Тема 1. Предмет и метод судебного делопроизводства

СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Курс: 3,4

Семестр: 5,7

Срок освоения ООП по форме обучения: 3,4 года

Квалификация выпускника: бакалавр

Москва

2015 год
Составитель: Чвиров Владимир Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности РГУП

_______________ «__» ________ 201__г.

подпись

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

Программа обсуждена на заседании кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности протокол № 12 от 24.02.2015 г.

Зав. кафедрой Мамыкин Анатолий Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент

_______________ «__» ________ 201__г.

подпись

Учебная программа одобрена Учебно-методическим советом ___________ протокол № ______ «__» ________ 20___г.

Оглавление

1.Цели освоения дисциплины........................................................................... 4

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины....................................... 6

4. Объем дисциплины в виде учебной работы................................................ 9

5. Содержание дисциплины............................................................................ 12

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплин.................... 35

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины....... 40

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины................................ 48

1.Цели освоения дисциплины

«Судебное делопроизводство»- это дисциплина, сочетающая в себе отрасли знаний в сфере делопроизводства, научной организации труда, методики овладения базовыми знаниями, необходимыми для получения профессиональных умений и навыков, призвана ознакомить студентов с организационно-распорядительными и техническими аспектами деятельности председателей судов, судей и работников аппарата суда.

Ее место в системе юридических дисциплин определяется неразрывной связью с такими смежными дисциплинами процессуального цикла, как Правоохранительные органы, Уголовный процесс, Гражданский процесс, Арбитражный процесс и др.

Целями освоения дисциплины «судебное делопроизводство» являются :

а) практическая – умение планировать и организовывать работу судьи, помощника председателя суда, помощника судьи, консультанта, секретаря, судебного секретаря, администратора суда по подготовке и рассмотрению судебных дел, по организации приема граждан в судах и других направлениям деятельности в соответствии с рекомендациями по научной организации труда;

б) образовательная - усвоение цели и содержания судебного делопроизводства в судах различных инстанций для эффективного выполнения профессиональных обязанностей судьями, помощниками председателя, помощниками судей, администраторами судов;

в) воспитательная – формирование научного мировоззрения, выработка убеждения в необходимости четкой организации функционирования судебной власти, деятельности судов общей юрисдикции.

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Учебная дисциплина «Судебное делопроизводство» является вариативной дисциплиной профессионального цикла, изучение которой является необходимым условием профессиональной подготовки юристов по направлению 40.03.02 «Юриспруденция» с присвоением квалификации «бакалавр».

Учебная дисциплина «Судебное делопроизводство» содержит большой информационный материал. В нем изучается специфика процессуального и документального оформления судебной деятельности в ходе судопроизводства, а также во внепроцессуальных аспектах деятельности судов.

Организация и функционирование судебной системы регламентируется многочисленными правовыми актами различного уровня, с которыми студентам надлежит ознакомиться.

Данная дисциплина предполагает знание и успешное освоение следующих общеобразовательных дисциплин:

- Обществознание;

- Философия;

- Экономика;

- Безопасность деятельности.

- общепрофессиональных дисциплин: Теория государства и права, Конституционное право, Административное право, Трудовое право, Профессиональная этика, информационные технологии и юридической деятельности; Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в: организации делопроизводства в судах, организации работы судьи, помощника председателя, помощника судьи, секретаря судебного заседания, работника канцелярии и архива в судебном делопроизводстве.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

- теоретические основы организации судебного делопроизводства;

- содержание и практику применения действующих нормативных правовых актов по организации и обеспечению судебного делопроизводства.

уметь:

- применять в практической деятельности навыки секретного, несекретного и архивного судебного делопроизводства;

- осуществлять ведение, учет, хранение служебных документов, бланков строгой отчетности и вещественных доказательств, регистрацию, выдачу, направление гражданских, административных и уголовных дел, регистрацию и обработку обращений граждан, поступивших в суд, исполнение служебных документов, составление статистической отчетности, прием и отправку всей корреспонденции, переписку и изготовление справок по архивным делам, изготовление копий документов и материалов архивного хранения по запросам и уничтожение дел;

- пополнять свои знания и совершенствовать практические навыки.

владеть навыками:

- ведения, учета и хранения служебных документов, бланков строгой отчетности.

- оформления гражданских, административных и уголовных дел.

