Разграничение получения взятки и хищения.
Взятка и хищение
Взятка и мошенничество. При получении взятки умысел должностного лица направлен на то, чтобы незаконно обогатить- ся, совершая действия (бездействие) в пользу взяткодателя с ис- пользованием своих служебных полномочий, служебного поло- жения или при общем покровительстве или попустительстве по службе. При мошенничестве, требующем разграничения с получением взятки, в большинстве случаев должностное лицо не обладает такими полномочиями или не занимает такое положение, кото- рые позволили бы ему совершить действия в интересах взяткода- теля или представляемых им лиц. Умысел должностного лица направлен на завладение чужим имуществом или правом на имущество путем обмана потерпевшего относительно наличия таких возможностей. Обман при мошенниче- стве, совершенном должностным лицом, заключается во введе- нии потерпевшего в заблуждение относительно своих служебных полномочий или положения.
Взятка и присвоение или растрата. Вопрос о разграничении получения взятки и присвоения или растраты, как правило, свя- зан с ситуациями, когда должностное лицо в качестве взятки по- лучает имущество, не принадлежащее взяткодателю, который распоряжается вверенным ему имуществом помимо воли собственника.
1. Должностное лицо за определенное служебное поведение в интересах взяткодателя фиктивно зачисляется на работу в орга- низацию, которой руководит взяткодатель, и получает в качестве взятки заработную плату. Фактически в этом случае руководи- тель организации совершает хищение вверенного ему имущества с использованием служебного положения путем растраты в поль- зу должностного лица. Должностное лицо, в чью пользу совер- шается растрата, фактически участвует в выполнении объектив- ной стороны хищения, но в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ дей- ствия должностного лица могут квалифицироваться только как соучастие в хищении в виде пособничества. При совершении хи- щения в соучастии корыстная цель может присутствовать у лю- бого из соучастников, а сознанием остальных участников только охватываться, поэтому не имеет значения, что основной исполни- тель хищения не стремится к личному обогащению за счет вве- ренного ему имущества. Действия должностного лица квалифи- цируются как получение взятки и соучастие в хищении по сово- купности преступлений.
2. Если между взяткодателем и взяткополучателем состоялась договоренность, что в качестве взятки должностное лицо примет имущество, которое взяткополучатель еще только собирается по- хитить, то действия должностного лица, пообещавшего принять в качестве взятки такое имущество и принявшего его, квалифици- руются также по совокупности преступлений: получение взятки и пособничество в хищении (заранее обещанное приобретение).
3. Взяткодатель передает должностному лицу в качестве взят- ки чужое имущество, распоряжаться которым он не имеет права, но должностному лицу об этом не известно. В таком случае взят- кополучатель может нести ответственность только за получение взятки. Но можно ли в этой ситуации квалифицировать действия взяткодателя как хищение? Если взятка передается из вверенного лицу имущества в его личных интересах, то хищение в этом слу- чае налицо, так как виновный похищает чужое имущество в ко- рыстных целях, чтобы обогатиться самому и за счет этого дать взятку. Если же взятка дается в интересах (ложно понятых или законных при вымогательстве) организации, которой принадле жит это имущество, то признаки хищения в действиях взяткода- теля отсутствуют, так как он не преследует корыстной цели, ко- торая является обязательным признаком любого хищения. При наличии всех признаков состава преступления возможна квали- фикация по ст. 201 или 285 УК РФ.
4. В качестве взятки передается имущество, уже похищенное взяткодателем. В этом случае взяткополучатель может нести от- ветственность за получение взятки и за приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем, если в момент получения взятки он осознавал это обстоятельство.
Необходимо разграничивать ситуации, когда должностное ли- цо получает в качестве взятки похищенное имущество за совер- шение действий, не связанных с хищением этого имущества, и когда должностное лицо получает ценности как свою долю по- хищенного имущества при совершении им самим действий, со- ставляющих объективную сторону хищения.
Получение взятки и кража. Вопрос о разграничении таких со- ставов преступления как получение взятки и кража, встает в тех случаях, когда должностные лица (как правило сотрудники пра- воохранительных органов) пресекают совершение кражи другими лицами. Например, во время совершения преступниками кражи с про- никновением в жилище (помещение или иное хранилище) сраба- тывает сигнализация. Приехавшим сотрудникам вневедомствен- ной охраны преступники предлагают какое-либо имущество из похищаемого с тем, чтобы они сделали вид, что приехали слиш- ком поздно. В случае согласия должностных лиц их действия бу- дут квалифицироваться в зависимости от конкретных обстоя- тельств. Если преступники были застигнуты в жилище (помещении, хранилище), то, согласившись с предложением преступников, сотрудники вневедомственной охраны фактически принимают участие в краже, которая еще не была окончена. Кроме того, они злоупотребляют должностными полномочиями путем бездей- ствия. Если же преступники задержаны, когда кража фактически бы- ла окончена, то сотрудники вневедомственной охраны получают взятку, злоупотребляют должностными полномочиями, а также приобретают имущество, добытое заведомо преступным путем.