Вид и процедура проведения промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Процессуальные и психологические аспекты производства следственных действий» проводится в соответствии с Учебным планом в виде зачета. Зачет сдается в период зачетной сессии в соответствии с расписанием.
Магистрант допускается к зачету по дисциплине при условии выполнения им учебного плана по дисциплине: выполненных индивидуальных домашних заданий, пройденного тестирования, выступлений на семинарах, выполнения контрольной работы.
Зачет принимается в свободной форме по усмотрению преподавателя. Возможно собеседование по перечню вопросов. Знания магистранта оцениваются оценками «зачтено» или «не зачтено». Для получения оценки «зачтено» обучающийся должен показать определенный минимальный уровень освоения материала дисциплины.
Допуск к зачету, в соответствии с нормативными документами Российского университета правосудия, происходит в том случае, если магистрант набрал за оба семестра определенное число баллов, определенных в Положении.
Зачет принимает лектор. Зачет проводится в устной форме по вопросам, включенным в соответствующий перечень. Принимающему зачет преподавателю предоставляется право задавать дополнительные вопросы, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры, связанные с курсом. При проведении зачета могут быть использованы технические средства.
Основой для определения оценки служит уровень усвоения обучающимися компетенций, предусмотренных рабочей программой по дисциплине.
Оценивание на зачете
по дисциплине «Процессуальные и психологические аспекты
Производства следственных действий»
Оценка (стандартная) | Требования к уровню освоения компетенций |
«зачтено» | Оценка «зачтено» выставляется магистранту, если он имеет знания только основного материала, даже если не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, в целом способен выполнять практические работы. |
«не зачтено» | Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями отвечает на вопросы общего плана. |
2.Методические указания по подготовке к промежуточной
Аттестации.
Магистрант в рамках направления Юриспруденция получает практико-ориентированную подготовку в области юриспруденции, что не исключает получения некоторых фундаментальных знаний в сфере изучаемой дисциплины.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО магистрантов область их профессиональной деятельности включает: организации любой организационно-правовой формы, а также органы государственного и муниципального управления, что предполагает как знание нормативной базы, так и умение применять на практике полученные на занятиях навыки.
Ответ на зачете должен носить четкий и конкретный характер. Важной является способность обучающегося оперировать разными научными точками зрения, а также аргументировать свою позицию, в том числе путем отсылок к примерам из практики. Умение сопоставить содержание общих категорий с реальными явлениями государственно-правовой практики, правильно употребить теоретические знания в сфере практической правовой деятельности имеет важное значение для выпускника магистратуры по направлению Юриспруденция.
ФГОС ВПО магистра закрепляет компетентностный подход к образованию. В результате реализации данного подхода магистрант должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности. В связи с этим обучающийся должен продемонстрировать развитое правовое мировоззрение, зрелую гражданскую позицию. Особое внимание следует обратить на необходимость изучения реальной ситуации, которая сложилась в современном российском обществе.
При изучении источников магистрантам рекомендуется создавать так называемый «банк данных» с выдержками из научной и учебной литературы. Данное обстоятельство дает также возможность в дальнейшем сопоставлять точки зрения, критически их анализировать, формулировать собственные выводы.
3. Тестовые задания
Тестовые задания направлены на выявление знаний, умений и навыков магистрантов. В последнее время тестирование является одной из основных форм проверки и самопроверки знаний, умений и навыков обучающихся. Существует большое количество различного рода тестовых заданий. Так, например, задания могут быть направлены на проверку содержательных компонентов изучаемой дисциплины, на выявление качества усвоенного материала. Тестовые задания могут быть разного типа и разного уровня сложности – от репродуктивных вопросов и повторительных тестов до аналитических и исследовательских заданий. Часть тестовых заданий направлена на простое воспроизведение усвоенного учебного материала. Возможно использование заданий, рассчитанных на умение анализировать текст (информацию) или на применение знаний, умений и навыков, полученных в учебном процессе. С учетом изложенного могут быть предложены следующие типы тестовых заданий: 1/тестовые задания с одним верным вариантом ответа; 2/тестовые задания с несколькими верными вариантами ответов; 3/тестовые задания на соотнесение понятий, терминов и определений; 4/ тестовые задания на заполнение пропусков в верном утверждении; 5/ тестовые задания на установление пропусков в верном утверждении; 6/ тестовые задания на заполнение пропусков в схемах или на составление схемы; 7/ тестовые задания на определение термина, исходя из его признаков; 8/ тестовые задания на классификацию терминов; 9/ тестовые задания на установление истинности или ложности утверждения; 10/ тестовые задания на обобщение понятий; 11/ тестовые задания на замену слова для того, чтобы утверждение было верным; 12/ тестовые задания в виде кроссворда; 13/ тестовые задания творческого типа для творческих конкурсов; 14/ тестовые задания на определение последовательности; 15/ тестовые задания на решение практических заданий, применение теоретических знаний на практике.