3.Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Судебное делопроизводство» обеспечивает формирование следующих компетенций:

Таблица 1

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
       
1. ОК-1 способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста   Демонстрирует знания и понимание профессиональной этики юриста. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста, опираясь на знания Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Ролевые игры
2. ОК-2 Способен осознать социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания Демонстрирует знание нормативных правовых актов и ориентируется в их многообразии Лекция Лекция-дискуссия
3. ОК-3 Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Демонстрирует способность принимать участие в дискуссии по заданной теме Выступление на семинаре, участие в Научно-исследовательской работе
4. ОК-6 Имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону Владеет навыком исполнения закона добровольно Личная позиция и поведение в реальных ситуациях
5. ОК-7 Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Демонстрирует способность повышения мастерства  
6. ОК-8 Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решение социальных и профессиональных задач Демонстрирует знание социальных явлений и значение используемых понятий  
7. ОК-9 Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы Владеет навыком анализа и обобщения материала  
8. ОК-10 Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе Защиты государственной тайны Владеет навыком работы с информацией и способами ее защиты Практические занятия
9. ОК-11 Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией Владеет навыками работы с различными программами по созданию документов и их хранению Практические задания и игры
10. ПК-1 Способен участвовать в разработке НПА в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности Демонстрирует навыки правотворчества Создание текста НПА по заданной теме
11. ПК-2 Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры Демонстрирует знания изученных дисциплин Подготовка докладов, выполнение контрольных заданий
12. ПК-7 Владеет навыками подготовки юридических документов Владеет навыками подготовки текстов юридических документов Составление организационных и процессуальных документов
13. ПК-13 Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации Владеет навыками составления юридических документов Прохождение производственной практики в суде
14. ПК-14 Готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов НПА, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции Демонстрирует знание и умения анализа текста НПА Групповые дискуссии

Студент в результате освоения программы настоящей дисциплины должен:

знать:

- теоретические основы организации судебного делопроизводства;

- содержание и практику применения действующих нормативных правовых актов по организации и обеспечению судебного делопроизводства.

уметь:

- применять в практической деятельности навыки секретного, несекретного и архивного судебного делопроизводства;

-осуществлять ведение, учет, хранение служебных документов, бланков строгой отчетности и вещественных доказательств, регистрацию, выдачу, направление гражданских, административных и уголовных дел, регистрацию и обработку обращений граждан, поступивших в суд, исполнение служебных документов, составление статистической отчетности, прием и отправку всей корреспонденции, переписку и изготовление справок по архивным делам, изготовление копий документов и материалов архивного хранения по запросам и уничтожение дел;

- пополнять свои знания и совершенствовать практические навыки.

владеть

- навыками анализа правовой ситуации и документов; организации судебного заседания и ведения протокола судебного заседания.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 2

Очная форма обучения

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 з.е. -
Аудиторные занятия   -
Лекции   -
Семинары или Практические занятия   -
Самостоятельная работа(СРС)   -
Форма промежуточной аттестации   зачет зачет -

Очная форма обучения ( на базе среднего профессионального образования)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 з.е. -
Аудиторные занятия       -
Лекции       -
Семинары или Практические занятия       -
Самостоятельная работа(СРС)       -
Переаттестация 2 з.е. -

Очно-заочная форма обучения ( на базе среднего профессионального образования)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 з.е. -
Аудиторные занятия   -
Лекции   -
Семинары или Практические занятия   -
Самостоятельная работа(СРС)   -
Форма промежуточной аттестации   зачет зачет -

Заочная (ГВД) форма обучения ( на базе среднего профессионального образования)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 з.е. -
Аудиторные занятия   -
Лекции   -
Семинары или Практические занятия   -
Самостоятельная работа(СРС)   -
Форма промежуточной аттестации   зачет зачет -

Заочная (классическая) форма обучения (на базе среднего профессионального образования)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 з.е.   -
Аудиторные занятия      
Лекции   -
Семинары или Практические занятия   -
Самостоятельная работа(СРС)      
Форма промежуточной аттестации   зачет   зачет

Заочная (ГВД) форма обучения (на базе среднего полного образования)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 з.е. -
Аудиторные занятия   -
Лекции   -
Семинары или Практические занятия   -
Самостоятельная работа(СРС)   -
Форма промежуточной аттестации   зачет зачет -

Заочная (ГВД) форма обучения (на базе высшего образования)

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
 
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 2 з.е. -
Аудиторные занятия   -
Лекции   -
Семинары или Практические занятия   -
Самостоятельная работа(СРС)   -
Форма промежуточной аттестации   зачет зачет -

5. Содержание дисциплины

5.1. Рабочая программа дисциплины

Таблица 3

5.2. Разделы и темы дисциплины, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)

