Международные нормы об уголовно-правовом противодействии коррупции.
Становление международно-правового механизма противодействия коррупции прошло несколько этапов.
На первом этапе (50–60-ее годы ХХ столетия) международные организации, и прежде всего ООН, стали обращать внимание на необходимость борьбы с подкупом должностных лиц государств в сфере международных коммерческих и финансовых операций. В ряде государств (Бельгия, Великобритания, Германия, Индия, Корея, Португалия, Сингапур, США, Таиланд, Финляндия, Франция, Япония и др.) в это же время борьба с коррупцией стала одним из приоритетных направлений государственной политики.
Второй этап можно отнести к 70-м годам ХХ века, когда в контексте установления нового международного экономического порядка в ООН предпринимаются попытки выработки юридического определения коррупции и подготовки международного соглашения по борьбе с незаконными выплатами и иными видами коррупционных практик. Именно в этот период формируется идея сделать подобные деяния уголовно-наказуемыми по национальному законодательству государств-членов ООН. Так, резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3514 (ХХХ) от 15.12.1975 года осуждала все формы коррупции, включая подкуп в международных коммерческих сделках. Хотя данные попытки так и не увенчались принятием общей конвенции, они нашли отражение в других международно-правовых документах.
Третий этап наблюдается в 1980–1990-хх годах, когда вновь активизируется работа по разработке мер противодействия незаконным выплатам и иным видам коррупционных практик. Усилия ООН в этом направлении завершились принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о борьбе с коррупцией и подкупом при международных коммерческих сделках, которая содержала, помимо прочего, Международный кодекс поведения должностных лиц. В это же время в ООН и региональных международных организациях началась работа над подготовкой и принятием документов, регламентирующих международное сотрудничество в противодействии коррупции. Ее результатом стало принятие значительного числа международных договоров и актов органов международных организаций, в которых определялись основные инструменты и решались задачи борьбы с коррупцией в отдельных сферах жизни государства и общества . Хотя хронологические рамки нормотворческой активности различных видов международных организаций совпали, характер принимаемых актов различался в универсальных и региональных международных организациях. В то время как в ООН и других универсальных организациях в 1980–1990 гг. в основном разрабатывались акты «мягкого права» (резолюции, декларации и т.п.), в региональных международных организациях наряду с резолюциями стали приниматься международные договоры, которые имели обязательный характер .
Четвертый этап начинается в ХХI веке, когда в 2003 году принимается первая универсальная Конвенция ООН против коррупции, которая венчает ранее проведенную правотворческую работу. По состоянию на 8 января 2009 года ее участниками были 129 государств, в том числе с 2006 г. Россия3 . Менее чем через полтора года, к 20 маю 2010 года, участниками Конвенции стали 144 государства. К 15 мая 2011 года ее ратифицировали уже 151 государство мира. С учетом общего количества государств-членов ООН (192) можно говорить об очень высокой степени универсальности этого документа. Такое в практике ООН случается не часто, что требует особого внимания к общим для всех государств проблемам реализации Конвенции.
Содержание международных актов
Декларация о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях, принятая 16 декабря 1996 г. Резолюцией 51/191 на 86-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, и Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития, приняты 14 декабря 1990 г. Резолюцией 45/107 на 68-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Подписавшие страны обязуются криминализировать коррупционные деяния, и осуществлять международное сотрудничество по их предупреждению.
В ст. 8 Рекомендаций указано, что поскольку коррупция среди государственных должностных лиц может свести на нет потенциальную эффективность всех видов правительственных программ, затруднить развитие и создать угрозу для отдельных лиц и группы лиц, в высшей степени важно, чтобы все государства:
a) проанализировали адекватность своего уголовного законодательства, включая процессуальные нормы, с тем, чтобы реагировать на все виды коррупции и соответствующие действия, способствующие или содействующие коррупции, и применили санкции, которые обеспечат надлежащее сдерживание;
b) разработали административные и регулятивные механизмы для предупреждения коррупции или злоупотребления властью;
c) установили процедуры выявления, расследования и осуждения коррумпированных должностных лиц;
d) разработали правовые положения для конфискации средств и имущества, приобретенных в результате коррупции; и
e) приняли надлежащие меры в отношении предприятий, причастных к коррупции
Статья 7 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого 17 декабря 1979 Резолюцией 34/169 на 106ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, определяет, что «любой акт коррупции, как и любое другое злоупотребление властью, несовместимы со служебным статусом должностного лица по поддержанию правопорядка. К любому должностному лицу по поддержанию правопорядка, совершившему акт коррупции, закон должен применяться в полной мере, поскольку правительства не могут ожидать от граждан соблюдения ими правопорядка, если они не могут или не хотят обеспечивать соблюдение законности их собственными должностными лицами и в рамках их собственных учреждений»
Ключевую роль в формировании антикоррупционных стандартов принадлежит Конвенции ООН против коррупции, в главе II «Меры по предупреждению коррупции» которой содержится перечень антикоррупционных мер превентивного характера. В частности:
– создание государством-участником специального органа, ответственного за предупреждение и противодействие коррупции (о таком органе следует сообщить Генеральному секретарю ООН)
– обеспечение государством-участником наличия антикоррупционных положений в законодательстве, регулирующем вопросы поступления, прохождения и прекращения гражданской службы (прозрачность процедур приема на работу, прохождения и прекращения службы);
– принятие государством-участником мер, направленных на противодействие и предупреждение коррупции в области поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг (публичные закупки) для государственных нужд (прозрачность условий заключения соответствующих контрактов)2 ;
– принятие государством-участником мер по предупреждению коррупции в частном секторе (усиление стандартов банковского учета и аудита) и по предупреждению отмывания денежных средств (надзор в отношении банков и небанковских финансовых учреждений);
– принятие государством-участником мер в отношении судебных органов и органов прокуратуры (обеспечение честности и неподкупности).
В течение 1997–1999 годов в Европе были приняты еще ряд конвенций: Конвенция Организации экономического сотрудничества и развития о борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц при заключении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 года; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года; Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 9 сентября 1999 года. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию требует установления уголовной ответственности в отношении активного (обещание, предложение или предоставление неправомерного преимущества) и пассивного подкупа (требования получения или само получение неправомерного преимущества) широкого круга лиц.