающие обстоятельства, относящиеся к расследуемому событию.

При изучении документов должно быть установлено:

соблюдался ли порядок их поступления, какие документы допущены, какие отклонены, кто за это ответственен;

соблюдены ли правила оформления;

какие имеются пометки, подписи, резолюции, кому они принадлежат;

когда и кем составлен документ на электронном носителе, вносились ли в него изменения, сколько раз и кем он редактировался, когда и кем был распечатан, у кого имелась для этого возможность;

кому поручено подготовить рассмотрение вопроса, вовремя и качественно ли проведена подготовка;

соблюдена ли очередность прохождения документов, если нарушена, то по чьей инициативе;

соблюден ли порядок рассмотрения вопроса по существу;

все ли необходимые документы были представлены;

ускорялись ли сроки совершения действий по службе;

компетентно ли было лицо выполнить служебные действия;

соответствуют ли записи в документе действиям должностного лица.

При необходимости документы и данные в них сопоставляются с соответствующими реестрами (в том числе электронными), книгами входящей и исходящей информации, первичными документами, черновиками, протоколами и пр. Документ оценивается также с точки зрения соответствия содержащейся в нем информации другим материалам дела, действующему законодательству, правилам и ведомственным инструкциям.

+ Результаты экспертизы документов (почерковедческая, технического исследования документов, компьютерно-техническая, автороведческая, психо-лингвистическая и др.).

Наши рекомендации