Пример тестового задания на применение теоретических знаний на практике:
Какому типу темперамента соответствует характеристика:
Характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях, резкая смена настроений. Повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях может стать основою вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации, способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Наибольшего результата достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
Могут ли быть — с социальной точки зрения — "плохие" или "хорошие" типы темперамента (как и типы нервной системы)?
Может ли человек с любыми психофизиологическими данными успешно осуществлять любую профессиональную деятельность, в частности, деятельность следователя?
Задачи.
ВАРИАНТ 1
Задача 1
Какому типу темперамента соответствует характеристика:
Отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью; чувства легко возникают и быстро сменяются; быстро образуются временные связи, стереотипы достаточно подвижны. В новой обстановке не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности.
Можно ли судить по свойствам темперамента об особенностях конкретного содержания психической жизни личности?
Задача 2
Какому типу темперамента соответствует характеристика:
Характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях, большая энергия и прямолинейность в отношениях, резкая смена настроений. Повышенная возбудимость при неблагоприятных условиях может стать основою вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации, способен преодолевать значительные трудности, отдаваться делу с большой страстью. Наибольшего результата достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.
Могут ли быть — с социальной точки зрения — "плохие" или "хорошие" типы темперамента (как и типы нервной системы)?
Может ли человек с любыми психофизиологическими данными успешно осуществлять любую профессиональную деятельность, в частности, деятельность следователя?
ВАРИАНТ 2
Задача 1
Какому типу темперамента соответствует характеристика:
Реакции несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях остается достаточно спокойным и выдержанным, не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения всегда уравновешивают процесс возбуждения. Правильно рассчитывает свои силы, проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности несколько замедлено. Стереотипы мало подвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.
Подвержен ли темперамент социальному воспитанию?
Задача 2
Какому типу темперамента соответствует характеристика:
Отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям даже по поводу незначительных событий. Чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия затрудняют деятельность. Интровертирован, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности и реактивности.
Представляется ли Вам обоснованной постановка вопроса о наиболее предпочтительном для следственной работы, типе высшей нервной деятельности или темпераменте?
ВАРИАНТ 3
Задача 1
Следователь и другие должностные лица, производя обыск, должны одновременно обследовать жилище, различные постройки, участки местности, наблюдать за поведением обыскиваемого и обыскивающих, анализировать обстановку на месте производства обыска с целью получения информации, необходимой для расследования.
Какое из свойств внимания особенно ярко проявляется в данной ситуации?
Задача 2
Известен такой факт. При обыске в доме лица, занимавшегося подпольными абортами, когда следователь рассматривал шкаф, сотрудник полиции, проверявший надворные постройки, отвлек его сообщением о безрезультатности своих поисков. После этого следователь механически закрыл дверцу шкафа и перешел к этажерке. В шкафу же хранился чемодан с инструментарием и медикаментами.
Какое свойство внимания было нарушено у следователя в результате отвлекающих действий работника полиции?
ВАРИАНТ 4
Задача 1
Какой группе черт характера (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) соответствует каждое из нижеприведенных положений:
•устойчивые индивидуально-типологические особенности непосредственного регулирования поведения;
• устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной, понятийно-опосредствованной регуляции деятельности и поведения;
• устойчивые индивидуально-типологические отражения существенных взаимосвязей действительности.
