Профилактическая деятельность следователя
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Использование помощи населения и средств массовой информации в раскрытии и расследовании преступлений.
2. Профилактическая работа следователя в процессе расследования преступления.
3. Значение участия средств массовой информации и населения в раскрытии и расследовании преступлений
Методические указания для обучающихся
по подготовке к семинару
При подготовке к семинару по данной теме обучающиеся должны обратить внимание на методы и формы использования помощи населения и средств массовой информации в раскрытии и расследовании преступлений. Особое внимание следует уделить изучению вопросов, посвященным формам осуществления профилактической работы следователя по уголовным делам.
Задания для самостоятельной работы
В рабочих тетрадях составить конспект, в котором отразить возможные формы использования помощи населения и средств массовой информации в раскрытии и расследовании таких преступлений как изнасилование, разбой, квартирная кража.
Выполненное задание проверяется преподавателем выборочно на следующем занятии.
Рекомендуемые источники
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ
«О полиции». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Приказ МВД России от 6 сентября 2011 года № 995 «О совершенствовании деятельности подразделений информации и общественных связей, пресс-служб органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Основная литература
Криминалистика: полн. курс: электрон. копия / под ред. А.Г. Филиппова. –
М., 2012. – Режим доступа STELLUS, по паролю.
Криминалистика: углублен. курс: учебник / В.В. Агафонов [и др.];
под ред. А.Г. Филиппова. – М., 2017.
Яблоков Н.П. Криминалистика: полн. курс: электрон. копия: учебник для бакалавров. – М., 2013. – Режим доступа STELLUS, по паролю.
Дополнительная литература
Белик Ю.С. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебное пособие. – Екатеринбург, 2010.
Гаврилов А.М. Привлечение населения к участию в борьбе с преступностью: учебное пособие. – М., 2008.
Дмитриева Е.А. Рассмотрение правоохранительными органами материалов средств массовой информации о преступлениях и иных правонарушениях – гласность и безадресность // Российский следователь. – 2010. – №13.
Кикоть В.Я., Лебедев С.Я. Предупреждение преступлений и админи-стративных правонарушений органами внутренних дел: учебник. – М., 2011.
Крылов А.В. Правовые и организационные основы взаимодействия Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации со средствами массовой информации: учебное пособие. – М., 2010.
Оровер В.А. Использование криминалистических методов предупреждения преступлений: монография. – М., 2011.
Петин И.А. Формирование и предупреждение преступного поведения // Российский следователь. – 2011. – № 14.
Солодкая Л.И. Организационно-тактические проблемы взаимодействия средств массовой информации с оперативными подразделениями ОВД: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. – Калининград, 2007.
Тимко С.А., Иващенко А.В. Взаимодействие органов внутренних дел с населением, средствами массовой информации и общественными формированиями: учебное пособие. – Омск, 2009.
Шипицина В.В. Сообщение о преступлении в средствах массовой информации: процессуальное значение и способы проверки // Российский следователь. – 2009. – № 5.
Яворский М.А. Формы и виды взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму // Российский следователь. – 2008. – № 24.
Перечень докладов, сообщений
1. Значение и принципы участия общественности, средств массовой информации в раскрытии и расследовании преступлений.
2. Особенности взаимодействия правоохранительных органов с религиозными и общественными объединениями при расследовании преступлений.
Тема 25. Розыскная деятельность следователя
Практическое занятие с разделением учебной группы на две подгруппы 2 часа
Содержание заданий подлежащих выполнению
Занятие проводится в форме деловой игры, в ходе которой используются методы опроса, индивидуальной работы, коллективного обсуждения решений. Преподавателем предлагается фабула по определенной ситуации. С фабулой обучающиеся знакомятся в часы самоподготовки. В рамках занятия обучающиеся выполняют следующие задания:
Задание 1. Исходя из фабулы, определить вид и формы розыскной деятельности следователя.
Задание 2. Определить тактические приемы розыска скрывшихся подозреваемых (обвиняемых).
Задание 3. Определить тактику розыска без вести пропавших лиц.