Очная форма обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Предмет и метод судебного делопроизводства   Презентация
История судебного делопроизводства в России XV-XXI в.в.   Презентация
Понятие и виды документов   Лекция - беседа
Требования к оформлению документов   Лекция - беседа
Электронный документооборот   Самостоятельная работа
Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел   Практическая работа
Распределение обязанностей между судьями и работниками аппарата суда. Организация приема граждан   Работа в команде - игра
Организация судебного заседания и ведение протокола судебного заседания. Порядок вынесения судебного решения   Анализ и изучение материала. Построение графика
Организация проверки делопроизводства   Самостоятельная работа
10. Организация хранения дел в суде. Оперативное и архивное хранение   Обучение на основе практики
  ВСЕГО    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах      

Очно-заочная форма обучения (на базе среднего профессионального образования)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Предмет и метод судебного делопроизводства   Презентация
История судебного делопроизводства в России XV-XXI в.в. -   Презентация
Понятие и виды документов   Лекция - беседа
Требования к оформлению документов     Лекция - беседа
Электронный документооборот     Самостоятельная работа
Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел   Практическая работа
Распределение обязанностей между судьями и работниками аппарата суда. Организация приема граждан -   Работа в команде - игра
Организация судебного заседания и ведение протокола судебного заседания. Порядок вынесения судебного решения     Анализ и изучение материала. Построение графика
Организация проверки делопроизводства   Самостоятельная работа
10. Организация хранения дел в суде. Оперативное и архивное хранение     Обучение на основе практики
  ВСЕГО    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах      

Заочная (ГВД) форма обучения (на базе среднего профессионального образования)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Предмет и метод судебного делопроизводства   Презентация
Понятие и виды документов     Лекция - беседа
Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел   Практическая работа
Организация проверки делопроизводства     Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по актуальным вопросам  
  ВСЕГО    

Заочная (классическая) форма обучения (на базе среднего профессионального образования.

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Предмет и метод судебного делопроизводства   Презентация
Понятие и виды документов   Лекция - беседа
Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел   Практическая работа
Организация проверки делопроизводства   Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по актуальным вопросам  
  ВСЕГО    

Заочная (ГВД) форма обучения (на базе общего среднего полного образования)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Предмет и метод судебного делопроизводства   Презентация
Понятие и виды документов     Лекция - беседа
Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел   Практическая работа
Организация проверки делопроизводства     Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по актуальным вопросам  
  ВСЕГО    

Заочная (ГВД) форма обучения (на базе высшего образования)

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Предмет и метод судебного делопроизводства     Презентация
Понятие и виды документов   Лекция - беседа
Требования к оформлению документов     Лекция - беседа
Электронный документооборот     Самостоятельная работа
Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел   Практическая работа
Организация проверки делопроизводства     Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по актуальным вопросам  
  ВСЕГО    

Заочная (ГВД) форма обучения (на базе высшего образования) зимний набор

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
Предмет и метод судебного делопроизводства   Презентация
Понятие и виды документов     Лекция - беседа
Требования к оформлению документов     Лекция - беседа
Электронный документооборот     Самостоятельная работа
Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел   Практическая работа
Организация проверки делопроизводства     Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по актуальным вопросам  
  ВСЕГО    

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 50 %.

Очная форма обучения

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
1, 2 Семинар 1: Предмет и метод судебного делопроизводства История судебного делопроизводства в России XV-XIXвв. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам  
Семинар 2: Понятие и виды документов Создание и анализ различных видов документов исходя из их предназначения
Семинар 3: Требования к оформлению документов Обсуждение оформления исков, заявлений, отзывов, жалоб в определенном порядке и с соблюдением процессуальных требований.
Семинар 4: Электронный документооборот Практическое занятие по созданию электронных документов. Обсуждение коммуникационных возможностей электронных документов.
Семинар 5: Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел Составление различных распоряжений и приказов от имени председателя суда, администратора, начальника управления Судебного департамента на предмет обеспечения суда техническим средствами, атрибутами судебной власти.
Семинар 6: Распределение обязанностей между судьями и работниками аппарата суда. Организация приема граждан Ознакомление и изучение должностных регламентов сотрудников суда. Решение задач на предмет профессиональных функций работников суда.
Семинар 7: Организация судебного заседания и ведение протокола судебного заседания. Порядок вынесения судебного решения Дидактическая игра в командах по направлениям организации судебной деятельности
9,10 Семинар 8: Организация проверки делопроизводства. Организация хранения дел в суде. Оперативное и архивное хранение Практическое занятие по методике проверки правильности исполнения судебного документа
Итого:

Очно-заочная форма обучения (на базе среднего профессионального образования)

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
1, 2 Семинар 1: Предмет и метод судебного делопроизводства История судебного делопроизводства в России XV-XIXвв. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам  
Семинар 2: Понятие и виды документов Создание и анализ различных видов документов исходя из их предназначения
Семинар 3: Требования к оформлению документов Обсуждение оформления исков, заявлений, отзывов, жалоб в определенном порядке и с соблюдением процессуальных требований.
Семинар 4: Электронный документооборот Практическое занятие по созданию электронных документов. Обсуждение коммуникационных возможностей электронных документов.
Семинар 5: Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел Составление различных распоряжений и приказов от имени председателя суда, администратора, начальника управления Судебного департамента на предмет обеспечения суда техническим средствами, атрибутами судебной власти.
Семинар 6: Распределение обязанностей между судьями и работниками аппарата суда. Организация приема граждан Ознакомление и изучение должностных регламентов сотрудников суда. Решение задач на предмет профессиональных функций работников суда.
Семинар 7: Организация судебного заседания и ведение протокола судебного заседания. Порядок вынесения судебного решения Дидактическая игра в командах по направлениям организации судебной деятельности
9,10 Семинар 8: Организация проверки делопроизводства. Организация хранения дел в суде. Оперативное и архивное хранение Практическое занятие по методике проверки правильности исполнения судебного документа
Итого:

Заочная (ГВД) форма обучения (на базе среднего профессионального образования)

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
Семинар 1: Предмет и метод судебного делопроизводства Дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам  
Семинар 2: Понятие и виды документов Создание и анализ различных видов документов исходя из их предназначения
Семинар 5: Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел Составление различных распоряжений и приказов от имени председателя суда, администратора, начальника управления Судебного департамента на предмет обеспечения суда техническим средствами, атрибутами судебной власти.
Семинар 7: Организация судебного заседания и ведение протокола судебного заседания. Порядок вынесения судебного решения Дидактическая игра в командах по направлениям организации судебной деятельности
Итого:

Заочная (классическая) форма обучения (на базе среднего профессионального образования)

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
Семинар 1: Предмет и метод судебного делопроизводства Дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам  
Семинар 2: Понятие и виды документов Создание и анализ различных видов документов исходя из их предназначения
Семинар 5: Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел Составление различных распоряжений и приказов от имени председателя суда, администратора, начальника управления Судебного департамента на предмет обеспечения суда техническим средствами, атрибутами судебной власти.
Семинар 7: Организация судебного заседания и ведение протокола судебного заседания. Порядок вынесения судебного решения Дидактическая игра в командах по направлениям организации судебной деятельности
Итого:

Заочная (ГВД) форма обучения (на базе общего среднего полного образования)

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
Семинар 1: Предмет и метод судебного делопроизводства Дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам  
Семинар 2: Понятие и виды документов Создание и анализ различных видов документов исходя из их предназначения
Семинар 5: Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел Составление различных распоряжений и приказов от имени председателя суда, администратора, начальника управления Судебного департамента на предмет обеспечения суда техническим средствами, атрибутами судебной власти.
Семинар 7: Организация судебного заседания и ведение протокола судебного заседания. Порядок вынесения судебного решения Дидактическая игра в командах по направлениям организации судебной деятельности
Итого:

Заочная (ГВД) форма обучения (на базе высшего образования)

№ темы дисциплины. Тематика практических и/или семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах
1, Семинар 1: Предмет и метод судебного делопроизводства. Обсуждение докладов и выступлений, дискуссия по наиболее актуальным и спорным вопросам  
Семинар 2: Понятие и виды документов Создание и анализ различных видов документов исходя из их предназначения
Семинар 3: Требования к оформлению документов Обсуждение оформления исков, заявлений, отзывов, жалоб в определенном порядке и с соблюдением процессуальных требований.
Семинар 4: Электронный документооборот Практическое занятие по созданию электронных документов. Обсуждение коммуникационных возможностей электронных документов.
Семинар 5: Стадии судебного делопроизводства и оформление уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел Составление различных распоряжений и приказов от имени председателя суда, администратора, начальника управления Судебного департамента на предмет обеспечения суда техническим средствами, атрибутами судебной власти.
9,10 Семинар 8: Организация проверки делопроизводства. Организац

Наши рекомендации