Назовите существенные черты характера, которыми должен обладать следователь.
Задача 2
Расследовалось уголовное дело по факту убийства Н. Случайным очевидцем происшествия оказался 30-летний Ш., который характеризовался как человек с повышенной впечатлительностью. Ш. заявил, что он сможет опознать человека, которого видел на месте убийства, и описал запомнившиеся ему приметы преступника (выше среднего роста, лицо овальной формы, продолговатый нос). В процессе расследования Ш. предъявили для опознания трех человек, среди которых находился Н., подозреваемый в совершении преступления. Ш. буквально впился глазами в предъявленных ему лиц. От напряжения на лбу Ш. даже проступили капельки пота. Активность опознающего в выполнении поставленной мыслительной задачи не вызывала никакого сомнения.
После длительного изучения предъявленных для опознания лиц Ш. указал на Н. и заявил, что именно его он видел на месте совершения преступления. В дальнейшем было доказано полное алиби Н. В ходе расследования дела в совершении преступления по косвенным уликам был заподозрен В. Его в числе других лиц также предъявили для опознания Ш. При проведении опознания Ш. опять исключительно напряженно вглядывался в предъявленных ему лиц. При этом такой же напряженный взгляд он время от времени устремлял и на следователя. Проанализировав поведение Ш. в ходе того и другого опознания, следователь пришел к выводу, что Ш. использует совершенно иной путь для решения поставленной перед ним задачи: он стремится угадать по поведению опознаваемых и следователя, кто же из них в действительности является подозреваемым. На допросе Ш. подтвердил предположение следователя. Как объяснил Ш., он плохо помнил приметы преступника и поэтому старался заметить, кто из предъявленных на опознание больше всего волнуется, так как считал, что коль следственные органы ему предъявили трех лиц, то среди них обязательно есть один преступник. Поскольку подозреваемые действительно больше других волновались, то Ш. и удалось "опознать" именно их.
Назовите основные цели психологического анализа, осуществляемого следователем в ходе следственного действия. В чем должна заключаться психологическая подготовка следователя к проведению предъявления для опознания? Проанализируйте предложенную ситуацию в названных аспектах.
ВАРИАНТ 5
Задача 1
По делу о хищении на мясокомбинате следователь принял решение осмотреть в бухгалтерии документы о закупках скота. К осмотру были привлечены бухгалтер и начальник цеха П., подозреваемый в организации хищений. Перед осмотром П. очень нервничал, лихорадочно курил одну папиросу за другой. Во время осмотра папок с документами П. сразу успокоился и даже начал улыбаться. Такая реакция обвиняемого была замечена следователем, и он стал анализировать ее возможные причины. Внимательное сопоставление осматриваемой группы документов с итоговыми записями по другим группам учета дало возможность выявить, что ряд документов отсутствует. Этим и объяснялось резкое изменение поведения П.
Охарактеризуйте особенности следственной (криминалистической) наблюдательности.
Задача 2
По делу о хищении в заготовительной организации свидетель Б., сторож склада, заявил, что по внешнему виду, расположению реквизитов хорошо помнит тот документ, который предъявил ему заготовитель А. при вывозе товаров со склада. Б. даже назвал цвет карандаша, которым была выполнена подпись главного бухгалтера. Следователь предъявил свидетелю семь папок с документами, предложив среди них найти тот, который Б. Описал. Такое количество документов привело Б. в замешательство. Он растерянно, без всякой системы, листал то одну папку, то другую. Следователь понял, что из-за отсутствия опыта обращения с большим количеством документов Б. вряд ли сможет самостоятельно выполнить поставленную перед ним задачу. Тогда свидетелю было предложено, не торопясь, просмотреть только одну папку. Сужение объема работы сразу изменило состояние Б. Просматривая папку, он самостоятельно обнаружил и уверенно опознал искомый документ.
Охарактеризуйте содержание психологического анализа в ходе данного следственного действия.
[1] Издания, отмеченные значком *, имеются в библиотечном фонде КФ ФГБОУВПО «РГУП».